«Вопрос переноса мероприятий 9 мая был также нами озвучен». Интервью с главой белорусского офиса ВОЗ

24 апреля 2020 в 11:15
Автор: Александр Владыко

«Вопрос переноса мероприятий 9 мая был также нами озвучен». Интервью с главой белорусского офиса ВОЗ

Автор: Александр Владыко
Выигрывай AirPods 3 за покупки с доставкой Onlíner Prime

Завершившая работу миссия ВОЗ не смогла объединить белорусское общество в единой оценке происходящих событий. Многие ждали разоблачений, а оказалось, что международные эксперты в целом поддержали наших специалистов и похвалили за проделанную работу. После этого возник другой перекос: чиновники перенесли положительную оценку прошлого и частично настоящего на все, включая чуть ли не будущее. Оставив в тени важные слова: предпринимаемых мер уже недостаточно.

Судя по субботнику и репетициям парада, Беларусь будет продолжать рубить дорогу в том направлении, которое считает правильным, а не в том, откуда раздаются голоса остальных стран, на несколько недель раньше переживших наш этап развития пандемии.

И роль экспертов ВОЗ уже официально рассматривается скептически, чего мы не видели до, во время и сразу после визита приглашенной миссии.

Глава белорусского офиса Всемирной организации здравоохранения — сейчас это Батыр Бердыклычев — всегда играл роль не только эксперта в области здравоохранения, но и дипломатическую, максимально тактично оценивая события вокруг себя. Но по мере необходимости принятия конкретных действий, в которых рекомендации гостей и желания хозяев не сходятся совершенно, непонятно, как теперь приглашать возовских экспертов в официальный эфир. В частности, речь идет о праздновании Дня Победы. Среди общих формулировок, которые были озвучены на брифинге миссии («перенести массовые мероприятия»), появилось и конкретное упоминание о 9 мая.

Это подтвердил Батыр Бердыклычев в интервью Onliner. Ответы на вопросы он прислал поздно вечером в письменном виде, сославшись на исключительную занятость. Даем их в полном виде.


— Миссия ВОЗ оставила рекомендации. Лежат ли на Беларуси какие-то юридические обязанности по их исполнению или это остается внутренним делом страны?

— Миссия ВОЗ находилась в стране в рамках двухстороннего сотрудничества и по приглашению правительства Беларуси. Эксперты ВОЗ дают рекомендации, основанные на независимом и беспристрастном анализе ситуации и опыте других стран в реагировании на пандемию COVID-19, а также имеющейся доказательной базе по различным аспектам ответа на эту чрезвычайную ситуацию.

Предоставляемые рекомендации не являются юридически обязательными для исполнения страной.

Эксперты миссии ВОЗ постоянно взаимодействуют с национальными экспертами, и основная цель миссии была не столько дать оценку проводимым мероприятиям, сколько совместно с национальными партнерами решить, в каких аспектах можно скорректировать ответные меры и улучшить качество проводимых мероприятий. Выполнение ряда рекомендаций, например по усилению мер физического дистанцирования, выходит за рамки компетенции и полномочий только сектора здравоохранения и требует общегосударственного подхода и политической воли со стороны правительства страны.

— Считаете ли вы ситуацию с пандемией в Беларуси управляемой и контролируемой? Или переход вируса в «общественную стадию» уже не может быть управляемым по своей сути?

— Экспертная миссия ВОЗ, работавшая в стране с 8 по 11 апреля, действительно констатировала, что Беларусь вступила в новый этап развития эпидемии COVID-19 с передачей инфекции среди населения. Противодействие распространению эпидемии в данной стадии гораздо более сложная задача.

Данная ситуация требует немедленной реализации комплексных мер.

Необходимо продолжение и расширение текущих мер реагирования, таких как раннее выявление возможных случаев, тестирование, обеспечение дальнейшей изоляции и лечения пациентов с подтвержденным COVID-19 и изоляции в условиях карантина контактов пациентов с подтвержденным COVID-19.

