В феврале топовые кинопремьеры сыпятся как из рога изобилия. Казалось бы, одного «Анчартеда» на весь месяц с избытком, а у нас тут, кроме Нейтана Дрейка, еще и Эркюль Пуаро спешит на помощь. «Смерть на Ниле» — вторая дорогостоящая экранизация романа Агаты Кристи в исполнении Кеннета Браны. Он здесь буквально не только режиссер, но и исполнитель роли усатого сыщика.
Поколение, родившееся в 1980—1990-х, вряд ли сможет принять Эркюля Пуаро, сыгранного не Дэвидом Суше, а кем-то другим. Другие, впрочем, особо и не пытались. Попробовал масштабно запустить (или скорее перезапустить) франшизу лишь Кеннет Брана. В 2017-м ирландец экранизировал «Убийство в „Восточном экспрессе“» с собой любимым в роли бельгийского сыщика.
Вышло сочно, красочно, богато. Фильм собрал большую кассу и показал, что интерес публики к классическим детективам имеется. Средненькие отзывы кинокритиков авторов не смутили. «Экспресс» и правда вышел далеким от идеала. Фильм поругивали за то, что он слишком буквально следует первоисточнику, при этом добавились только нелепые экшен-сцены, которые уж очень выбиваются из общего темпа повествования. Досталось и Кеннету Бране. Во-первых, все были в шоке от карикатурных усов его Эркюля Пуаро. Во-вторых, многих задело неканоничное поведение сыщика. В фильме он получился уж очень самодовольным, эгоцентричным, капризным, при этом крайне смелым и сильным. Да, фрагментарно эти черты присутствуют и в оригинальном образе детектива, но в кино они получились чересчур выпяченными. Вряд ли будет большим преувеличением сказать, что самой большой проблемой экранизации «Восточного экспресса» стал образ Эркюля Пуаро. По этому поводу Кеннет Брана словил небольшую волну хейта. Режиссер и актер в одном лице сделал выводы и ко второму фильму подошел с учетом прежних ошибок.
Итак, в «Смерти на Ниле» Эркюль больше соответствует своему прототипу, его вообще меньше на экране, усы при этом остались, но получили свою сюжетную линию (только не смейтесь, ведь линия очень серьезная). Однако все это не означает, что фильм вышел идеальным и превзошел предшественника. К тому же на этот раз выход ленты сопровождали череда сложностей и один крайне громкий скандал, из-за которого судьба премьеры повисла на волоске.
Вообще-то, «Смерть на Ниле» был готов еще два года назад. Все это время фильм пролежал на полке, а потенциальные зрители сбились со счета, пытаясь фиксировать все переносы премьеры. С переносами столкнулись многие картины: пандемия как-никак. Но у проекта Кеннета Браны свой путь. Помимо коронавируса, свое веское слово сказал скандал с исполнителем одной из ключевых ролей.
Арми Хаммер играет Саймона Дойла — жениха молодой и красивой светской львицы Линнет. В разгар финальных работ над фильмом в сети сначала всплыли письма актера, в которых он откровенно описывает свои болезненно жестокие фантазии, а следом — откровения бывших подружек, которые обвинили Хаммера в изнасиловании. Судьба самого актера была моментально решена. Его убрали из всех действующих и запланированных проектов. Хаммер прошел курс лечения и, не исключено, завязал с большим кино. Но что же со «Смертью на Ниле»? Ведь фильм с бюджетом под $100 млн снят и готов к прокату. В подобных случаях вариантов не так уж много. Можно переснять сцены с «неправильным» актером. Но с учетом того, что герой Арми Хаммера занимает ключевое место в сюжете и, соответственно, часто появляется в кадре, пересъемки вышли бы очень дорогими. Использовать компьютерную графику? Увы, даже при всех достижениях замена лица Хаммера на какое-нибудь другое выглядело бы в лучшем случае неестественно. Наконец, третий вариант — оставить все как есть.
Именно третий вариант и было решено использовать. Просто подождали, пока страсти хоть немного улягутся, — и вот «Смерть на Ниле» с флером скандальности в эфире.
