Как подорожали продукты в январе? Сравниваем цены в шести крупных сетях

11 февраля 2021 в 8:00
Источник: Семен Махрут. Фото: архив Onliner

Как подорожали продукты в январе? Сравниваем цены в шести крупных сетях

Источник: Семен Махрут. Фото: архив Onliner

Буквально вчера Белстат опубликовал данные по инфляции за январь. Статистики отмечают, что в годовом выражении цены выросли на 7,7% (в январе — на 1,1%). Это рекорд последних четырех лет. Мы сравнили цены на популярные товары в шести торговых сетях и выяснили, что и как подорожало или подешевело с начала 2021 года. Заранее предупреждаем: этот текст не является статистическим отчетом и не отражает всех изменений цен. Сейчас мы лишь попытаемся выразить в цифрах впечатления, возникающие при взгляде на витрину.

Откуда цифры и как считали

Дополнено

Мы проанализировали и убрали из таблиц некоторые продукты, которые выбивались из логики истории. В частности, воду «Боржоми» и молоко «Простоквашино». Производители не смогли вспомнить дату, когда их продукт стоил соответственно 0,85 и 0,62 рубля.  

В данном случае все цены мы взяли с сервиса infoprice.by в начале января и в начале февраля 2021 года. На первой странице этого ресурса есть раздел «Топ-500 самых востребованных товаров». Там представлен не весь ассортимент магазинов и не то, что мы покупаем каждый день (например, нет хлеба), зато есть масса популярных продуктов, по ценам на которые формируется общее убеждение «подорожало/подешевело».

Немного о методике расчета. Во-первых, мы считаем разницу цен по каждому товару, переводим ее в проценты — это самая простая арифметика. Затем мы сортируем все позиции по росту цены и вычисляем средний прирост цены за месяц, тоже в процентах.

Однако для объективной оценки этого мало. К примеру, в списке пять товаров: килограммовая упаковка мяса и четыре приправы для него. Мясо подорожало на 5%, а на приправы объявлена скидка в 90% — средней величиной будет скидка в 71%, а в реальности весь набор прибавил в цене.

Чтобы не совершать такую ошибку, определим изменение цены сразу для всей группы подорожавших/подешевевших товаров. А чтобы быть еще объективнее, посчитаем долю этих продуктов в общей «корзине востребованных товаров» и общее изменение цены всей «корзины».

Базой для расчета будут цены в шести крупных розничных сетях: «Евроопт», «Соседи», «Корона», «Виталюр», «Гиппо» и Green.

«Евроопт»

Из списка «Топ-500 востребованных товаров» у «Евроопта» 435 позиций. Было больше, но чего-то не оказалось в начале месяца, чего-то — в конце. Из этих 435 товаров подорожали 145 (33%). Средний прирост цены для этих 145 товаров — 18,36%. Весь набор подорожал на 15,14%.

Однако общая стоимость всех 435 продуктов поднялась всего на 1,85%. Почему так? Потому что 52 (12%) товара из общего списка подешевели, а 238 (55%) не изменились в цене.

Дело в том, что в «Евроопте», как и в других сетях, постоянно меняется список продуктов на акциях. Поэтому самые значительные колебания стоимости связаны с началом или окончанием акции.

Вот еще примеры:

Название товара Было, рублей Стало, рублей Подорожало, %
Чипсы Pringles (белые грибы и сметана, 165 г), Великобритания 2,19 4,99 127,85

Некоторые продукты просто заменили на акциях другие товары того же типа и того же производителя.

Подорожало:

Название товара Было, рублей Стало, рублей Подорожало, %
Филе сельди «Матиас» (оригинальное деликатесное, 500 г), Беларусь 3,39 6,49 91,45
Филе сельди «Популярное» (400 г), Беларусь 3,85 4,39 14,03
Сельдь, филе-кусочки «Эконом Маркет» (оригинальное, 220 г), Беларусь 2,19 2,49 13,70
Филе сельди «Матиас» (оригинальное, 250 г), Беларусь 2,99 3,39 13,38

И наоборот: филе сельди «Традиционное» (атлантическая, в масле, 240 г).

