Еще вчера в европейских бутиках выстраивались очереди за сумочками, а сегодня улицы опустели. Сколько времени продлится всеобщий карантин, непонятно. Модная индустрия всего мира паникует не меньше, чем люди, проверяющие каждый день число зараженных COVID-19. Отмена Недель моды, остановка производств, закрытие магазинов — что сейчас происходит в сфере моды и во что это выльется для нас, покупателей?
Ирония: в последнее время Недели моды подвергались порицанию со стороны обеспокоенных состоянием природы людей. Слишком уж много ресурсов потребляли эти дни и ночи тотального фешена. Неэкологично!
Еще в прошлом году стало известно, что Stockholm Fashion Week и Oslo Runway перестают существовать в прежнем формате и начинают продумывать более экологичные концепции. Copenhagen Fashion Week видоизменилась: никакого пластика во время подготовки шоу и коллекции с принципами устойчивого развития.
Все это случилось примерно за полгода до появления нулевого коронавирусного пациента и последующей вспышки эпидемии по всему миру.
Миланская неделя моды (18—24 февраля), к сожалению, началась до паники: тревожные новости уже были, но казались чем-то нереальным. В итоге модники со всего мира потусовались, а потом развезли заразу по своим родинам. Лишь в последние дни организаторы взялись за головы и закрыли вход на показы, проведя их онлайн.
Инстинкт самосохранения и банальные основы морали привели к массовой отмене и переносу Недель моды во всем мире, ведь они являются благоприятной средой для передачи каких бы то ни было вирусов.
После итальянское правительство в срочном порядке отменило предстоящие в стране модные мероприятия. О дальнейшем ходе событий вне модной индустрии все уже прекрасно знают.
Благо другие города не захотели повторять миланский опыт и постепенно отказались от проведения фешен-тусовок. Отменились Недели моды в Южной Корее, Китае, Японии, Австралии, Бразилии. Некоторые из них пройдут онлайн. Примерам последовала и Москва: не увидят свет главные модные события — Mercedes-Benz Fashion Week Russia и Неделя моды в Москве. Что будет с Belarus Fashion Week, пока непонятно. Официально ее перенесли на 13—17 мая.
Все это происходит несмотря на то, что участники всех Недель заблаговременно проделали огромную организаторскую, созидательную и маркетинговую работу, потратив на это ресурсы. Но жизнь, понятное дело, важнее.
Отметим, что Недели моды — это не просто тусовки. На них компании с самыми громкими именами диктуют направления, по которым будет развиваться индустрия в последующие полгода-год. Вся одежда, в которой люди ходят на улице, в той или иной степени отражает деятельность этих компаний.
В прикольном видео, которое разлетелось по пабликам неделю назад, о жизни белорусских пенсионеров и нехватке в деревне просекко один из героев жалуется, что не попадет на скидки в Милан. Шутки шутками, а инстаграмные шопоголики наверняка сильно расстроились. Весна — самый разгар модных покупок, а Милан — популярнейший город для шопинга. Но границы предательски закрылись. Даже если пробраться в город под прицелом, толку в этом мало.
В Италии взяли паузу все магазины, кроме тех, что продают предметы первой необходимости. В США и Канаде — то же самое. Похожие закрытия происходят по всему миру. Пока есть только один выход из ситуации — онлайн-продажи. Некоторые компании, например Chanel, обещали продолжить выплату зарплат своим сотрудникам.
Закрытие точек продаж потянуло за собой временный отдых производств. Заводы люксовых (и не только) брендов либо приостановлены, либо перепрофилированы на пошив масок или спецодежды.
Корпорация Kering (Gucci, Bottega Veneta, Alexander McQueen, Yves Saint Laurent и другие) передала Франции три миллиона медицинских масок и собирается отправить в Италию спецодежду.
Еще одна люксовая корпорация LVMH (Louis Vuitton, Dior, Fendi, Givenchy и другие) отправила во Францию 40 миллионов масок и респираторов и продолжает заниматься производством антисептиков. Нетипичные в обычное время вещи начал шить и бренд Prada.
К инициативе подключились H&M Group и Inditex: налаженная производственная и логистическая система позволяет компаниям делать и быстро развозить средства индивидуальной защиты для медработников.
Благотворительность для миллионеров — закономерный процесс. Успешные модные дома и без острой надобности периодически отчисляют деньги на хорошие дела, а беда становится бодрым толчком для пожертвований и работы на репутацию.
Бренд Moncler выделил $10,9 млн на строительство больницы в Ломбардии. Отделения интенсивной терапии и реанимации трех больниц в Милане получили переводы от Prada. Ralph Lauren отправил на борьбу с эпидемией $10 миллионов. Своими миллионами поделились также Dolce & Gabbana, Armani, Benetton.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Все происходящее, конечно, не могло не повлиять на состояния миллиардеров, владеющих модными корпорациями. По данным Forbes, француз Бернар Арно (LVMH) буквально за пару дней потерял $14 млрд. У состояния его коллеги Франсуа Пино (Kering) — минус $5,9 млрд. Владелец нашей любимой Zara и других магазинов сети Inditex Амансио Ортега лишился своих $12,8 млрд.
И это все — далеко не начало и не конец перебоев в работе брендов одежды, привыкших жить в тепличных условиях эпохи потребительства и миллиардных прибылей.
