Каждый месяц мы заботливо собираем для вас интересную и не самую очевидную музыку, которую вы вполне могли пропустить. Мы не будем рассказывать про то, что на виду (ну только если самую малость), — об этом вы и так узнаете. Лучше давайте прогуляемся туда, где чаще всего прячутся самые интересные, необычные и странные вещи. Импровизационный лондонский джаз, звучный норвежский соул, русский мрак и много-много другой музыки, которую можно было не заметить.
После выхода клипа на песню «This is America» мир разделился на тех, кто знал про Дональда Гловера до этого события, и тех, кто узнал про него после. Гений — это самый популярный эпитет, который употребляют по отношению к Гловеру, и в этом есть доля истины: актер, продюсер, сценарист, комик, музыкант разрывается на несколько фронтов и в каждой нише добивается впечатляющих результатов. Сейчас внимание общественности сфокусировано на его музыкальной деятельности: под псевдонимом Childish Gambino Дональд проворачивает удивительные фокусы и остается большим и красивым светлым пятном на огромной свалке под названием «хип-хоп». Впрочем, недавно американец заявил, что вскоре избавится от хайпового творческого псевдонима. Но он обязательно придумает что-то еще, будьте уверены.
Что еще послушать?
Еще одна белая ворона в мире «новой школы», золотых побрякушек и глобусовидных округлостей. «Room 25» — это дебютный альбом Фатимы Уорнер, которая записала его под псевдонимом Noname (он уже сам по себе является едкой иронией по отношению к разномастным рэперам). Формально это можно назвать рэпом, но джаза (как в музыке, так и в текстах Фатимы) здесь гораздо больше. Остросоциальные, остроумные композиции с лаунжевым, но не фоновым музыкальным бэкграундом составляют очень симпатичную и крепкую запись, которую уже высоко оценили многие специализированные издания. Для дебютной работы это серьезный успех, которому не понадобились ни агрессивное промо, ни миллионы просмотров на YouTube, ни придурковатые бифы, прости господи.
Что еще послушать?
Пионеры британского рейва, которые гремели в девяностых так мощно, что отголоски попадали даже в самые богом забытые места, погибали и воскресали много раз. Последний случился в 2014 году: тогда братья Хартноллы пообещали, что Orbital больше не будет. Но Orbital случился снова и вроде бы даже никого не разочаровал. Новый материал если и звучит немного архаично, то компенсирует все это талантом Пола и Фила делать мощную в прямом смысле слова музыку, которая не вписывается в рамки понятия «фон». Первый за восемь лет альбом «Monsters Exist» получил кучу положительных отзывов и, видимо, отсрочит следующую кончину проекта еще на пару лет.
Что еще послушать?
Когда-то давно (пять лет назад) певицу Холли Уокер назвали главным открытием британской музыки 2012-го. Спустя три года она поучаствовала в записи дебютного альбома электронного дуэта Maribou State. Запись под названием «Portraits» выстрелила в чартах iTunes, получила кучу комплиментов от критиков и стала одним из самых заметных релизов 2015 года. Спустя еще три года дуэт выпускает второй альбом «Kingdoms In Colour» на культовом лейбле Ninja Tune. В его записи снова принимает участие Холли Уокер, а звучит новый полноформатник так же хорошо. Возможно, даже еще лучше, чем «Portraits». По крайней мере, сингл «Nervous Tics» — это образец неглупой, интеллигентной танцевальной поп-музыки.
Что еще послушать?
Неординарный альбом «Pastoral» Элизабет Бернхольц в русскоязычной медиасреде практически не обсуждался. Вероятно, потому что это очень британская запись, в которую врубиться на все сто получится только у носителей культурного кода. Это концептуальная работа, которая состоит из тысяч шумов, неуютных звуков и едкой сатиры. Единственная универсальная вещь, которая возникает при прослушивании «Pastoral», — это чувство тревоги. От него никуда не денешься: в состояние дискомфорта Бернхольц отправляет слушателя намеренно. Комплименты этой работе можно увидеть на Pitchfork и The Quietus, но если вдруг возьметесь ее слушать, то будьте осторожны.