Название товара Было, рублей Стало, рублей Подешевело, %
Филе сельди «Матиас» (оригинальное деликатесное, 500 г), Беларусь 4,39 2,79 36,45

Делать общие выводы из этого нельзя, потому что неизвестны объемы покупок каждого продукта.

В «Евроопте» среди подорожавших товаров много овощей и фруктов, а также молочных продуктов и продуктов из рыбы вроде филе сельди в упаковке. В списке подешевевших больше полуфабрикатов, кондитерских изделий и промтоваров.

Пятерка лидеров по снижению цены выглядит так:

Название товара Было, рублей Стало, рублей Подешевело, %
Черный чай Tess Berry Bar (20×1,8 г), Россия 3,59 2,19 −39,00
Средство для мытья посуды «Pril ДуоАктив» (лимон, 0,45 л), Австрия 4,49 2,69 −40,09
Нектар «Сочный фрукт» (апельсин, 1 л), Беларусь 3,49 1,85 −46,99
Кукурузные палочки «Хрумстик» (ванильные, 120 г), Беларусь 2,99 1,29 −56,86
Шампунь «Schauma Vita — Укрепление» (0,38 л) 9,99 2,99 −70,07

Общий вывод для «Евроопта»: цены выросли, хотя и не слишком значительно. Подъем коснулся востребованных продуктов питания: овощей, фруктов, молока, мяса, рыбы, растительного масла. Акционные скидки чаще назначали на полуфабрикаты и промтовары, которые обычно продаются с большой накруткой и не являются особо значимыми для потребителей.

«Соседи»

В «Соседях» колебания цен тоже касаются в первую очередь акционных товаров. И тоже идет суммарный рост цен.

Обобщенные данные выглядят так. Из «Топ-500 востребованных товаров» в «Соседях» представлено 386 наименований. Из них подорожало 135 (35%), подешевело 61 (16%), не изменилось 190 (49%). Вся «корзина» стала дороже на 5,22%. Рост цены на все подорожавшие позиции — 25% (средний прирост — 22,5%).

Больше всего прибавили в цене товары, снятые с акций:

Название товара Было, рублей Стало, рублей Подорожало, %
Чипсы Pringles (белые грибы и сметана, 165 г), Великобритания 2,75 7,69 179,64
Кофе Nescafe Gold (растворимый с молотым, 190 г), Россия 10,69 19,99 87,00
Мини-маффины «Русский бисквит» (с вареной сгущенкой, 465 г), Россия 2,99 4,99 66,89

Больше всего подешевели товары, попавшие на акции:

Название товара Было, рублей Стало, рублей Подешевело, %
Кукурузные палочки «Хрумстик» (ванильные, 120 г), Беларусь 3,85 2,19 −43,12
Средство для мытья посуды «Pril ДуоАктив» (лимон, 0,45 л), Австрия 7,49 4,09 −45,39
Кофе Dallmayr Prodomo (молотый, 250 г), Германия 16,99 8,99 −47,09
Филе сельди «Традиционное» (атлантическая, в масле, 240 г), Беларусь 4,39 1,99 −54,67
Шампунь «Schauma Vita — Укрепление» (0,38 л) 11,49 4,99 −56,57

А вот закономерностей в списках подорожавших и подешевевших продуктов не видно. И там, и там большей частью полуфабрикаты, но среди подешевевших есть пельмени, колбаса, сыр, кондитерка.

«Корона»

Корона демонстрирует умеренный рост цен, а в акционной политике делает примерно то же, что «Евроопт». В сети продается 422 товара из списка «востребованных». Из них подорожало 145 (34%), подешевело 124 (29%), не изменилось 212 (50%). В целом весь список подорожал на 4,02%. Прирост только подорожавших позиций — в среднем 22%, суммарно — 24%.