Горе вам, если вы читали оригинал и помните сюжет романа Агаты Кристи. Потому что и на этот раз Кеннет Брана не стал изобретать колесо, полностью положившись на чутье писательницы. С одной стороны, такой подход лишает нас сюжетных сюрпризов, с другой — сама история выглядит складно, достойно и без совсем уж очевидных ляпов.
Правда, если вы не читали или не помните книгу, все равно убийцу раскусите еще до того, как свершится само убийство. Во всяком случае точно раньше, чем это сделает Пуаро. Это не недостаток фильма, а скорее следствие вынужденной продвинутости сегодняшнего искушенного зрителя, который слишком много видел и поэтому без труда распутывает интриги, которые сто лет назад казались мудреными. Итак, новоиспеченные супруги Саймон Дойл и Линнет Риджуэй планируют отправиться в недельное путешествие по Нилу на пароходе «Карнак». Туда же зовут близких друзей и родственников. Также на судно попадает Джеки — предыдущая невеста Саймона, которая, на свою беду, познакомила его со своей подружкой Линнет. Девушка явно не в себе и не может простить «бывшему» его предательство. При этом она даже не скрывает, что взяла с собой пистолет, который поможет поквитаться с обидчиками.
Раз уж речь о детективе, то без убийства, разумеется, не обошлось. Более того, жертв будет больше одной. Пуаро, который на пароходе оказался вроде как случайно (на самом деле нет), придется взяться за то, что он умеет лучше всего — расследование и поиск виновных.
Кеннет Брана видел и слышал претензии к предыдущему фильму. Отдадим ему должное, режиссер хотя бы попробовал исправить ошибки. Нет, пышные усы Пуаро остались на месте (хотя кажется, что они все-таки стали чуть меньше), но на это раз нам дадут драматичное объяснение их появления! Фильм начинается с черно-белого эпизода о прошлом Эркюля. Оказывается, он воевал в окопах Первой мировой и уже тогда показал, на что способны его «серые клеточки».
Собственная сюжетная линия у усов — это, конечно, хорошо, но этого мало. Поэтому Пуаро в исполнении Браны стал куда скромнее себя пятилетней давности. Эркюль уже не мелькает в каждом кадре и не оттягивает на себя все внимание. Наоборот, появляется он довольно редко, давая время раскрыться другим персонажам. В какой-то момент сыщика вполне заслуженно называют самовлюбленным эгоистом, по сути, предъявляя претензии зрителей из предыдущей ленты. Будем считать, что таким образом Кеннет Брана принимает критику и извиняется. К сожалению, исправление старых ошибок не дает гарантии, что не появятся новые. Хотя авторы не решились трогать основные сюжетные моменты романа Агаты Кристи, без модернизации не обошлось. Местами получилось неплохо. Например, сценаристы убрали несколько второстепенных персонажей из книги, добавили своих и модифицировали остальных. Как раз характерам героев эти изменения пошли на пользу.
Что не пошло во благо, так это попытки осовременить фильм. Помните саундтрек и танцы из «Великого Гэтсби» База Лурмана? Здесь создатели картины пошли по тому же пути, но продвинулись еще дальше. Представляю, если бы во времена, когда происходят события фильма, действительно так отплясывали. Как минимум сексуальная революция произошла бы намного раньше. И если у Лурмана подобное выглядело как художественный прием, то здесь палку перегнули — диссонанс танцев и эпохи уж слишком очевидный. Заодно добавили модных приправ: социальное неравенство, абьюз, ЛГБТ и расовые проблемы. Ничего не имею против таких тем, но только если они гармонично смотрятся в рамках основного сюжета. А с этим у «Смерти на Ниле» есть некоторые проблемы.
Наконец, не добавляет фильму баллов неровный темп повествования. Здесь очень долго «запрягают», а потом — скомканное, быстрое, подчеркнуто эмоциональное «расследование». Увы, не создается впечатления, что у местного Пуаро серые клетки действительно работают. Сравнение с Эркюлем в исполнении Дэвида Суше опять не в пользу Браны, и дело не только в усах.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by