Уволены, уже уволились или хотят уволиться, но не могут. Поговорили о том, как люди расстаются с работой и что за этим следует

19 января 2022 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Александр Ружечка

Уволены, уже уволились или хотят уволиться, но не могут. Поговорили о том, как люди расстаются с работой и что за этим следует

Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Александр Ружечка

Различные исследования показывают, что раз в неделю об увольнении задумываются от 10 до 25% работающих. В одних странах удовлетворенность людей своей работой выше, в других — ниже, но в любом случае процент желающих поставить точку в отношениях с работодателем велик. Что их останавливает и правильно ли они делают, останавливаясь? Сегодня мы задались таким провокационным вопросом, решив немного изучить щекотливую тему увольнения.

Для того чтобы чуть больше погрузиться в суть проблемы, мы предложили читателям рассказать о своем увольнении и о том, что произошло дальше. На удивление получили внушительное количество историй с хеппи-эндом и лишь несколько закончившихся печально. Сегодня мы покажем вам самые типичные из них, а также предложим почитать большой разговор с экспертом, который поможет нам разобраться в причинно-следственных связях, сопутствующих увольнению.


Наталья. Зарплата выросла в 6 раз, но это не остановило от увольнения

Я устроилась работать контент-менеджером, еще будучи студенткой. Нагрузка была очень большая, но у меня была цель — получить опыт и развиваться как специалист. Компания такие возможности давала. Я работала хорошо, доросла до руководителя отдела контента. Еще через год начала работать affiliate-менеджером, а еще спустя год стала разрабатывать собственную систему сквозной аналитики для проекта.

За весь период моего карьерного роста я пыталась уволиться несколько раз, потому что нагрузка была очень большая, а у меня элементарно не было возможности отдохнуть. И каждый раз меня отговаривали. Слушали, что меня не устраивает, отправляли в отпуск и обещали убрать все негативные факторы.

Стоит отметить, что обещание сдерживали. Но вскоре появлялись новые проблемы и сложности. Еще одним важным аргументом была зарплата. За период от моего прихода в компанию до увольнения она выросла почти в 6 раз.

Фото носит иллюстративный характер

В какой-то момент все пришло к тому, что все силы и эмоции я отдавала работе, а вечером хотелось просто полежать и потупить в потолок. Я почти ни с кем не общалась, редко встречалась с друзьями и не любила разговаривать с людьми, а еще каждый вечер выливала на парня все свои проблемы на работе, и никакого позитива в отношения это не добавляло.

Я хотела уволиться, но боялась, что не найду ничего лучше. У меня накопилась сумма, на которую я могла бы прожить минимум год, не ущемляя себя в расходах. Это дало мне спокойствие, и в один прекрасный момент я решила: увольняюсь. Сказала, что не хочу никаких уговоров, разговоров про «что тебе не нравится, давай исправим». Объяснила, что это окончательное решение: мол, давайте решим, кому передавать дела и когда будет мой последний рабочий день.

После увольнения я три месяца отдыхала дома и даже не планировала искать основную работу, только читала лекции в университете. Изредка брала мелкие проекты от знакомых. Начала часто встречаться с подругами, приглашать гостей домой, ходить отдыхать в город. Поняла, что общаться с людьми — это круто. Случайно наткнулась на вакансию, которая идеально подходила под то, чем я хотела бы заниматься. Вакансия была на 0,5 ставки, и тут я подумала, что хотела бы уже вернуться в работу, отдохнула достаточно. Прошла четыре этапа собеседований, и меня взяли. Работа была чистый кайф. Еще и зарплата на полставки почти такая же, как на предыдущей работе на ставку. На прошлом месте я работала в офисе, теперь — из дома. Учитывая, что я живу за городом, это большой плюс.

Летом закончился испытательный срок, и мне предложили перейти на полную ставку. Я согласилась. Работа нравится, поэтому часто даже нет чувства, что я работаю. Просто делаю то, что люблю.

Сейчас меня иногда привлекают на проектные работы на предыдущем месте. Если у меня есть время и проект мне интересен, я соглашаюсь. Потому что ту работу и компанию я очень люблю — просто устала, хотелось чего-то нового. Когда рассказываю кому-нибудь из знакомых, как круто изменилась моя жизнь, человек говорит: «Хочу так же!»


Николай. Сбежал из общепита и стал продавать стройматериалы

Моя история началась в 2012 году, когда после окончания школы я попал в сферу общепита. Начинал с позиции официанта — мне очень нравилась шумная и кипящая жизнь в новом для меня мире. Плюс ко всему в этой сфере можно было заработать неплохие деньги. Через год я отучился на повара и прошел стажировку в итальянском ресторане, где получил отличный базис для построения карьеры в этой области.