Помимо этого, на данном этапе необходимо незамедлительное принятие общенациональных мер по усилению физического дистанцирования. К рекомендованным мерам физического дистанцирования относятся:

  • перенос всех поводов массового скопления людей, включая спортивные, культурные, политические и религиозные мероприятия;
  • внедрение форматов удаленной работы, дистанционного обучения в учебных заведениях и приостановка деятельности всех не критически важных организаций, предприятий и экономических субъектов;
  • обеспечение строгого выполнения мер профилактики и инфекционного контроля на рабочих местах, где невозможна удаленная работа, включая гигиену рук, респираторный этикет и физическое дистанцирование с соблюдением безопасного расстояния в 1—1,5 м;
  • минимизация необязательных перемещений, особенно для групп высокого риска и уязвимых пациентов.

Опыт показывает, что такие меры замедляют распространение вируса и позволяют медицинским службам выиграть время, необходимое для адекватной подготовки, оснащения и переоценки потребностей работников здравоохранения и учреждений в ответ на рост числа пациентов с COVID-19.

— Была ли в рекомендациях ВОЗ (других официальных документах и письмах) прямым текстом (а не обтекаемым вроде «массовые мероприятия») написана рекомендация перенести парад 9 Мая?

— Миссия ВОЗ дала рекомендации отменить или перенести намеченные на ближайшее время массовые мероприятия, включая культурные, спортивные, религиозные.

9 мая является важной исторической датой для многих людей. Однако в условиях пандемии массовое скопление людей повышает риск распространения вируса, и в этой связи вопрос переноса массовых мероприятий, запланированных на 9 мая, был также озвучен ВОЗ.

— Рекомендовала ли ВОЗ вводить карантин в Беларуси? Комендантский час?

— Принимая во внимание переход к новому этапу развития эпидемии в Беларуси — этапу локальной передачи вируса среди населения, миссия ВОЗ рекомендовала ввести дополнительные меры физического дистанцирования, указанные выше. Введение мер физического дистанцирования должно приниматься с учетом эпидемиологической ситуации, возможностей системы здравоохранения и возможных социально-экономических последствий.

— У вас есть понимание, почему обнародование статистики стало такой проблемой для белорусского государства? Кто еще в Европейском регионе дает нерегулярную информацию?

— Мы не располагаем достоверной информацией по этому вопросу.

— ВОЗ постоянно пишет о необходимости открытости, представления регулярной статистики в полном объеме. Почему это так важно?

— Население страны играет важную роль в борьбе с COVID-19 путем соблюдения правил физического дистанцирования и гигиены рук, респираторной гигиены и кашлевого этикета. Регулярное и всестороннее информирование общественности о развитии ситуации с COVID-19 имеет важное значение для повышения уровня понимания складывающейся эпидемиологической обстановки, а также для разъяснения причин принятия определенных общенациональных мер, таких как перенос публичных мероприятий или ограничение перемещения.

Открытое, регулярное и активное информирование населения и лиц из групп риска и взаимодействие с ними помогают устранить путаницу и избежать недоразумений, позволяют свести к минимуму слухи и недопонимание, которые подрывают эффективность ответных действий и могут привести к дальнейшему распространению болезни.

Рекомендации ВОЗ заключаются в том, чтобы во время пандемии COVID-19 все страны на уровне правительств демонстрировали твердую приверженность и лидерство в отношении реализации комплекса мероприятий, принятия комбинированного подхода к мерам сдерживания и смягчения последствий, а также вовлечения сообщества с учетом эволюции эпидемиологической обстановки.

— Этично ли, по мнению ВОЗ, журналистам собирать информацию о заболевших людях и врачах? Есть ли в Европе системы здравоохранения, которые ссылаются на это, ограничивая предоставляемую информацию?

— Важность мониторинга развития ситуации и информирования населения была отмечена в моем ответе выше. Количество новых случаев заболевания, их географическое распределение, разбивка по половозрастной структуре, количество инфицированных медицинских работников — это важные индикаторы для понимания ситуации, принятия ответных мер и вовлечения населения в борьбу с эпидемией.

Возникающие этические вопросы в меньшей степени находятся в компетенции ВОЗ.

Несомненно, при этом важно соблюдать принцип конфиденциальности и уважения прав человека. Данные в общественном доступе должны быть деперсонифицированы.

— Корректно ли в целом говорить о коронавирусе как о причине смерти? Или люди умирают от хронических болезней, осложненных коронавирусом?

