20 319
25 марта 2019 в 11:26
Автор: Настасья Занько. Фото: Максим Малиновский, sk.gov.by

Чем закончилось расследование трагедии в шахте «Беларуськалия», где погибли двое рабочих?

Автор: Настасья Занько. Фото: Максим Малиновский, sk.gov.by

Чуть больше года назад, 9 марта, в шахте на руднике РУ-3 «Беларуськалия» случился завал, под который попали двое работников предприятия — 45-летний Максим Иванов и 33-летний Дмитрий Вальков. Завалы разбирали больше суток, надеялись, что мужчины живы, но, к сожалению, их нашли погибшими. Следственный комитет тогда возбудил уголовное дело по факту нарушения правил безопасности горных работ. Мы узнали, к каким выводам пришли специалисты.

Коротко о трагедии

Все случилось 9 марта 2018 года. По словам очевидцев, в 17:30 у двух рабочих, машиниста горных выемочных машин Максима Иванова и горнорабочего очистного забоя Дмитрия Валькова, заканчивалась смена. Они должны были пройти от своего проходческого комбайна на третьей панели до машины, которая забрала бы их к выходу.

Как раз в это время на третью панель пришел сменный мастер, следивший за всеми работниками смены.

— Он обнаружил большой обвал кровли (вывал горной породы с потолка выработки) и нашел две лежащие каски, — рассказывали горняки. — Первым на вызов приехала медик, фельдшер. Сразу же после этого на место были вызваны взводы военизированного горноспасательного отряда (ВГСО). Сначала взвод третьего рудника, затем остальные взводы. Так как там скопление метана, работники ВГСО сделали дегазацию, потому что если людей сразу отправить на разбор завала, то будут еще жертвы. После уже стали разбирать завалы.

Сообщение о ЧП в МЧС поступило в 18:30. Спасатели сообщали: при проходке горной выработки на 22б западной панели на глубине 620 м произошло обрушение пород кровли с выбросом метана и соли из массива. Они отмечали, что на этом участке находились двое рабочих.

На следующие сутки «Беларуськалий» рассказал подробности ситуации и озвучил причины чрезвычайного происшествия: «9 марта 2018 года на подземном горном участке №10 рудника 3-го рудоуправления, в смену с 11:50 до 18:50, при выполнении комплексом ПКС-8 №4 зарубки на технологическую сбойку 22б западного столба горизонта –620м произошел внезапный выброс соли и газа. Интенсивность выброса составила порядка 600 куб. м горной массы. Проходческий комбайн и самоходный вагон оказались полностью засыпаны выброшенной породой».

Завалы расчищали непрерывно больше суток. Сначала и механизированным, и ручным способами, но потом работы велись только вручную.

— Применению тяжелой техники препятствует самоходный вагон и малые габариты горной выработки. Дополнительные сложности создает неустойчивое состояние кровли и стенок выработки, нарушенных в результате выброса, — отмечали на предприятии.

До последнего момента надежда на то, что Максим и Дмитрий будут живы, теплилась.

В ночь с 10 на 11 марта тела двух погибших обнаружили. 13 марта в Солигорске был объявлен траур: на похороны мужчин пришли сотни людей.

О чем рассказали коллеги погибших?

Коллеги Максима и Дмитрия говорили, что именно эта панель, в которой работали Дима и Максим, — экспериментальная. Ребята шли по уже пройденным выработкам, которые были отработаны в 80-х.

— Порода кровли там очень неустойчивая, и выработки обваливаются, как только их проходят. Но тут ребята даже не успели пройти, — рассуждали рабочие и говорили, что им идея проходить по уже пройденным выработкам не нравилась изначально.

Официальная газета предприятия «Калийщик Солигорска» незадолго до обвала писала о трудностях, с которыми столкнулись шахтеры в экспериментальном забое.

«Стоит отметить, что при подготовке 22б западного столба горняки вновь столкнулись с рядом проблем горно-геологического характера, связанных с существенным горным давлением на данном участке, — писала газета. — Из-за того, что выработки расположены в напряженном массиве, между двумя столбами (в которых ранее были отработаны слои 2—3), большое горное давление усложняет ведение подготовительных работ и влияет на состояние целиков.

С каждым этапом проходки горных выработок приходится принимать решения по дополнительному креплению горных выработок, менять меры охраны, параметры крепления, а также проходить новые исследовательские выработки: то есть отказываться от действующих выработок и переходить на другие. Научное сопровождение проводимых на руднике работ осуществляют специалисты Института горного дела — ведут наблюдение за состоянием горных выработок, выполняют необходимые замеры и другое».

В дальнейшем такую же экспериментальную технологию планировалось использовать для отработки других участков на третьем руднике.

Как ситуацию комментирует «Беларуськалий»?

