«Мы некоторыми мерами создаем негативный фон для предпринимательства». Первый вице-премьер подвел итоги развития экономики Беларуси

 
UPD
19 710
30 мая 2018 в 20:32
Автор: Настасья Занько. Фото: БЕЛТА
Автор: Настасья Занько. Фото: БЕЛТА

Сегодня депутаты Палаты представителей и члены Совета Министров обсуждали экономику Беларуси. Первый вице-премьер Василий Матюшевский в своих ответах на вопросы депутатов не стеснялся и иногда прямо в лоб спрашивал, читали ли те законы. О чем говорил вице-премьер на заседании, читайте в нашем материале.

Про итоги экономики

Итак, как мы жили с января по апрель? По словам Матюшевского, страна вышла на прирост экономики и сохранила макроэкономическую стабильность.

ВВП

— Рост ВВП составил 4,8%. Это выше, чем заложено в прогнозе социально-экономического развития на текущий год и выше, чем рост мировой экономики в среднем, — отметил он.

Экспорт товаров и услуг по итогам первого квартала — 125,7%, экспорт товаров и услуг — 125,7%, внешнеторговое сальдо положительно и составило $315 миллионов.

Инвестиции

Инвестиции в основной капитал, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, выросли на 16,6%.

— При этом важно отметить, что такая динамика, в основном, обеспечена увеличением затрат на машины и оборудование, — отметил он. — За первый квартал в страну поступило $1,3 млрд прямых иностранных инвестиций на чистой основе, что составляет 92% годового прогноза и что больше, чем их поступило за весь прошлый год.

Промышленность

Промышленный комплекс прибавил за четыре месяца почти 9%. Наибольший рост в производстве машин и оборудования, производства кокса и нефтепродуктов, транспортных средств и оборудования, а также в производстве фармацевтической продукции. Профицит республиканского бюджета составляет $2,5 миллиарда.

Про доходы

Матюшевский отметил, что в стране повышается производительность труда: плюс 5,4% по ВВП.

— Восстановлен рост доходов. По итогам первого квартала они выросли на 7,6%, а заработная плата — почти на 14%, — заявил он.

Цены

— На фоне достаточно динамичного ускорения экономики цены в этой ситуации сохраняют стабильность. С января по апрель нынешнего года цены выросли на 2,8%, что хотя и больше прошлогоднего индекса за аналогичный период, но вписывается в прогнозные значения 2018 года. Кстати, в мае у нас в стране наблюдается дефляция.

Про повышение зарплат и долги предприятий

— Необоснованное повышение зарплат обернется ускорением роста инфляции, давлением на торговое сальдо, мы неоднократно сталкивались с подобной ситуацией. Также необоснованный рост зарплат влечет за собой увеличение долговой нагрузки на предприятия. А высокая долговая нагрузка на бюджет и корпоративный сектор — это еще один ключевой риск для экономики. Проблема долгов может быть решена, только если экономика начнет генерировать значительно большие объемы добавленной стоимости. Решение этой задачи невозможно без повышения эффективной работы, в первую очередь, бизнеса.

Про закон о госорганизациях

— Он необходим для систематизации и оптимизации законодательства, определяющего правила игры для государственного сектора экономики, — считает Матюшевский. — Также в первоочередных планах завершить работу по передаче республиканских активов не стратегического значения в коммунальную собственность, а также работу по расчистке непрофильных активов государственных организаций. Также продолжается работа по более эффективному управлению обществ с долей государственной собственности: будут выработаны новые подходы по подбору и расстановке кадров на государственных предприятиях.

— Все эти меры продиктованы необходимостью закрепления положительных тенденций в экономике и придания им устойчивого характера. Желательно необратимого.

— Мы в течение трех лет шли к тому, чтобы экономика стала работать в условиях макроэкономической стабильности без дисбалансов и разрывов. Население с большим доверием стало относиться к проводимым правительством и Национальным банком денежно-кредитной политики. Это означает, что мы идем правильным путем.

О планах

В планах у правительства, по словам Матюшевского, — обеспечить устойчивый рост экономики выше среднемировых, а также повысить ее конкурентоспособность.