— Коронавирусная инфекция COVID-19 является достаточно опасным заболеванием. Хотя у большинства людей оно протекает в форме легкой простуды, примерно в 15—20% случаев наблюдается тяжелая форма заболевания с развитием вирусной пневмонии, которая может повлечь за собой острый респираторный дистресс-синдром или дыхательную недостаточность с большим риском смерти.

В таких случаях коронавирус является причиной смерти.

Мы также знаем, что хронические заболевания значительно утяжеляют течение болезни и увеличивают риск неблагоприятных осложнений. И конечно же, с возрастом число этих хронических заболеваний возрастает, поэтому людям старших возрастных групп надо себя максимально оградить от возможного заражения.

Более подробная информация по определению смерти в связи с COVID-19 изложена в International Guidelines for Certification and Classification (Coding) of COVID-19 as Cause of Death.

«Смерть от COVID-19 — это смерть от сопутствующих заболеваний при вероятном или подтвержденном случае COVID-19, если нет другой очевидной причины, например травмы. При этом между заболеванием COVID-19 и смертью не должно быть даже самого короткого периода выздоровления от вируса.

В качестве причины смерти COVID-19 не может быть приписан другому заболеванию (например, раку) и должен быть зафиксирован независимо от ранее существовавших причин, которые предположительно приводят к началу тяжелого течения.

Если COVID-19 стал причиной сначала пневмонии, а потом и респираторного дистресса, то и пневмония, и респираторный дистресс наряду с COVID-19 должны быть отмечены как причины смерти».

— Занимаетесь ли вы сейчас какой-нибудь формой контроля и мониторинга ситуации в Беларуси? Например, расходованием собранных волонтерами финансовых средств? Ситуацией с наличием аппаратов ИВЛ в регионах?

— Мониторинг ситуации мы проводим во взаимодействии с Министерством здравоохранения. В соответствии с требованиями Международных медико-санитарных правил (2005 г.), которые являются юридически обязательным документом международного права, каждая страна обязана в течение 24 часов информировать ВОЗ о числе новых случаев заболевания и умерших, а также об общем числе случаев COVID-19 и смертельных исходов с начала эпидемии. Сведения, поступающие от Министерства здравоохранения, в течение 24 часов обновляются на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ.

В настоящее время многие доноры и отдельные страны выделяют финансирование для помощи Беларуси в осуществлении ответных мер на эпидемию COVID-19 и укрепление системы здравоохранения. Часть этих средств будет реализована непосредственно через Страновой офис ВОЗ в Беларуси.

Другая часть будет реализовываться через другие агентства/организации ООН или же перечислена непосредственно национальным организациям.

Но в любом случае мы работаем с Министерством здравоохранения по расчету потребностей и определению приоритетов для закупки и проводимых мероприятий.

Многие доноры определяют одним из условий выделения финансовой помощи одобрение закупок со стороны ВОЗ, а также соответствие качества закупаемого оборудования/средств индивидуальной защиты техническим требованиям ВОЗ.

Поэтому этому аспекту нашей работы в настоящее время уделяется много внимания. Другие приоритетные направления нашей работы — это координация усилий многих партнеров и доноров, предоставление технической информации и экспертизы, вопросы коммуникации.

Кроме этого, мы считаем важным работу со средствами массовой информации.

— Самая свежая информация по поводу ожидаемого пика и выхода на плато. Какие страны в Европе ближе всего в успеху в борьбе с коронавирусом?

— Трудно делать прогнозы, тем более что развитие эпидемии будет зависеть от спектра принимаемых мер в стране, в том числе мер по физическому дистанцированию.

В ближайшие недели мы ожидаем дальнейшего нарастания числа новых случаев заболевания и пациентов, которым понадобится специализированная медицинская помощь.

Во многих странах, где пик эпидемии пройден, сохраняется угроза второй волны эпидемии. Пока неизвестно, насколько стоек иммунитет после перенесенной инфекции COVID-19.

Поэтому планирование мероприятий должно быть долгосрочным, как было отмечено миссией ВОЗ, — на 12—18 месяцев вперед.

Будем надеяться, что к этому времени мы получим эффективную вакцину и рекомендации по лечению с доказанной эффективностью.

Важно знать:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь