Вместе с компанией Huawei мы объявили конкурс отпускных историй «Как я провел лето». С главным призом — смартфоном Huawei Y9 Prime 2019. Сегодня последний день, когда мы принимаем заявки, так что вы еще можете успеть поучаствовать в конкурсе (более подробно об условиях читайте по ссылке). Герой этого выпуска — студент-третьекурсник Академии авиации. Егор рассказывает, как этим летом самостоятельно спланировал отпуск и полетел в Японию.
Где-то в конце зимы я задумался о летнем отпуске. Пляж и море — не мое. Для меня куда важнее прочувствовать культуру и особенности определенного народа. Были разные варианты, но остановился я на Японии. План поездки, билеты на самолет, проживание, симка, Japan Rail Pass, виза… Все, кроме последнего, делал и оформлял сам, без посредников. Полная свобода в выборе и передвижениях.
Летел я на Etihad из Минска. Билеты в две стороны обошлись в $650 (покупал в марте). За пару дней до покупки я проморгал акцию у Turkish Airlines (выходило около $540). Можно ли дешевле улететь из Москвы? Можно, но общая выгода будет максимум в $50. Добавьте сюда лишние 10 часов дороги и волнение за стыковку трансфера и самолета.
Жилье я забронировал сразу после покупки авиабилетов, но потом пару раз изменял свою бронь (находил более выгодные варианты). JR Pass (о нем чуть попозже) и симку приобрел после получения визы в июне. Материалы о достопримечательностях искал в интернете, ресурсов хватает. Также обращу ваше внимание на аудиотуры от AZBO. Стоят в десятки раз дешевле экскурсий, а их содержание как минимум не хуже, чем у гидов.
В Токио я прилетел 9 августа. От аэропорта Нарита (а именно туда прилетает большинство международных рейсов) до центра города можно добраться ровно за час. В первые же минуты на центральном вокзале Токио я… заблудился! Я знал, на какую линию мне нужно пересесть, но я не мог найти нужный перрон. Благо повсюду в Японии на вокзалах есть Wi-Fi (и он работает нормально!) и Google-карты мне помогли. Отмечу, что именно сервисы Google очень сильно выручают в Японии. Например, предупреждают о тайфунах.
Уже в первый день чувствовалось, что я нахожусь не в привычной европейской обстановке. Но с каждым следующим днем я понимал, что Токио — очень удобный и продуманный, особенно если сравнивать его с другими крупными мегаполисами. Не зря японская столица регулярно попадает в списки лучших городов для жизни.
В последнем рейтинге The Economist Токио занял 8-е место. В любую точку города можно добраться с помощью метро и ж/д, которые образуют огромнейшую транспортную сеть. Поезда ходят быстро и тихо, в них не принято разговаривать по телефону и шуметь. Очень многие японцы пользуются этой тишиной и спят в метро.
Есть ли в Токио пробки? Конечно. А правда, что там людей в поезда метро заталкивают специально обученные люди? Правда. Но все это происходит два раза в день: когда люди едут на работу и когда они возвращаются домой. Днем на улицах Токио почти нет машин, а в поездах всегда есть сидячие места. Японцы — люди ответственные и пунктуальные, поезда ходят точно по расписанию. Выстроить такой график работы в крупном городе сложно, но в Токио с этим справились. Это экономит время, что очень круто для мегаполиса с маятниковой миграцией.
Токио и близлежащие города образуют крупнейшую в мире агломерацию (более 38 млн человек). Застройка очень плотная, низкая. При этом на улице чувствуешь себя куда свободней, чем в той же Москве, которая в разы меньше японской столицы. Каждые сутки в Японии случается несколько землетрясений, правда, все они слабые, но сильные толчки здесь тоже не редкость. А еще в Токио запрещено курение на улицах. Не замечательно ли?
Для себя я разделил Токио и остальную Японию. Даже в других японских мегаполисах (в той же Осаке) совсем другая атмосфера. Токио… не совсем японский. Да, здесь есть древние храмы, но традиционную Японию здесь не получится увидеть во всей красе. Не стоит забывать, что столицей Токио стал не так давно (в 1869 году).
