Разбираем антивоенную картину Савицкого «Витебские ворота»

15 436
13 марта 2022 в 8:00
Автор: Тарас Щирый. Фото: Максим Малиновский

Разбираем антивоенную картину Савицкого «Витебские ворота»

В феврале исполнилось 100 лет со дня рождения Михаила Савицкого — одного из самых известных и интересных белорусских художников XX века. Одной из главных тем в творчестве мастера стала Великая Отечественная война, на которую в своем искусстве он смотрел под немного отличным от других художников-соцреалистов углом. Он не занимался летописью победы, не писал героев и батальные сцены. На хмурых полотнах Савицкого нередко предстает обычный, мирный, не воинствующий человек, чью жизнь беспощадно перекроила война, пустив ее под откос. Одна из таких работ мастера — масштабная картина «Витебские ворота». Что на ней изображено, в чем ее ценность и почему она актуальна до сих пор — обо всем этом и не только мы поговорили с искусствоведом Екатериной Каленкевич.

Какое место в истории белорусского искусства занимает Савицкий?

Без сомнений, это одна из самых заметных и ярких фигур в белорусской живописи второй половины XX века. Савицкий создал целый ряд полотен, которые по своему художественному языку контрастировали с общепринятыми в соцреалистическом искусстве «догмами», хотя свой творческий путь он начинает именно в этом русле.

— На мой взгляд, для Беларуси это художник-легенда, со своей ясной и твердой как художественной, так и гражданской позицией, — говорит Екатерина. — Знаковая фигура не только как художник, но и в том числе как широко известный общественный деятель. К примеру, именно он инициировал открытие «Творческих академических мастерских живописи, графики и скульптуры», где художники получали своего рода постакадемическое образование и где в дальнейшем сформировалась целая плеяда белорусских мастеров — учеников Савицкого.

Однако в то же время возникает ощущение, что его феномен еще предстоит разгадать. Несмотря на существование нескольких крупных монографических изданий, хотелось бы переоткрыть художника уже с позиций современного искусствоведения, чего, на мой взгляд, для полноты его понимания сегодня не хватает.

Савицкий родился 18 февраля 1922 года в деревне Звенячи под Толочином. С детства мечтал стать художником, но все планы нарушила война. Ее Михаил встретил в Крыму. Он участвовал в обороне Севастополя, был ранен и в итоге оказался в плену. Последующие несколько лет провел в различных концлагерях в Германии и в Беларусь вернулся лишь в 1946 году.

В будущем Савицкому удалось окончить Минское художественное училище и Московский художественный институт имени Сурикова. Со временем он стал одним из самых ярких представителей «сурового стиля» в Беларуси, изображавших на своих полотнах не пафос победы, а сцены из жизни обычного человека, волей-неволей оказавшегося в этом диком круговороте. Самыми известными работами мастера стали «Партизаны», «Партизанская Мадонна», «Поле», автобиографический цикл «Цифры на сердце», рассказывающий об ужасах концлагерей, «Казнь» и «Витебские ворота». Савицкий стал обладателем множества наград и премий, был народным депутатом СССР и является единственным белорусским художником, удостоенным звания Герой Беларуси. Его не стало в 2010-м. Похоронен в Минске на Восточном кладбище.

Постойте, а что такое «суровый стиль»?

Искусство в Советском Союзе использовалось как мощный идеологический инструмент. Художники, как и писатели, кинематографисты, нередко в своих работах приукрашивали советскую действительность, создавая образ идеальной страны и ее счастливых жителей, у которых есть все необходимое для радужной и безмятежной жизни.

Однако в конце 1950-х начале 1960-х в советском искусстве появились художники, которые смотрели на действительность под немного другим углом. Они все так же писали рабочих, но их герои часто выглядели утомленными, с пыльными от непростого труда руками, а на картинах, посвященных войне, нередко в центре появлялся не счастливый солдат-победитель, а побитый горем уставший человек. Ключевыми представителями этого стиля стали Таир Салахов, Петр Оссовский, Виктор Попков, Гелий Коржев, а в Беларуси — Май Данциг, Леонид Щемелев и Михаил Савицкий.

— «Суровый стиль» — это совершенно другая форма рефлексии о войне как о ключевой теме того времени, — объясняет Екатерина. — Если для соцреалистического искусства раннего послевоенного времени все же было характерно отражение военных событий с позиции триумфа победителя, их героизация, то художники «сурового стиля» фокусируют внимание на трагедии войны, ее не приукрашенной действительности. Они начали использовать совсем другой язык — холодный, «грязноватый» колорит, скорее графическую пластику, динамичный ритм, в некоторой степени обобщенные формы. Художники старались показать, насколько это было возможно, реальность без прикрас, ее на самом деле суровый характер, не уходя при этом в натурализм.

Многие мастера, работавшие в «суровом стиле», прошли через войну, были детьми войны, и правда о ней стала для них центром внимания. Как всякое новое проявление в искусстве, представителей этого стиля в свое время тоже критиковали. Это было смелым шагом со стороны Савицкого — назвать картину «Партизанской Мадонной». У многих вызывало вопросы и то, как в советском искусстве вообще может появиться Мадонна. Но, несмотря на это, Третьяковская галерея все равно приобрела полотно у художника.

Хорошо. О чем рассказывает картина «Витебские ворота»?

