Продолжаем отчаянно писать хронику почему-то подорликов. После первых выпусков этого странного сериала слишком пытливых читателей взволновал один вопрос. Все остальные отошли на третий план. Итак: если подорлики такие ранимые и нелюдимые — как же до них добраться? Как их кольцевали и цепляли им трекеры? Это вообще законно? Сколько людей потеряли?.. Сегодня пообщаемся с ловцом. Ему порой приходится ходить в танковом шлеме.
Стандартная напоминалка для тех, кто только присоединился к нашему реалити-шоу на вымирание. Большой подорлик — очень редкая исчезающая птица, последние европейские запасы сохранились на нашем Полесье. И кстати, нам это довольно выгодно: европейцы платят за то, чтобы взглянуть на диковину (отдельный вопрос, удается ли нам выжать из них все возможное).
«Ахова птушак Бацькаўшчыны» затеяла масштабные и довольно дорогие исследования этой формы жизни. В гнезда поставили фотокамеры, 15 птиц снабдили трекерами — и начались большие гонки.
Теперь ученые разгребают горы снимков, которые автоматика наделала за сезон. Там, как выясняется, целые драмы, похлеще дутых человеческих «реалити»-шоу на ТВ. Там все по-настоящему: с выживанием, вымиранием и злодействами.
Мы за всем этим подглядываем множеством глазков.
Параллельно существуют две цивилизации. Одна не желает ничего знать о другой. Другая, наоборот, нынче стремится изучить и, как утверждает, спасти первую. (Второй рукой распахивая поля и яростно, с кряхтением, мелиорируя.) Как ни крути, нужны контактеры. Кого-то надо отправить ловить орлов — хотя бы для того, чтоб повесить на них передатчики.
Подорлик выглядит дерзко: когти, зубы, этот презрительный взгляд. Мы бы не связывались. Но кто-то должен. Денис Китель как раз этот человек. Таких специалистов вообще мало. Конечно, его функции ловлей птиц не ограничиваются, но это одна из его сверхспособностей.
У него не работа, а мечта. Постоянно на свежем воздухе.
— Где записывают в ловцы?
— Не существует такой тетрадки, — утверждает Денис.
Чтобы стать ловцом, необходимо пройти непростой путь. Сначала поступаете в университет на биолога. Сразу ищете там кафедру ловли орлов.
Когда выяснится, что такой кафедры не существует, надо на третьем курсе записаться в грузчики на какой-то базе. А потом придет орнитолог из НАН и вас оттуда выкупит. Так было с Денисом.
— Конечно, я решил, что это интереснее, чем ящики таскать, — рассказывает он. — Тогда Академия наук как раз проводила исследование в Беловежской пуще. Мне и другим ребятам надо было наблюдать за подорликами, вести учет и так далее.
Сначала задача ловить орлов не стояла. До этого дошло позже, когда к нам приехали эстонцы со своим проектом по спасению большого подорлика. Прибалты тогда носились с единственной своей парой птиц, которая оставалась в стране (теперь их больше). Спасали со страшной силой, готовы были жизнь отдать. В Беларусь прибыли, потому что у нас имелось около 200 пар, настоящее богатство. Есть что изучать.
— Надо было поймать и пометить передатчиками несколько подорликов, — вспоминает Денис Китель. — Мы попытались действовать по эстонской методике ловли — она не сработала. Пришлось придумывать что-то свое, модифицировать уже существующие методы. Теперь, например, сразу четырьмя способами ловим.
Какими конкретно способами?
Не говорит. Орнитологи наотрез отказываются рассказывать, как они ловят хищных птиц. Говорят, не хватало, чтоб кому-то еще в голову взбрело.
Вообще-то, нам трудно представить кого-то, кроме ученых, которому это умение может пригодиться. Но раз не говорят… Так мы вам сами расскажем, невелика тайна. В интернете полно обучающих видео, некоторые выглядят довольно жутко.
Опишем адаптированный для Беларуси способ. Даже можно из дома не выходить, очень удобно. Но нужен инвентарь. Первое (и единственное), что вам пригодится, чтобы поймать краснокнижную птицу, находящуюся в высшей категории охраны, это Уголовный кодекс РБ. Открываете на странице 139, читаете, шевеля губами: от какого-то несусветного штрафа до 3 лет колонии с поражением в правах.
Так что хочешь ловить орлов — записывайся в ученые.
Не сказать, что среди орлов собрались сплошь большие интеллектуалы. Иногда все ухищрения ловцов оказываются бессильны перед простой дуростью.
Денис вспоминает, как два малых подорлика что-то не поделили в воздухе. Судя по всему, самка залетела на чужую территорию, самец бросился прогонять. Скандал, драка — оба свалились в кусты.