Я постоянно развивался и старался узнать как можно больше, выйти на новый уровень, но с каждым следующим местом работы я все больше разочаровывался в способах ведения бизнеса в нашей стране. Пробовал даже сменить город проживания, но и это ни к чему не привело. К 2017 году я перестал работать по контракту и брался за разовые кейсы: открытие заведений под ключ, ребрендинг и тому подобные.

За пять лет я полностью выгорел и потерял всякий интерес к этой сфере. За эти годы я столкнулся с хамством (как от посетителей, так и от начальства), мошенничеством, наплевательским отношением к любым санитарным нормам и трудовой дисциплине. Меня несколько раз «кидали» на деньги. Зато я приобрел огромный опыт и неплохо поднаторел в знании Трудового кодекса.

Больше всего я мечтал полностью сменить сферу деятельности, но проблема была в том, что, кроме общепита, я больше ничего не знал, а будучи человеком семейным и при этом снимающим жилье, уйти в никуда я не мог.

В 2019 году я развелся и вернулся в родительский дом. Тогда я и решился на радикальные меры. Я уволился и пошел на первую попавшуюся работу — грузчиком. Параллельно искал, где бы можно было применить свой опыт, но подальше от общепита. И неожиданно спустя два месяца на одной из «шабашек» мне предложили должность менеджера по продажам строительных материалов. На тот момент сказать, что я ничего не знал о строительных материалах, — это ничего не сказать. Но я согласился.

Поначалу я помогал как грузчик и наводил порядок. Потом меня попросили заняться сайтом, который был в очень плачевном состоянии. По мере заполнения и структуризации сайта я систематизировал весь товар и разбирался в его особенностях. Сегодня у меня крепкая клиентская база, уровень дохода в разы выше, чем был в общепите, отличные условия и, что самое главное, работа, которая мне действительно нравится.


Александра. Послушала «продвинутых» подруг и упустила шанс

Я устроилась в компанию, занимающуюся рекламой, семь лет назад. О том, как пришла туда, можно рассказать отдельную историю. Я была учительницей начальных классов, считала, что это призвание (или приговор?) на всю жизнь. Но муж видел, как я загибалась, и буквально силой заставил поменять место работы. Договорился со знакомыми, меня устроили «по блату».

Блат заключался в том, что я ровным счетом ничего не понимала в своей новой работе, всему приходилось учиться на ходу. Меня поразило сразу несколько вещей. Первое — я удивилась тому, насколько руководство может быть уважительным и участливым по отношению к сотрудникам. Второе — поняла, что я имею право на свою точку зрения и могу транслировать ее начальству (и это приветствуется!). Третье — поняла, что комфортные условия работы очень расслабляют людей.

Как я осознала последнее? За полгода работы, опасаясь увольнения, я обошла по показателям всех своих коллег, которые «сидели на попе ровно». Зарплата выросла в разы — о такой я раньше и мечтать не могла! Но пахать приходилось очень много, причем не для галочки, а с полной самоотдачей.

Моя большая ошибка заключалась в том, что я очень внимательно прислушиваюсь к мнению окружающих. Мы с моими старыми подругами постоянно обсуждали новое место работы, нагрузку, зарплату, перспективы. И как-то все больше мне стали «вливать в уши», что меня недооценивают, что вокруг плетутся интриги, что это мне должны говорить спасибо за работу, а не я должна испытывать благодарность, что мне дали шанс.

В общем, за полгода работа мечты через такое вот накручивание превратилась в сущий кошмар. Это заметили работодатели. Они пытались исправить ситуацию, неоднократно вызывали на разговор, но я замкнулась в себе и отстранилась.

В итоге мы пришли к тому, что я принесла заявление на увольнение. Меня предупредили, что ситуация сложилась так, что назад дороги уже не будет. Я настаивала.

«Протрезвела» я спустя месяц после того, как уволилась. Поняла, что потеряла работу своей мечты (они сдержали обещание и обратно уже не брали). Но обиднее всего стало, когда я поняла первопричины: я уволилась, послушав советы подруг, которые по десять лет работают за копейки, ненавидят свою работу и никак не могут быть экспертами в этом вопросе. Очень надеюсь, что получится найти полноценную замену шансу, который жизнь уже дала мне однажды…


«Консерваторы» и «революционеры»

А сейчас давайте попробуем разобраться, как видят проблему увольнений специалисты. Чтобы это понять, мы пригласили члена совета директоров Международной академии человеческого капитала (IHCA), бизнес-тренера, коуча, психолога Сергея Приходько.

— Как часто белорусы меняют работу? У нас консервативная нация или стремящаяся к переменам?

— Корректного ответа на этот вопрос нет. На желание сменить работу влияет огромное количество факторов — начиная от возраста, несовпадения ожиданий (рекрутер имеет KPI по закрытию вакансии и старается любыми возможными способами «продать» компанию кандидату, формируя несбыточные ожидания) и заканчивая личностными характеристиками.