Топ-5 подорожавших товаров:

Название товара Было, рублей Стало, рублей Подорожало, %
Филе сельди «Матиас» (оригинальное деликатесное, 500 г), Беларусь 3,40 6,52 91,76
Пюре «Маленькое счастье» (индейка + печень, 80 г) 1,11 2,04 83,78
Чернослив без косточки (весовой, 1 кг) 9,67 17,08 76,63

Топ-5 подешевевших позиций:

Название товара Было, рублей Стало, рублей Подешевело, %
Шампунь Gliss Kur (жидкий шелк, 0,4 л) 7,99 5,12 −35,92
Средство для мытья посуды «Pril ДуоАктив» (лимон, 0,45 л), Австрия 7,59 4,15 −45,32
Баклажан (импортный, 1 кг) 17,45 8,99 −48,48
Кукурузные палочки «Хрумстик» (ванильные, 120 г), Беларусь 3,79 1,65 −56,46
Шампунь «Schauma Vita — Укрепление» (0,38 л) 11,92 4,72 −60,40

«Виталюр»

Среди перечисленных сетей «Виталюр» имеет минимальное количество товаров из списка «востребованных» и минимальный прирост цен по всем расчетам. Всего продуктов в списке 303, из которых подорожало 88 (29%), подешевело 59 (18%), не изменилось 161 (53%). Весь список подорожал на 2,81%. Выросшие в цене продукты стали дороже в среднем на 21%, но по сумме — чуть меньше чем на 14%.

Топ-5 подорожавших товаров:

Название товара Было, рублей Стало, рублей Подорожало, %
Филе сельди «Матиас» (оригинальное деликатесное, 500 г), Беларусь 3,15 6,55 107,94
Ранняя свекла (1 кг) 0,42 0,78 85,71
Минеральная вода Borjomi (1 л), Грузия 2,19 3,99 82,19

Топ-5 подешевевших позиций:

Название товара Было, рублей Стало, рублей Подешевело, %
Кофе Lavazza Crema e Gusto (молотый, 250 г), Италия 16,99 9,99 −41,20
Кофе Paulig Presidentti Original (зерно, 1 кг), Финляндия 44,49 23,99 −46,08
Крем-мыло Duru 1+1 (морские минералы, 4×90 г) 4,75 2,49 −47,58
Кукурузные палочки «Хрумстик» (ванильные, 120 г), Беларусь 3,59 1,69 −52,92
Кетчуп Mr. Ricco шашлычный 350 г РФ 3,85 1,69 −56,10

Заметно подорожали и подешевели в основном полуфабрикаты, напитки и сладости. Бо́льшая часть продуктов, в том числе молочных и мясных, в цене не изменилась. Однако напомним, что специализация «Виталюра» — рыба и морепродукты, а они в «500 востребованных товаров» infoprice.by не попали.

«Гиппо»

«Гиппо» в январе показал значительные колебания стоимости подорожавших и подешевевших товаров и сравнительно малый общий рост цены всего списка. Всего товаров 427, подорожало 140 (33%), подешевело 75 (18%), не изменилось 211 (49%). Вся «корзина» подорожала на 1,37%. Средний прирост для подорожавших товаров — 27%, суммарно — 23%.