— Ничего слишком серьезного там не было, заурядный эпизод. Мы посмотрели и забыли, — рассказывает ловец. — А вечером слышим странные крики из кустов. Решили посмотреть. Приходим, видим картину: одна сидит под поваленным деревом и кричит, второй на стволе сверху не выпускает.
В результате обоих поймали просто руками.
Учитывая обстоятельства, хотели их назвать Биба и Боба, но потом отказались от этой идеи. Теперь оба летают с передатчиками и кольцами.
Еще было дело, гонялись за одной неуловимой парой, которая не реагировала ни на одну из ловушек. Расставили свои приспособления в местах охоты, стали ждать. Но тут на соседнее поле приехала колхозная техника и принялась бороновать. И кто бы вы думали отправился туда? Волшебный кролик!.. Подорлики с их хваленой ненавистью к людям как миленькие посеменили к тракторам. Оказывается, техника выгоняет всякую съедобную живность на открытую местность, где ее удобно хватать орлам.
Так и до позорного симбиоза недалеко. В прежние староверские времена такого не было. Только честная охота, только двуперстие…
— Это опасно?
— Конечно. Это не воробья хлебом покормить. Когти у орла огромные, острые. Если не знать, как действовать, руку пробьет насквозь, вены может вырвать… Основной рабочий инструмент у него ноги, но и клюва стоит опасаться.
Птицу надо не только бережно поймать, но и правильно прикрепить передатчик. Эта штука на всю жизнь. Она не должна мешать, не должна съехать куда-то под мышку, птица не должна достать ее клювом или лапой, перо не должно закрыть солнечную панель… Целое дело.
— Это ж какой стресс для птицы. Они не помирают от горя потом?
Китель говорит, еще никто не умер. Стараются не доводить пернатых до истерики, делают все максимально быстро. На манипуляции уходит часа два: помимо размещения передатчика, надо еще взять кровь на генетику, окольцевать.
Потом необходимо наблюдать, все ли нормально с птицей. Есть те, которые не запариваются, сразу летят по делам, кормить птенцов. Другие более впечатлительные — переживают, обижаются.
— Как-то отпустили, смотрим — а метка на карте не двигается. Ездили смотреть, что с ним случилось. Оказалось, просто часа два сидел на поле, приходил в себя. Потом нормально, улетел.
Биолог Валерий Домбровский в прошлый раз объяснял нам так: если в гнезде яйца или совсем маленькие птенцы, то лучше не приближаться. Инстинкт самосохранения у подорлика устроен таким образом, что он скорее бросит это потомство, чем вернется в гнездо после человека. Ему проще этот сезон прогулять вольной птицей.
Но кольцевать птенцов все равно как-то надо. И что же делать? Домбровский говорит, что тут дело в возрасте потомства. Подрощенных птенцов родители не бросают — жалко потраченных сил.
Денис Китель не только ловит взрослых, но и кольцует детей. Говорит, это попроще.
— Ну да, проще. Ты полез — и к тебе на высоте сто километров прилетает мамка со всеми своими когтями. Она же разорвет. И сложит в холодильник.
— Подорлики, как правило, не нападают. И кстати, орланы тоже — несмотря на огромный размер. Почему — для меня загадка. Если б я знал, что он может прилететь и попытаться сбить того, кто лезет в гнездо, я бы в жизни туда не полез! Но они этого не делают.
Теперь лишь бы они это не прочитали. Иначе ловцам кранты.
В то же время есть другие более мелкие виды, которые действительно защищают потомство.
— Длиннохвостая неясыть — самая страшная птица, — уверен Денис, который работает не только с подорликами. — Это такой камикадзе весом килограмма полтора. Бьет обычно в голову, в руку. Ну, уклонился, дальше лезешь…
Защита у ловца на этот случай простая: танковый шлемофон, очки, бушлат, перчатки.
Сколько платят за пойманного орла, Денис не говорит. Но конкурентов у него немного.
Как там дела с нашей картой?
Тревогу вызывает судьба Ждана. Он сначала летел по стандартному «мужскому» маршруту. Потом решительно свернул в сторону Алеппо, прочитал шахаду и пропал над турецко-сирийской границей. С 30 сентября ни слуху ни духу.
Ждана, сожительница этого повстанца, сейчас отдыхает с так называемыми подругами в Греции на берегу Эгейского моря и пока ничего не знает. Не говорите ей.
Кстати, АПБ совместно с НАН организует «дикую лекцию» про больших подорликов. Ведущий — кандидат биологических наук Валерий Домбровский, тот самый, который в одной из предыдущих серий лазил на дерево. Вход свободный, но надо отметиться по ссылке.
Читайте предыдущие серии:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. va@onliner.by