Традиционный Токио включает в себя два обязательных пункта: храмы Мэйдзи в Сибуя и Сэнсодзи в Асакусе. Два раза в год посетителей пускают в Императорский дворец (оба дня где-то в декабре-январе). Здесь нет одного центра притяжения а-ля Таймс-сквер или Красная площадь. Здесь их несколько.
Лично мне больше всего понравилась Акихабара. Здесь я смог прочувствовать ту самую безудержную Японию. Аниме, манга, видеоигры, куча разного мерча и сувениров соответствующей тематики, картриджи для «Сеги» и о-о-очень много разной другой интересной ерунды. Не знаю больше таких мест в мире — очень интересное и атмосферное.
Сибуя — любимое место местной молодежи. Огромное количество разных магазинов, перекресток, через который проходят порядка 2 млн человек в день, и статуя Хачико (у нас известен как Хатико) притягивают в этот район как магнит.
Совсем рядом находится другой крупный район — Синдзюку. Здесь располагается токийская мэрия и крупнейший вокзал в мире (3,7 млн пассажиров ежедневно, причем это не центральный вокзал Токио). Почему я выделил эти два района? Именно здесь лучше всего чувствуется ритм большого города. Особенно в вечернее время.
Строить в Японии почти негде. Оттого жители островов стараются использовать землю максимально рационально. Все парковки (абсолютно все!) в Японии платные, нередко встречаются многоуровневые стоянки. Но самая главная японская фишка в области экономии места — капсульные отели.
Их можно сравнить с хостелами, только качество обслуживания здесь лучше. В некоторых сетях встречаются даже СПА. Комнат как таковых здесь нет, у каждого постояльца — личная капсула. В этих отелях действует одно важное правило: в спальной зоне нельзя шуметь (никаких разговоров по телефону, телевизор можно смотреть только в наушниках). Мужчины и женщины проживают на разных этажах, в некоторых капсульных отелях есть даже отдельные лифты для разных полов.
Проживание в них относительно недорогое: $20—40 в зависимости от сети. В Токио я останавливался в двух разных сетях, ночь в среднем мне обходилась в $33. Основные постояльцы этих отелей — заработавшиеся допоздна японцы, то есть такие заведения рассчитаны лишь на то, что ты поспишь, умоешься и уйдешь. Из отеля я уходил рано утром, а возвращался поздно вечером. Лично мне эти капсульные отели показались крутой штукой. Вроде и не переплачиваешь за отдельную комнату, но и неудобств типичного хостела здесь нет.
Япония — не только Токио. Помимо столицы, я немного покатался по Стране восходящего солнца на синкансэне. Дорога от центра Токио до центра Киото занимает всего 2,5 часа (между городами 500 километров). Эти скоростные поезда — удобная, но дорогая штука. Поездка на таком поезде приравнивается к полету на самолете, в том числе и по цене. Благо для иностранных туристов существуют специальные проездные, которые позволяют пользоваться ими в неограниченном количестве на протяжении 7, 14 или 21 дня.
Если вы поедете в Японию, обязательно покупайте Japan Rail Pass (порядка $260 за проездной на 7 дней. Их необходимо покупать еще до поездки, поэтому придется отдать $15—20 за услуги курьерской службы). Япония — страна недешевая в плане транспорта. JR Pass распространяется только на линии JR, но с их помощью я покрыл 95% своих передвижений во второй части поездки (первые четыре дня он не действовал, тут выручали суточные проездные в токийском метро).
Если бы не эта карточка, то я заплатил бы за все поездки на поездах где-то около $600. Средняя стоимость билета на синкансэн составляет около $100. В моем активе пять поездок на них, а еще я часто пользовался обычными локальными поездами. Вообще междугороднее сообщение в Японии развито очень хорошо. Те же синкансэны ходят с интервалами 3—4 минуты в часы пик и 10—15 минут в обычное время.
Киото можно назвать культурной столицей. Это один из крупнейших городов страны (около 1,4 млн жителей) с огромным количеством достопримечательностей.