Что еще послушать?
В ноябре выходит первый за четыре года сольный альбом Джея Маскиса из группы Dinosaur jr.. Этот коллектив в свое время дал невероятный толчок развитию всего альтернативного рока: то есть когда мы говорим про Dinosaur jr., то в уме держим, что без них могло бы не существовать кучи любимых нами гитарных групп. Сам Маскис позже был включен журналом Rolling Stone в сотню величайших гитаристов — в общем, человек заслуженный и уважаемый выпускает новый сольный альбом, в котором все на своих местах: в анонсирующих синглах мы слышим знакомый и родной гнусавый «нилянговский» вокал и такую же гнусавую, звенящую гитару. Вот в таких случаях очень приятно, когда все на своих местах, — сюрпризов никаких не нужно.
Что еще послушать?
Норвегия при своих достаточно скромных масштабах дарит миру множество отличных музыкантов. Кроме всякого рода экстремальщиков, которые рождаются в Скандинавии в промышленных масштабах, в Норвегии, например, очень мощная джазовая школа. Nosizwe — молодая норвежская певица с южноафриканскими корнями — в последний день августа выпустила альбом, записанный совместно с гитаристом Андерсом Тьоре. Это акустический соул, в котором, например, можно расслышать отчетливое влияние Яна Гарбарека времен «Dis» и много чего еще. Совершенно не мейнстримовая работа, в которой певица демонстрирует отличный чувственный вокал и замечательную гармонию.
Что еще послушать?
В пятницу российская группа IC3PEAK выпустила альбом «Сказка». Предварял выход этого альбома одноименный сингл, в котором раскатистый трэповый бас сочетается с мрачным витч-хаусом, а истеричный речитатив вроде как играючи перемежается с изуродованной детской песенкой. Это предельно мрачная музыка, из которой лезут странные и страшные образы и символы, а ощущение неуютности и липкого страха не отпускает ни на секунду. При этом музыканты транслируют гипертрофированную, но вполне реальность — страшную сказку, за которой скрывается повседневность. Вообще, IC3PEAK — проект, который достаточно удачно гастролирует не только в России, но и в Европе: там тоже знают про «Грустную суку».
Что еще послушать?
В этом году Анна фон Хауссвольф из Швеции записала замечательный альбом «Death Magic», который вполне может засветиться во всех топах по итогам 2018-го. Летом Анна была приглашена на джазовый фестиваль в Монтре — форум, куда съезжаются все видные музыканты мира. Запись этого выступления была опубликована на канале Хауссвольф на YouTube только в сентябре. Она поет вместе со своей сестрой Марией при поддержке Ника Кейва и его группы Bad Seeds в Stravinski Hall. В общем, крутость всего происходившего зашкаливает уже номинально — остальное смотрите сами, не пожалеете.
Что еще посмотреть?
Группа «Троіца» в четверг представила в филармонии свой новый альбом «Цар Агонь». Предыдущий релиз случался у музыкантов в далеком 2011 году и собрал все награды, какие только возможны в Беларуси (а их не так много). Тогда в очередной раз прозвучали слова о том, что «Троіца» — один из самых профессиональных и ярких коллективов в стране. Это правда. Музыканты объездили с концертами больше 80 стран, и каждый их альбом — это образец кропотливой работы с аутентичным материалом, аранжировками и звуком.
«Цар Агонь» пока не появился в сети, но по опубликованным синглам можно сказать, что это будет тихий, почти интимный альбом — не такой монументальный и красочный, как «Зімачка». В своих интервью лидер группы Иван Кирчук неоднократно заявлял, что группе сейчас интересно работать на территории прог-рока и создавать произведения в формате сюиты. Впрочем, дождемся релиза альбома — он обещает быть очень интересным.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by