Несмотря на сходство причин, по которым люди меняют работу, каждая компания «болеет» по-своему. И если в одной авторитарный руководитель (одна из основных причин) — это еще терпимо, то в другой у человека возникает желание: увольняюсь немедленно. А дело всего лишь в нюансах: авторитарен, но относится с уважением в первой — авторитарен и никого в грош не ставит во второй.

В НЛП есть понятие «метапрограммы» — это фильтры восприятия, которые отбирают, что и как представить сознанию. Среди них можно вспомнить пару «сходство — различие». Эта программа указывает, на что человек ориентируется при выборе.

Люди со «сходством» не готовы к изменениям либо предпочитают, чтобы изменения происходили постепенно и неторопливо. Нарушения привычного уклада жизни приводят к стрессам. В крайнем проявлении это те, кого мы называем «консерваторы».

На другом полюсе находятся те, чья метапрограмма — «различие». Это «революционеры», для которых смысл жизни заключается в постоянных изменениях. И вполне логично, что жизненный цикл в компании у одних и у других будет различаться.

— Но, возможно, все-таки есть временные периоды, типичные для «консерваторов» и «революционеров»?

— У сотрудников со «сходством» время стабильности — 10 лет и более. Обычно такой человек довольствуется одной и той же работой на протяжении многих лет, при этом хорошо справляется с теми задачами, которые похожи друг на друга.

У сотрудников с «различием» время стабильности — 1 год. И чтобы их удержать, приходится постоянно придумывать что-то новое.

Сотрудники — «сходство с различием» предпочитают небольшие изменения в жизни каждые два-три года и могут смириться с серьезными изменениями, происходящими каждые пять-семь лет. Они ведут устойчивую жизнь и хорошо адаптируются.

Сотрудники — «различие со сходством» склонны к переменам и разнообразию, но не к революционным переменам. Поэтому жизненный цикл до трех-пяти лет вполне реален.

Что касается нашей нации… Если раньше я говорил, что это «памяркоўнасць», консерватизм, терпение, то сейчас это уже явно выраженное «сходство с различием».

Ищите, где можете найти свой баланс

— Каковы основные причины увольнения?

— Помните выражение «Приходят в компанию, а уходят от руководителя»? Многие компании проводят выходное интервью с увольняющимися сотрудниками, в ходе которых последние умело маскируют истинные причины. Обычно сотрудники называют следующие поводы для увольнения: обещанные условия не соответствовали реальным; зарплата не соответствовала оговоренной на входе; понял, что «не мое»; не нравится коллектив/атмосфера; не сложилось с руководством; не устраивает график работы; далеко ехать; работа оказалась более сложной, чем предполагал, и так далее.

Но когда задаешь вопрос о причинах увольнения с прежнего места сотруднику, уже работающему у вас в компании, то получаешь следующие ответы: авторитарный, деспотичный и неприятный руководитель; тягостная и неприятная атмосфера в коллективе; неконкурентный уровень оплаты труда; отсутствие возможности карьерного роста; плохие условия труда; неудобный график; неудачное расположение офиса.

— Опишите «спусковой механизм» самостоятельных увольнений. Насколько они импульсивны?

— Все индивидуально. Человек может пребывать в депрессии или тревоге. Или зависим от мнения окружающих. И тогда малейшее слово руководителя, сказанное абсолютно по существу, воспринимается неадекватно, и человек пишет заявление «в никуда». Именно «в никуда» является критерием импульсивно принятого решения или выгорания. Как правило, достаточно беседы, чтобы человек отозвал заявление.

Любая деятельность, как и наша жизнь, не является статичной. И большинство проблем возникает тогда, когда начинают изменяться договоренности.

Если не меняются нагрузка, условия оплаты труда, объем выполняемых функций, человек по своим личностным качествам соответствует выполняемой работе, обстановка в коллективе терпима, предпринимаются минимальные шаги по удержанию персонала, то увольнение (если только не уход на существенно лучшие условия) маловероятно.

К сожалению, в реальной жизни это редкость: сотрудник уволился, и, пока мы ищем замену, всем прилетает дополнительная нагрузка. Меняется процесс — меняются функции. И если заблаговременно не обсудить планируемые или уже произошедшие изменения, мы сталкиваемся с первой стандартной ситуацией — сопротивлением. А если его не проработать и пустить на самотек, это может привести к увольнению сотрудника.

— Как понять, что пора увольняться?

— Это надо делать тогда, когда вы понимаете, что организация не может дать вам того, зачем вы в нее пришли.