Предприятие создало свою комиссию для расследования причин и обстоятельств внезапного взрыва.

— Внезапные выбросы соли и газа в рудниках ОАО «Беларуськалий» относятся к категории газодинамических явлений (ГДЯ) и, как правило, связаны с особыми геологическими структурами — мульдами, в ядрах которых под огромным давлением содержатся газы, в том числе метан, — объясняли представители предприятия в первые дни после трагедии.

— Опасным по внезапным выбросам на Старобинском месторождении является Третий калийный горизонт. Порядок проходки горных выработок на калийном горизонте, в том числе и работ, выполняемых 9 марта звеном рабочих проходческого комплекса ПСК-8 №4, определен Инструкцией по ведению горных работ на пластах, опасных по газодинамическим явлениям. Внезапным выбросам предшествуют предупредительные признаки и предвестники, обнаружение которых позволяет своевременно прекратить горные работы. В конвейерном штреке лавы 22б западного столба, в месте происшествия, признаков и предвестников внезапного выброса не обнаружено, — говорили на предприятии.

— Технология подготовки и отработки 22б западного столба является типовой, отработана на практике и внесена в Инструкцию по применению систем разработки на Старобинском месторождении. С аналогичными параметрами выполнена подготовка соседнего столба, где завершает отработку запасов сильвинита лава №11н-3, — отмечали специалисты.

На данный момент «Беларуськалий» отказался комментировать произошедшее ЧП, а также рассказывать о результатах проверки. Об этом Onliner сообщил помощник генерального директора Вадим Шумак.

К каким выводам пришли следователи?

Буквально в первые дни Следственный комитет сообщил о том, что было возбуждено уголовное дело по факту нарушения правил безопасности горных работ, повлекшего по неосторожности смерть двух человек в шахте ОАО «Беларуськалий» (ч. 2 ст. 303 Уголовного кодекса Республики Беларусь). Следственная группа спускалась в шахту, осматривала место выброса породы, собирала данные, фиксировала следы и проводила другие первоначальные следственные действия.

Кроме этого, правоохранители изучали производственную и техническую документацию, регламентирующую порядок проведения данных видов горных работ, касающуюся вопросов выполняемого задания, проведения инструктажей по технике безопасности. А также провели допросы работников и должностных лиц предприятия, а также были назначены судебно-медицинские экспертизы и так далее.

По предварительным данным, которые озвучил прокурор Минской области Олег Лаврухин через пару дней после трагедии, в шахте «Беларуськалия» перед обрушением было превышение по газу. По его словам, один из работников, который находился в этой шахте, должен был контролировать содержание газа в воздухе, а также вносить информацию на соответствующие стенды.

— Известно только одно: что было превышение — вместо 1% там 6—7% этого газа. Спросить сейчас не у кого, как эти замеры производились, производились ли вообще. Поэтому возбуждено дело, следствие постарается ответить на все вопросы, —  говорил в прошлом году прокурор.

Каков итог?

— В связи с отсутствием общественно опасного деяния, предусмотренного законом, уголовное дело было прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 29 Уголовно-процессуального кодекса, — рассказал Onliner официальный представитель Следственного комитета Беларуси Сергей Кабакович. — Расследованием было установлено, что взрыв не был обусловлен так называемым «человеческим фактором». Нарушений правил безопасности горных работ не было допущено. По сути, это стечение обстоятельств, не техногенного, не человеческого фактора, а природного характера.

Что говорит профсоюз?

В ОАО «Беларуськалий» есть независимый профсоюз горняков. Председатель профсоюза Сергей Черкасов выезжал на место ЧП, а также встречался с близкими погибших.

— В любом случае, когда такое происходят, делается анализ и разрабатываются соответствующие мероприятия. По данному инциденту все, что необходимо было сделать с точки зрения предупреждения или недопущения подобных случаев в будущем, все это сделано, — отмечает он.

По его словам, такие случаи, как ЧП 9 марта, достаточно изучены, более того, есть четкие признаки, по которым их можно определить. Почему в этот раз не удалось предупредить трагедию с погибшими? Черкасов предполагает, что, возможно, произошел ряд мелких недочетов, которые сложились в цепочку и стали причиной гибели двух работников. При этом профсоюзный лидер подчеркивает: вина погибших в случившемся не была признана.

— Что касается помощи родственникам погибших, то вся та помощь, которая прописана в коллективном договоре, была оказана нанимателем. В том числе и финансовая, и психологическая, в таких случаях нанимателем оказывается и другая помощь: в обучении детей, трудоустройстве членов семьи и др. Но все по желанию родственников, — заключил Сергей Черкасов.

Между тем ни сами шахтеры, ни родственники погибших общаться на эту тему больше не захотели.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!