В этой работе художник обращается к совершенно конкретному историческому сюжету. В феврале 1942 года советским военнослужащим в болотистой и лесной местности удалось прорвать фронт на стыке немецких армий «Север» и «Центр» между Велижем и Усвятами. В историографии этот 40-километровый коридор, просуществовавший 7 месяцев, получил название «Витебские ворота». А если говорить еще более просто, то это была дорога жизни, гуманитарный коридор, спасший тысячи людей.

Благодаря ему партизанам и другим военным удалось эвакуировать из оккупированной Беларуси около 200 тысяч мирных жителей и вывезти в Фонд обороны огромное количество продуктов питания. В обратном направлении двигался транспорт с медикаментами и оружием для партизан и диверсантов.

И что изображено на этой работе?

На фоне красного зарева по зимней дороге движутся изможденные люди. Среди них — раненые партизаны, дети и уставшие женщины, тянущие на спинах тюки с вещами. Напряженное настроение создают настороженные взгляды героев полотна, которые не знают, что ожидает их впереди, за следующим километром дороги жизни.

Обратим внимание сразу на несколько моментов.

  • Женщина, сидящая на повозке в окружении детей. Одним из центральных у Савицкого является образ женщины с младенцем, отсылающий к Мадоннам в европейском искусстве. У художника, как мы уже упоминали, есть «Партизанская Мадонна», «Партизанская Мадонна Минская» и «Мадонна Биркенау». Что касается «Витебских ворота», женщину, похожую на Мадонну, мастер изобразил на телеге — в самом центре композиции. В целом женщин здесь Савицкий показывает уставшими, но решительными, стойкими и сильными, готовыми защитить и себя, и детей, о чем свидетельствует винтовка за спиной у одной из героинь.

— В определенной степени экспрессией и обобщенностью форм художник добивается сильного эмоционального звучания и воздействия на зрителя. Например, на первом плане привлекает внимание группа из трех очень схожих между собой женщин с тюками за плечами. Они ритмично маршируют вместе, их суровые лица словно высечены скульптором, спины сгорблены под тяжестью ноши. Простой мешок с вещами первой необходимости приобретает символическое значение ноши судьбы, — добавляет искусствовед.

  • Необычная композиция. Как объясняет Екатерина, Савицкий не делал эскизы к своим работам, а изображал сразу все на полотне, но при этом скрупулезно относился к конструированию композиции. В «Витебских воротах» структура картины строится на перекличке геометрических форм: на треугольнике, который образует группа людей в центре полотна, и на своего рода арках-полусферах в виде силуэтов женщин, партизан и снежных холмов, что задает размеренный, но интенсивный ритм.

Как работу приняла публика и критики?

Поначалу публика приняла картину негативно. Пишут, что «Витебские ворота» не хотели показывать в музеях, работу якобы даже заклеивали газетной бумагой. Но в дальнейшем отношение к полотну изменилось.

— Картину могли не принять за чрезмерно драматичное истолкование темы. Она, возможно, не совсем совпадала с представлением о том, как такое нужно показывать. Все-таки Советский Союз — страна-победитель, а здесь мы не видим никакой победы, только растерянность, трагедию людей, оставивших свой дом, но вместе с тем их мужество, — размышляет Екатерина.

В 1969-м Министерство культуры СССР приобрело эту картину у Савицкого для коллекции Художественного музея Минска, заплатив художнику, по одним данным, 3 тысячи рублей, по другим — в десятки раз больше. С тех пор работа находится в постоянной экспозиции в столице Беларуси, временно отлучаясь на выставки за рубеж. Ее, к примеру, еще при Советах показывали в Польше и Литве.

Где можно увидеть картины Савицкого?

В постоянной экспозиции Художественного музея присутствуют три работы Михаила Савицкого. Также сейчас там проходит выставка, посвященная 100-летию мастера. Под нее удалось собрать не только картины, находящиеся в фондах Художественного музея, но и работы из Художественной галереи Савицкого и Музея истории Великой Отечественной войны, откуда на время выставки передали полотно из серии «Цифры на сердце». Весь цикл данных работ, кстати, выставили до 19 апреля в Музее истории ВОВ.

По случаю 100-летия со дня рождения художника «Партизанскую Мадонну» экспонируют в Москве в Третьяковской галерее, а в Национальном центре современных искусств проходит выставка «Мастерские времени: Михаил Савицкий и ученики». Так что если будет время, сходите в музеи и посмотрите картины мастера.

Раньше писали, что некоторые работы художника утратили актуальность, но посмотрев в марте 2022-го на гуманитарные коридоры и женщин, изображенных на «Витебских воротах», убеждаешься совершенно в обратном. И дело даже не в войнах, которыми и в XXI веке, к сожалению, никого не удивишь, а в ценности жизни, за которую на картинах Савицкого цепляются люди. Кричали об этом 80 лет назад, кричат и сейчас...

Читайте по теме:


11" IPS (2560x1600), Android, Qualcomm Snapdragon 860, ОЗУ 6 ГБ, флэш-память 128 ГБ, цвет темно-серый
10.3" IPS, 60 Гц (1920x1200), Android, MediaTek Helio P22T, ОЗУ 4 ГБ, флэш-память 128 ГБ, цвет серый
10.5" TFT, 60 Гц (1920x1080), Android, Unisoc Tiger T618, ОЗУ 4 ГБ, флэш-память 128 ГБ, цвет серебристый
10.2" IPS, 60 Гц (2160x1620), iPadOS, Apple A13 Bionic, ОЗУ 3 ГБ, флэш-память 256 ГБ, цвет темно-серый

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Тарас Щирый. Фото: Максим Малиновский