Город расположен на равнинной местности между холмами, все исторические достопримечательности находятся в разных частях города. Но, как и в любом крупном японском городе, здесь прекрасно развита система железных дорог. Две ветки метро, локальные линии JR, «частники» серьезно упрощают жизнь. А еще в Киото, в отличие от Токио, можно нормально пользоваться автобусами: в них есть информация на английском! В столице такое встречается лишь на некоторых маршрутах.
Что же такого необычного в Киото? Этот город знаменит храмовыми комплексами и кварталами гейш — ханамати, в том числе процветающим кварталом Гион. В XXI веке Гион — самый известный район проживания и работы гейш. Не путать этот район с кварталом красных фонарей.
Встретить настоящую гейшу очень-очень трудно. В Киото их осталось около 200, а просто так на улице они не гуляют. Правда, мне посчастливилось увидеть «майко» — ученицу гейши. Та бежала на какой-то концерт буквально в соседнем здании. Сам район отлично передает атмосферу исторической Японии. Помимо Гиона, город впечатляет своими храмовыми комплексами, а их здесь много. Конечно же, все они не несут большую историческую ценность, но некоторые храмы просто обязательны для посещения.
Нара расположена в часе езды от Киото или Осаки. В VIII веке этот город даже был столицей Японии. В центре Нары повсюду… олени! Откуда же они там? Считается, бог грома и мечей Такэмикадзути прибыл для охраны новой столицы в Нару верхом на олене. Он был один из четырех богов, приглашенных в Нару храмом Касуга-тайся. Священные олени в Наре рассматриваются как потомки того оленя. Достаточно необычно, согласитесь, видеть этих животных в центре города. Этим и привлекательна Нара.
Сразу после Нары я отправился в Осаку, до которой рукой подать. Этот город с близлежащими образует вторую по размеру агломерацию Японии (17 млн жителей). Осаке я уделил всего несколько часов, хотя интересных мест здесь хватит на пару-тройку дней. Тайфун подкорректировал мои планы, поэтому будем считать, что изучение Осаки я оставил на будущее. Первое, что бросается в глаза, — больше улыбок и веселья. Не знаю, с чем это связано, но Осака кажется более душевной, чем тот же Токио. В целом — типичный японский мегаполис, у которого есть чему поучиться. Не зря этот город входит в топ-3 лучших городов для жизни в мире.
В Хиросиму я собирался ехать 15 августа, но в эти дни тайфун как раз проходил через западную часть острова Хонсю. Поездку я смог перенести на следующий день, сам Киото (в котором я жил во второй половине поездки) тоже был под возможным ударом, поэтому во второй половине дня некоторые заведения закрылись и день получился неполноценным.
Хиросима сегодня — процветающий город с населением свыше миллиона человек. Но меня не покидало чувство, что я хожу по кровавой земле. Здесь помнят о тех ужасах и стараются сделать все, чтобы о них не забыли.
Спланировать бюджетное путешествие в Японию невозможно. Лоукосты сюда из Европы не летают, жилье недешевое. Да, можно чудом влезть в $1000 на человека при самостоятельном планировании, но вы и близко не прочувствуете все аспекты этой замечательной страны. Стоит ли проделывать такой длинный путь и не получить полноценного представления о стране? Я не ставил перед собою цель максимально сэкономить, но считаю, что мне удалось выйти на отличное соотношение цены и качества для такой далекой страны, как Япония.
Перелет, местная симка и JR Pass обошлись в $950, дальше я тратил примерно $50—60 в сутки (еда, жилье, прочие транспортные расходы, билеты в храмы и замки — эта цифра у каждого будет разная). Добавьте еще немного на сувениры и подарки. Все очень индивидуально, но слетать летом в Японию за $1500 с человека и получить массу эмоций вполне реально.
Читатель, занявший первое место, получит смартфон Huawei Y9 Prime 2019.
Обладатели второго и третьего места получат по Huawei Mini Speaker.
Более подробно о правилах конкурса читайте по ссылке.
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей в одном месте
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!