Исследовательский центр BEROC опубликовал аналитику от Катерины Борнуковой и Дмитрия Крука. Авторы считают, что если ничего не предпринимать, то в обозримом будущем ВВП Беларуси может упасть на 10%. Причем эксперты отмечают: действовать нужно прямо сейчас, предлагают свое видение выхода из ситуации и призывают к диалогу. Что нужно предпринять, чтобы минимизировать последствия для экономики Беларуси? Рассказываем самое интересное.
— На Беларусь надвигается «экономический шторм». Снижение выпуска в 2020 году уже стало практически неизбежным. Но в ближайшее время белорусская экономика столкнется с новыми серьезными трудностями. Каков будет их масштаб и продолжительность, во многом зависит от непредсказуемых пока факторов: как долго продлится пандемия коронавируса, насколько сильно за это время просядет глобальная экономика? — пишут авторы. — Но во многом последствия зависят и от реакции экономических властей.
Грамотные действия на опережение, которые нужно предпринимать уже сейчас, могут смягчить потери выпуска и доходов и не допустить или ограничить финансовый стресс. Запоздалая реакция (или же и вовсе ее отсутствие) на стремительно изменяющуюся реальность, выбор неверных приоритетов и инструментов, несогласованность действий экономических властей могут привести к масштабному экономическому спаду, сопровождаемому безработицей, финансовыми и социальными потерями.
— Такой сценарий наложит свой отпечаток на перспективы развития белорусской экономики и общества в долгосрочной перспективе. Поэтому сложившаяся ситуация предрасполагает к тому, чтобы сфокусироваться именно на текущем моменте, временно «отложив в сторону» решение хронических и застарелых «болезней» национальной экономики, — говорится в исследовании. — В экономических проекциях на основе текущей ситуации мы исходим из того, что спад ВВП на 2% по итогам 2020 года является наилучшим сценарием, который удастся реализовать при эффективных антикризисных мерах.
Беларусь уже прочувствовала шок от снижения поставок нефти. Пока эта ситуация привела к сокращению ВВП на 0,6% в январе — феврале 2020 года, снижению экспортной выручки и бюджетных поступлений. Сегодня к снижению поставок добавляется и резкий спад цен на нефть. Низкие цены на нефть ведут к снижению цен на экспортируемые Беларусью нефтепродукты. Кроме того, они ведут к усугублению экономического спада в России, и этот непрямой эффект может быть более важен для экономики Беларуси. Сегодняшняя ситуация на валютном рынке вызвана в первую очередь снижением цен на нефть.
Сегодняшняя ситуация на валютном рынке, которая во многом является следствием нефтяного шока, может стать шоком сама по себе. Домохозяйства воспринимают резкие движения курса как сигнал о будущей инфляции и, следовательно, о снижении реальных доходов.
Усиление инфляционных ожиданий заставляет домохозяйства искать способы защиты от падения доходов. Фирмы, особенно те, которые полагаются на импорт, сталкиваются с шоком предложения. Кроме того, у валютного шока есть потенциал привести к финансовому кризису ввиду накопленной задолженности в иностранной валюте у корпоративного сектора, в котором будут нарастать сложности с ее обслуживанием.
Беларусь как малая открытая экономика очень чувствительна к ограничениям и экономическим шокам в основных странах-партнерах, в первую очередь в России, куда направляется львиная доля нашего несырьевого выпуска.
Пока неясно, как скажется на внешней торговле временное восстановление границ, однако уже понятно, что экономический спад, вызванный карантином в России, снизит спрос на белорусский экспорт, в особенности продукцию обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства. Для нас это чревато падением выпуска, занятости и экспортной выручки.
Импорт, в том числе импорт материалов и промежуточных товаров, тоже играет важную роль в экономике Беларуси. Разрушение глобальных цепочек стоимости уже начало затрагивать белорусские предприятия, которые работают с поставками из Китая. В ближайшее время влияние нехватки импортных материалов и комплектующих может расшириться. Это приведет к сокращению выпуска с очевидными последствиями для занятости и бюджетных доходов.
Снижение выпуска, падение занятости и заработных плат, а также потенциальные внутренние ограничения, связанные с коронавирусом, приведут к сокращению внутреннего спроса, что, в свою очередь, повлечет еще большее падение бюджетных доходов и выпуска.
Ни глубина кризиса, ни его продолжительность пока непонятны. Эта неопределенность может углубить все шоки.
— В совокупности эти шоки порождают «идеальный шторм» для экономики Беларуси. Без своевременной реакции этот «шторм» может привести к падению ВВП на 10% и более, — говорят авторы.
Читайте также:
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!