Экстраполируйте ситуацию на себя. Ты еще ребенок, остался дома один. Маленький, тупой, беззащитный — среди подозрительных шорохов и монстров, ждущих под кроватью. Родители отлучились: папа добывает корм, мама «на минутку» ушла к соседке. Братика (или сестру, теперь не разобрать) ты уже съел. В случае чего позвать некого. И тут в дом приходит чужая тетя: собирается тебя съесть. Или отнести своим деткам, покормить их тобою… Продолжаем наш артхаусный сериал про жизнь большого подорлика.
Напомним, что вообще происходит. Большой подорлик — невероятно редкая хищная птица. Последние остатки европейской популяции чудом сохранились в глухих уголках Беларуси — ЕС лопнул от зависти.
Организация «Ахова птушак Бацькаўшчыны» относительно недавно затеяла масштабные исследования этой формы жизни. В гнезда поставили тайные фотокамеры, некоторых птиц снабдили трекерами, чтобы следить за перемещениями, — такого никогда раньше не делали. Полученные сведения вызвали много удивления у ученых. Большого подорлика назначили птицей года в Беларуси, наблюдают за ним, оберегают, пытаются понять логику его поведения.
А у нас (и вас) появилась возможность наблюдать что-то вроде реалити-шоу про жизнь этих необычных существ со сложными, противоречивыми характерами.
Сегодня у нас драматический случай в гнезде. Как ни странно, со счастливым (впрочем, кому как) концом.
Сначала, как полагается по канонам кинематографии, — пасторали мирной жизни. Счастливая пара живет в Ганцевичском районе (а где же еще?). По словам биолога Валерия Домбровского, тут нетипичный случай: эта семья приноровилась кормиться на полностью нарушенных человеком землях. Раньше здесь было болото, теперь поля с каналами.
Весной, до прилета птиц, люди установили над гнездом камеру (даты сбиты).
Вскоре она среагировала на движение: с юга прибыл загорелый хозяин.
Позже ему повесили передатчик, дали имя — Велута. (Отлов — особая тема, мы еще пообщаемся с ловцами.)
Вот птицы строят гнездо.
В отсутствие хозяев постройку посещают посторонние. Домбровский уточняет: это обыкновенный канюк очень редкого для Беларуси белого оттенка.
Ворон тоже прилетал, примерялся к гнезду, позировал. Решил не претендовать.
Вот снесено первое яйцо (потом появится второе).
Видно, что птицы часто приносят зеленые ветки — для дезинфекции и, возможно, для маскировки сверху.
Велута притащил даме мышку, пока она сидит с птенцами (их здесь пока двое).
А тут отец принес, похоже, окуня. Рыба в рационе больших подорликов — явление обычное, но это гнездо расположено в 11 км от ближайшего водоема. Так что папа где-то раздобыл дефицит.
Закончили пасторали, продолжаем жестокую экстраполяцию.
Ты ждешь папу, который покормит тебя сладкой мышкой. Ура, вот он летит!.. Нет, не он. На краю гнезда сидит и смотрит тебе в душу огромная, как сто гор, клыкастая и рогатая самка болотного луня. Иллюзий относительно того, для чего она прилетела, не существует: они все прилетают с одной целью. Ты визжишь, кое-как отбиваешься костлявыми ногами и подобием крыльев. Но тетя больше, у нее мощный клюв, наманикюренные когти и голодные дети (а может, уже и нет детей, что гораздо страшнее, если вспомнить, куда они подевались).
«Прости, пацан, — говорит тетя, собираясь расклевать тебе горло. — Это просто естественный отбор».
Она тащит тебя на край гнезда, расположенного на высоте стоэтажного дома, у тебя еще есть пара секунд, чтобы научиться летать не только в вертикальном направлении.
Заканчивается все внезапно. Когда ты почти смирился с ролью обеда, гостья вдруг улетает.
По всей видимости, вернулся кто-то из взрослых.
Для орнитологов эта съемка стала шоком и в некотором роде сенсацией. Вообще-то, птенцов подорлика имеет право сожрать кто угодно, желающие вон стоят в очереди под деревом. И ворона, и куница, и орлан, и бегемот… Но болотного луня подозревали бы последним. Он гораздо мельче большого подорлика и обычно такой едой не интересуется, находит себе что-нибудь попроще.
Как бы то ни было, что-то пошло не так. Это как если бы в вашего кота нагадили тапки.
— Возможно, она мстила за своих детей, которых съели подорлики, — не то мрачно шутят, не то вообще никогда не шутят орнитологи.
Этот птенец остался жив. Теперь у него есть синее пластиковое кольцо с надписью Н3.
Вот он подрос и готовится к первому полету.
Впереди только небо, только ветер. Парнишка подкачается, найдет этого злого луня. И съест его деток. Приговаривая: «Ничего личного, естественный отбор».
Между тем для всеобщего доступа заработала обновленная карта перемещения белорусских больших подорликов. Теперь на ней 15 персонажей и их причудливые маршруты.
Надо уточнить информацию из предыдущей публикации. Там мы использовали устаревшие прошлогодние треки — в результате получилось, что некоторые птицы оказались бог знает где, бог знает почему. Теперь все встало на свои места.
Например, Альжуся благополучно отдыхает в Греции, на берегу Ионического моря.
Самец Велута сейчас в Египте. Пока (как и некоторые белорусы в эту пору) движется в направлении Шарм-эль-Шейха, но не исключено, что передумает.
Его выживший ребенок не снабжен трекером и именем: где он находится, мы не знаем. Известно, что он успешно вырос, выучился на маркетолога и этой осенью улетел на юг. Скорее всего, с ним мы еще увидимся весной, когда этот выживший вернется в Беларусь.
Возможно, захочет мстить. Впрочем, мы снова мыслим примитивно, как люди.
Продолжение следует.
Читайте предыдущие серии:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. va@onliner.by