Топ-5 подорожавших товаров:

Название товара Было, рублей Стало, рублей Подорожало, %
Чипсы Pringles (белые грибы и сметана, 165 г), Великобритания 2,79 7,99 186,38
Кофе Tchibo Family (молотый, 500 г), Германия 8,99 19,98 122,25
Филе сельди «Матиас» (оригинальное деликатесное, 500 г), Беларусь 3,49 6,79 94,56

Топ-5 подешевевших позиций:

Название товара Было, рублей Стало, рублей Подешевело, %
Апельсин (1 кг) 4,99 2,69 −46,09
Кофе Dallmayr Prodomo (зерно, 500 г), Германия 37,99 19,99 −47,38
Кукурузные палочки «Хрумстик» (ванильные, 120 г), Беларусь 3,78 1,79 −52,65
Шампунь «Schauma Vita — Укрепление» (0,38 л) 11,89 5,49 −53,83
Нектар «Сочный фрукт» (апельсин, 1 л), Беларусь 4,35 1,85 −57,47

В числе подорожавших продуктов оказались также кофе, напитки, сладкое, чипсы и прочее. Подешевели, кроме прочего, мясные и молочные продукты, мука.

Green

Январские изменения в Green прошли по тому же сценарию, что в «Евроопте» или «Короне». Наполнение витрин примерно то же. Всего 440 товаров из «востребованных», из которых подорожал 161 (37%), подешевело 64 (15%), не изменилось 214 (49%). Вся «корзина» стала дороже на 2,67%. Поднявшиеся в цене продукты выросли в среднем на 24%, при расчете от суммы — на 20%.

Топ-5 подорожавших товаров:

Название товара Было, рублей Стало, рублей Подорожало, %
Чипсы Pringles (белые грибы и сметана, 165 г), Великобритания 2,69 8,79 226,77
Филе сельди «Матиас» (оригинальное деликатесное, 500 г) Беларусь 2,59 6,59 154,44
Пюре «Маленькое счастье» (индейка + печень, 80 г) 1,04 2,01 93,27

Топ-5 подешевевших позиций:

Название товара Было, рублей Стало, рублей Подешевело, %
Крем-мыло Duru 1+1 (морские минералы, 4×90 г) 5,19 3,09 −40,46
Нектар «Сочный фрукт» (апельсин, 1 л), Беларусь 3,89 2,29 −41,13
Средство для мытья посуды Fairy (чай и мята, 0,9 л) 7,59 3,79 −50,07
Кукурузные палочки «Хрумстик» (ванильные, 120 г), Беларусь 3,79 1,79 −52,77
Шампунь «Schauma Vita — Укрепление» (0,38 л) 11,59 4,89 −57,81

Общие наблюдения

В январе 2021 года общий рост цен (не только по описанным выше, но и по другим продуктам) оказался порядка 5—6%. Значительно подорожали сахар и растительные масла, но это началось еще в декабре прошлого года.

Среди товаров из списка «500 востребованных» 149 позиций подорожало более чем на 5%. В их числе:

  • 18 наименований молочных продуктов;
  • 12 — фруктов;
  • 11 — овощей;
  • 9 — рыбы и продуктов из нее;
  • 7 — мяса и мясопродуктов.

А также 27 кондитерских товаров, семечек и тому подобных; 27 — напитков; еще 15 наименований кофе, а также приправы и другие продукты не первой необходимости.

А в это время. Профсоюзы обеспокоены ростом цен на продукты

Профсоюзы заявили, что по итогам январского мониторинга (по сравнению с декабрем прошлого года) потребительские цены на колбасные изделия, животное масло, муку, рис остались на прежнем уровне. Немного упали в цене говядина, молоко, свинина, сметана, творог, хлеб.

— Вместе с тем в очередной раз отмечен рост цен практически на все виды традиционных для питания белорусов овощей: капусту, картофель, лук, морковь, свеклу. Если сравнивать с январем прошлого года, то по отдельным позициям рост составил до 25%,отметили в ФПБ и добавили, что федерация выступает с предложением собрать на своей площадке всех заинтересованных представителей экспертного Совета по вопросам цен и тарифов, производителей, переработчиков, розничных сетей, а также соответствующих министерств и ведомств.


Автоматическая турка. Отключается сама, когда кофе будет готов – Gorenje за 219 р.

Onliner рекомендует
электрическая турка, 735 Вт, корпус пластик, используемый кофе: молотый, цвет коричневый/черный

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by