Думаю, вы пришли на работу, с одной стороны, для реализации своих желаний и целей, а с другой — чтобы быть полезным и отдать организации свои компетенции и вовлеченность. Во всем должен быть баланс: чем больше я отдаю, тем больше получаю обратно. Но если вы отдаете, а дисбаланс становится значительным, появляется чувство неудовлетворенности. Если вы можете изменить ситуацию, действуйте, если нет, ищите ту организацию, где сможете найти свой баланс.

— Если начальник — самодур, который портит жизнь подчиненным, это причина уволиться и искать лучшей жизни в другом месте? Или стоит бороться?

— Во-первых, начальники приходят и уходят. И если сама работа мне нравится, это не повод менять ее из-за руководителя. Во-вторых, не факт, что на новом месте руководитель будет лучше.

Бороться… Лучший бой — неначатый бой. Начиная войну, готовь две могилы.

Нужно помнить, что благополучие руководителя на 100% зависит от работы его команды — а значит, от вас. И любой руководитель (даже самодур) рассчитывает, что сотрудник будет качественно делать свою работу, не отвлекая руководителя от решения «глобальных вопросов современности».

И конечно, инстинкт самосохранения не позволит руководителю уволить грамотного сотрудника, даже если он его недолюбливает.

Как жить с самодуром? Применять системный подход и прояснять все сложные рабочие ситуации. Начиная что-то, лучше договориться обо всем «на берегу». Необходимо четко оговорить все на старте: узнать, что хочет руководитель, каковы его ожидания и критерии, с самого начала определиться с ролями, функциями, правами и обязанностями, зонами ответственности и возможными рисками. Такие предварительные договоренности минимизируют риск взаимных обид и претензий.

Одинаковое видение ответственности, ролей, преимуществ, шансов, рисков, прибылей и убытков способно предотвратить много проблем. Многие конфликты в семьях, войны внутри организаций, проблемы во взаимоотношениях между руководителем и подчиненными происходят оттого, что люди что-то не обсудили и не прописали, что называется, «на берегу».

— Почему многие люди годами, иногда десятилетиями работают на нелюбимой работе, хотя их по большому счету никто там не держит?

— Мы стремимся к контролю над обстоятельствами и страшимся его потери. А еще хотим иметь возможность жалеть себя и жаловаться другим, получая сочувствие. Часто причиной является ложное чувство лояльности к организации или конкретному руководителю. Привычка. Все устраивает. И еще столько же причин ничего не предпринимать.

В поиске альтернатив

— Как возникают «шоры», которые не позволяют увидеть альтернативы нынешней работе?

— Ответ на этот вопрос слишком объемен. Это и «игры» мозга, который, потребляя значительную часть вырабатываемой организмом энергии, старается минимизировать ее расход через биохимическое управление поведением. В его понимании выживание (для чего он в принципе предназначен) — это количество энергоресурсов минус эффективное поведение. А эффективное поведение — это минимальное использование энергии.

Что значит увидеть альтернативу? Это значит выйти из зоны комфорта и потратить значительное количество энергии. Энергия всегда дается под конкретную задачу. И если у нас ее достаточно и есть намерение или цель (сменить работу, изменить жизнь), мы увидим альтернативы и волевым усилием выйдем из зоны комфорта.

Если жизненной энергии мало, то остается проторенный путь с минимальным ее расходом.

Отсюда и фиксированные комплексы действий, когда в похожей ситуации мы запускаем привычную программу поведения, хотя есть и много альтернатив. Хорошо, что есть техники перепрошивки бессознательного, которые позволяют увеличить количество вариантов и фиксированных комплексов действия, то есть степеней свободы.

— Добровольное увольнение — это шаг назад или вперед? Из нашей жизни исчезает определенность, но появляются новые перспективы…

— Добровольное увольнение — это принятие ответственности за то, что со мной происходит, на себя. Разве мы не хотим отвечать за свою жизнь сами? Шаг назад или вперед… А цель какая? Зачем увольняешься? Расти, двигаться вперед — это шаг вперед. Ведь мы развиваемся только тогда, когда преодолеваем трудности. Найти уголок спокойствия и спокойно плыть по течению, передав управление своей жизнью другим, — шаг назад.

Но это мое представление о жизни.

Для кого-то бросить бурную реку и наслаждаться кваканьем ленивых лягушек в болоте — это будет шаг вперед. Все зависит даже не от целей, а от жизненной миссии: зачем ты живешь, какой след оставишь после себя?

Что касается определенности, ее уже никогда не будет. И мы находимся в процессе непрерывных изменений, которые постоянно открывают новые возможности. Вопрос в другом: ты готов попробовать новое или нет? Лучше сделать и жалеть, чем не сделать и жалеть. В современном мире выигрывают те, кто легок на подъем и сразу старается реализовать новые возможности и безумные на первый взгляд идеи. Учитесь антихрупкости.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by