Всемирный банк ухудшил прогноз по Беларуси: в этом году рост будет в четыре раза ниже запланированного, а в будущем — в три

 
21 987
28 ноября 2019 в 11:52
Автор: Настасья Занько
Автор: Настасья Занько

В этом году белорусские власти планировали рост ВВП до 4%. Но Всемирный банк считает, что рост по итогам года составит 1%. На будущий год прогноз еще хуже — 0,9% вместо ожидаемых правительством 2,8%.

Какие цифры дает Всемирный банк?

Экспорт

«В первые три квартала 2019 года темпы экономического роста значительно замедлились: с 3,7% в январе — сентябре 2018 года до 1% за тот же период нынешнего года, — говорят эксперты банка. — Основным драйвером стало снижение объемов экспорта ввиду слабой внешней среды. Так, товарный экспорт сократился на 3% в номинальном выражении в долларах, что резко отличается от увеличения на 18,3% за тот же период в 2018 году».

Экспорт в страны ЕС и дальнего зарубежья сократился на 17,3% соответственно, в то время как рост экспорта в Россию и страны СНГ был довольно небольшим — 3,7% и 1,6% соответственно. На этом фоне рост внутреннего спроса основывался на росте реальной заработной платы и потребления домохозяйств.

Реальная зарплата

Реальная заработная плата продолжала расти — на 7,6% за январь — сентябрь 2019 года, что значительно выше роста производительности труда, составившего 1,5%.

В результате в первые два квартала 2019 года потребление домашних хозяйств выросло на 6,5%.

Объемы производства

«В большинстве отраслей обрабатывающей промышленности наблюдалась стагнация объемов производства. Совокупный вклад сельского хозяйства, промышленности, строительства и транспорта в темпы роста ВВП был равен индивидуальному вкладу сектора информации и связи, составляющему 0,5 процентных пункта, — говорится в докладе банка. — Объемы промышленного производства практически не менялись в течение трех кварталов, оставаясь чуть ниже одного процента, в отличие от почти 7% роста за тот же период в 2018 году. Слабость в корпоративном секторе привела к почти двукратному увеличению объемов проблемных кредитов в банковской системе — с 3,5% на 1 мая 2018 года до 5,5% на 1 сентября 2019 года».

Доходы бюджета страны

«По мере замедления роста и материализации воздействия российского «налогового маневра» доходы бюджета несколько упали. В первые три квартала 2019 года доходы консолидированного бюджета сократились на 0,2%, составив 29,6% ВВП, в основном из-за снижения налоговых поступлений от внешней торговли (на 18,5% в реальном выражении) в результате снижения доходов от пошлин на экспорт нефтепродуктов. Государственные расходы, напротив, увеличились на 3%, составив 26% ВВП, — отмечается в докладе.

— Это увеличение было обусловлено ростом субсидий и трансфертов (на 5,2%) и расходов на заработную плату (на 4,8%), в то же время расходы на обслуживание долга несколько снизились, до 2% ВВП.

Соотношение суммы внешнего долга, включая расширенное определение государственного долга, и внутреннего долга — составило 49,6%. В то же время первые шесть месяцев 2019 года средства, полученные госпредприятиями и организациями из бюджета на покрытие убытков, увеличились на 18% в номинальном выражении (10,3% в реальном выражении), достигнув почти 1,2 млрд белорусских рублей ($600 млн в эквиваленте, или около 2% ВВП)».

Инфляция

Годовая инфляция замедлилась до 5,3% в сентябре 2019 года по сравнению с 5,6% в конце 2018 года и небольшим ускорением до 6% в середине 2019 года. Поскольку ускорение инфляции было вызвано неденежными факторами, а рост широкой денежной массы не превысил установленные пределы, Национальный банк снижал свою учетную ставку с 10%, установленных в середине 2018 года, до исторически низкого уровня в 9,5% в августе и затем до 9% в ноябре 2019 года.

Курс доллара

Несмотря на замедление экспорта, в период с сентября 2018 года по сентябрь 2019 года белорусский рубль укрепился к доллару США в номинальном выражении на 1,8%. Гибкость обменного курса была сохранена, и были реализованы меры по либерализации валютного рынка. Валовые международные резервы на конец октября 2019 года составили $9,2 млрд, что соответствует стоимости более двух с половиной месяцев импорта товаров и услуг.