Не стоит забывать, что массовому закрытию в Европе и США предшествовала такая же ситуация в Китае, где также фабрики либо закрывались, либо работали вполсилы. При этом именно в Китае производится около 30% всей в мире одежды.
Причина миллионных потерь — не только закрытие бутиков и остановка производств. Китайцы — лидеры по потреблению люкса. Именно их голоса и смех традиционно раздавались в люксовых магазинах Европы, когда в мире было все спокойно. Поток покупателей резко остановился из-за карантина в Китае, а сейчас — из-за закрытия европейских границ.
Да и в целом, понятное дело, спрос упал повсеместно. Причины лежат на поверхности. Во-первых, нельзя выходить из дома. Во-вторых, финансовый кризис лишает уверенности в будущем, и нет смысла бездумно вкладываться в шмотки. В-третьих, элементарно нет настроения думать о стиле, когда планета на грани катастрофы.
«Ну и пусть себе разоряются эти миллиардеры!» — скажете вы и, конечно, будете правы. Большинству людей нет никакого дела до моды и уж тем более до финансовых отчетов модных домов. Волнуются лишь сами модные дома и специалисты, имеющие отношение к модной индустрии. Оценить последствия всего происходящего можно будет только в конце этого года, а то и в 2021 году. Говорят, рынок люкса шатнет в 3—4 раза мощнее, чем после финансового кризиса 2009 года.
Прогнозы разные: перебои с выпуском коллекций, да и вообще, отмена коллекций, подорожание и без того дорогих вещей и предметов роскоши, закрытие небольших и средних брендов, не выдержавших кризис.
Какие еще изменения предвидятся? Есть мнение, что индустрия после тяжелого времени наконец остепенится, перестанет создавать устрашающего масштаба горы одежды, откажется от скандального маркетинга, утихомирит потребительство и культ брендов. Да и сами люди начнут ценить простые истины и минимализм в обладании вещами.
Мастерство, тонкая красота и ручная работа станут ориентирами. Простые силуэты и качество тканей убьют быструю моду, которую и так уже давно пытаются убить, да все никак.
Тренд-хантеры фантазируют, предрекая появление новых форматов мероприятий и усовершенствование способов онлайн-трансляций, когда стихнет эпидемия. Парады тщеславия могут смениться скромными ивентами.
Мода чутко реагирует на происходящее в мире. В последние несколько лет проблемы экологии, забастовки, кризисы разного масштаба, движение против абьюза и прочие нерадостные настроения сыпались на людей как из рога изобилия. Неслучайно благодаря показам последнего времени сформировался стойкий образ современного модника: гендерно-нейтральный, облаченный в кожу, в объемном, плечистом пальто в духе Balenciaga, в массивных ботинках. В гиперболизированных фантазиях дизайнера выжить в этом мире можно только так.
К этому всему добавились медицинские маски. Блогеры считают своим долгом сфоткаться с закрытым лицом в духе времени, а стритстайлеры украшают маски лого и деталями.
Даже политики, используя маски, не забывают о стиле. Новый тренд задала президент Словакии Зузана Чапутова, появившись в маске в тон платью.
Тема масок в модной индустрии эксплуатируется давно. Они использовались как дополнение к образу в целом — красиво, эстетично, нефункционально. Часть брендов шила фешен-маски для защиты от загрязненного воздуха в мегаполисах — вспомним растиражированные Off-White (от $60) и Bape (от $55). Польза от них незначительная: нет встроенного респиратора, соответственно, воздух не фильтруется.
А вот бренд Marine Serre быстро сообразил и создал работающие респираторные маски совместно с производителем медицинских товаров. Маски Urban Air Mask 2.0 стоимостью $295 быстро раскупили, но их производство будет продолжено.
Совершенно точно после того, как мир выздоровеет, мы еще долго будем наблюдать вариации масок на возобновленных модных показах. «Эпоха» коронавируса также найдет отражение в придуманных дизайнерами образах.
В мире растет количество фрилансеров. И COVID-2019 тут ни при чем. Еще в начале года агентства, предугадывающие тренды, сообщали о том, что скоро одежда будет трансформироваться под запросы домашних работников. Что это значит? Внимание к верхней части лука, которая видна во время видеоконференций, и игнор нижней части, главное в которой — удобство. Бренды начнут выпускать одежду, в которой комфортно работать дома, но не стыдно показаться на глаза посторонним.
Этот прогноз сегодня кажется не таким уж и бредовым. Хотелось бы верить, что это временно, но человечество действительно засело по квартирам, а журналы и модные порталы наперебой пишут материалы о домашней моде.
В Instagram набирает популярность аккаунт, в котором люди из разных стран выкладывают свои домашние луки. Чтобы не умереть со скуки, они забавно подписывают фотки.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Еще одна тенденция в духе времени: пользователи наносят лак для ногтей и надевают украшения прямо на перчатки, защищающие от зараженных поверхностей. Ну а как иначе, если навещать мастера по маникюру нежелательно, а руки рекомендуется прятать подальше от поверхностей в общественных местах?
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Российские и белорусские стилисты тоже всячески контактируют с аудиторией: например, бесплатно раздают свои платные советы и устраивают разборы гардеробов онлайн. Белорусские стилисты устраивают челленджи типа «покажи новинки, в которых ты будешь гулять, когда закончится карантин». Короче говоря, в интернете все стараются поддерживать друг друга и сохранять позитив, ведь все плохое когда-нибудь заканчивается.
Читайте также:
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by