Что прогнозирует Всемирный банк?

— Прогноз роста на 2020—2021 годы пересмотрен в сторону небольшого понижения вследствие неблагоприятных условий торговли, ограниченных возможностей стимулирования внутреннего спроса, а также сохраняющихся структурных проблем. Таким образом, темпы роста ВВП будут оставаться рядом со своим потенциальным уровнем исходя из предположения об отсутствии немедленной компенсации за «налоговый маневр» в России и продолжении нынешней экономической политики в отношении ограниченных структурных изменений, — заявил глава представительства ВБ в Беларуси Алекс Кремер.

Налоговый маневр

— При этом сохраняется неопределенность в отношении возможной компенсации потерь от «налогового маневра» в России, а также результатов переговоров по двусторонней интеграции. В дальнейшем «налоговый маневр» в России может снизить темпы экономического роста через фискальные и экспортные каналы. Во-первых, постепенный отказ от экспортных пошлин потребует дополнительного ужесточения налогово-бюджетной политики, что, в свою очередь, повлияет на темпы роста ВВП. Во-вторых, повышение цен на сырье для белорусских нефтеперерабатывающих заводов отрицательно скажется на ценовой конкурентоспособности их экспорта, открыв тем самым возможность для корректировки объема производства в нефтехимическом секторе, — объяснил экономист Всемирного банка по Беларуси Кирилл Гайдук.

Внешний и внутренний спрос

«Дальнейшее ослабление внешнего спроса, ухудшение условий торговли при сохранении существующего уровня госдолга и ограниченных возможностей стимулирования внутреннего спроса будут сдерживать темпы экономического роста. Если объемы экспортной выручки продолжат снижаться, то могут потребоваться дополнительные внешние заимствования, — отмечают экономисты. — Вместе с тем, пространство для стимулирования внутреннего спроса остается узким, поскольку на фискальную политику по-прежнему будут оказывать влияние расходы по обслуживанию долга и условные обязательства в отношении предприятий и организаций госсектора».

Денежно-кредитная политика

— В свою очередь, эффективность денежно-кредитной политики снижена из-за высокой долларизации, — отмечают эксперты. 

Так как валютная составляющая денежной массы остается на уровне, близком к 60%, а корректировка обменного курса окажет негативное влияние на долг корпоративного сектора (деноминированного на 50% в иностранной валюте) и государства (свыше 90%).

Что делать?

«Проведение структурных преобразований в важных областях является ключом к снижению уязвимостей и повышению потенциала роста экономики, — рекомендуют специалисты. — Одним из важных приоритетов является повышение конкурентоспособности и диверсификация экспорта посредством улучшения регуляторной среды и операционной реструктуризации предприятий, в особенности в госсекторе, где производительности ниже, чем в частном. Недавно принятые меры по стимулированию развития частного сектора могут сработать не в полной мере, если не будут сделаны более значимые шаги в отношении реструктуризации госпредприятий с целью повышения эффективности распределения ресурсов и снижения фискальных рисков.

Для смягчения социальных последствий необходимо усиление системы социальной защиты в части поддержки безработных и улучшения таргетирования действующих программ социальной защиты уязвимых групп.

Хотя замедление инфляции способствовало снижению реальных ставок по кредитам, кредитование частного сектора не восстановилось до уровня, наблюдаемого до рецессии 2015—2016 годов. В Записке по особым вопросам, посвященной проблеме доступа к финансированию, сообщается о последних результатах „Обследования состояния деловой среды и показателей работы предприятий“ (ВЕЕР8) в Беларуси, в рамках которого были собраны данные о мнениях предприятий, в том числе о доступе к финансированию. 

Результаты опроса показывают, что доступ к финансам является препятствием на пути к более динамичному расширению частного сектора. Вместе с тем улучшения могут быть связаны с более комплексными шагами по улучшению возможностей кредитования в экономике».

— Ожидаемый период медленного роста можно сократить с помощью надлежащих условий для ускоренного восстановления, — отметил глава представительства ВБ в Беларуси Алекс Кремер. — Отдельные важные шаги уже были предприняты: например, поддержание макроэкономической стабильности и снижение уровня инфляции. Тем не менее необходимы дальнейшие действия по реструктуризации государственных предприятий, реформированию финансового сектора и повышению адресности системы социальной защиты.

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!