— Для этого нужно решить как минимум три общесистемные задачи, — отмечает он. — Первая - сохранить макроэкономическую сбалансированность. Вторая — решить проблему долгов, максимально минимизировать долговые риски. И третья — выйти на новый уровень эффективности и конкурентоспособности госсектора. Что необходимо для решения этой задачи? Устойчиво низкие темпы инфляции, а также реальный эффективный обменный курс белорусского рубля. Кроме этого, нужно положительное внешнеторговое сальдо как ключевой элемент сбалансированности торгового баланса. Нельзя допускать перегрева внутреннего спроса. Рост зарплат в реальном секторе экономики должен обеспечиваться исключительно в меру роста производительности труда.

Перед нами стоит амбициозная цель. Речь идет о выполнении поставленной президентом задачи о достижении к 2025 году уровня ВВП в 200 миллиардов рублей, или $100 миллиардов. Необходимо в достаточно сжатые сроки построить экономику, способную дать такой результат. Та же Чехия, сопоставимая с нами по численности, имеет ВВП порядка $200 миллиардов, а государственный долг там составляет 36,8%. В 2014 году у нас был ВВП около $80 миллиардов в эквиваленте, а в этом году ожидается $60 миллиардов в эквиваленте.

Нужна новая структура экономики. К 2019 году должна быть готова новая комплексная версия прогноза научно-технического прогресса Беларуси до 2040 года. Тут может быть несколько путей. Первый — добиться максимальной отдачи в модернизированных традиционных отраслях экономики — это деревообработка, целлюлоза, картон, нефтехимия и легкая промышленность. Не буду скрывать, здесь не все одназначно просто, как я уже говорил, накопленные долги составят серьезную проблему для этих предприятий.

Второе — новая экономика. Это, безусловно, взрывной рост услуг, малого и среднего предпринимательства. Третье — цифровизация экономики. Принятый в прошлом году декрет №8 уже дает определенный результат: в нынешнем году произошел взрывной рост числа резидентов ПВТ. Если с 2016 по 2017 год их количество выросло с 15 до 192, то только за март нынешнего года в качестве резидентов ПВТ зарегистрировалось 46 компаний. Есть иной мощный центр роста — это индустриальный парк «Великий камень».

Про регионы

— Работа правительства по пилотным районам — это Орша, Борисов, Бобруйск и Барановичи — вскрыла пласт проблем региональных городов. Это слабость инфраструктуры, что очень важно для инвесторов. Проблема с отчуждением неиспользованных объектов, которых тысячи. Отсутствие квалифицированного персонала, на это мы должны сместить акценты нашей текущей деятельности. Одними пилотными проектами обойтись невозможно. Необходима новая региональная политика, только так мы остановим переток людей из областных и районных центров в Минск и получим достаточно равные условия и качество жизни по всей стране. Первый шаги в этом направлении уже сделан — Министерство экономики подготовило комплексный план новой индустриализации регионов Беларуси до 2025 года. Пока в план включено 1742 потенциальных инвестпроекта.

Второй момент — импортозамещение. Импорт из третьих стран в нашу страну колоссальный — $222 миллиардов в 2017 году, — отметил Матюшевский. — Поэтому на первом этапе видится 327 групп товаров на сумму около $63 миллиардов, которые можно и нужно производить в Беларуси. На наш взгляд, это хорошая сырьевая задача, которая даст эффект в ближайшие пять лет. Около 1200 проектов привязаны к специфике и профилям районов, что может стать интересным для нашего бизнеса.

При успешной реализации 100 приоритетных проектов из этого плана число занятых на высокопроизводительных рабочих местах может вырасти на 30 тысяч человек, а прирост ВВП составит от 0,5 до 0,7% ежегодно. В целом за счет реализации этих проектов экономика может прирастать ежегодно на 2%.

Про законы и исполнителей

— В 2017 году принят революционный пакет документов по раскрепощению деловой активности. Сейчас крайне важно неукоснительно следовать не только букве, но и духу принятых документов. Ведь у нас как правило, принимаются хорошие законы, а применение их всегда вызывает массу проблем.

Про лжепредпринимателей

Член Совета Республики Виктор Чайчиц задал вопрос про долги и лжепредпринимательские структуры. Мол, одни не платят и банкротят кредиторов, а как из этого выходить? Также депутата интересовало, что делать с лжепредпринимательскими структурами, которые ликвидируются как субъекты хозяйствования и теряют на этом деньги.

— Насколько массовое явление — лжепредпринимательство? Это менее 0,1%. Хочу сказать, что мы некоторыми мерами создаем негативный фон для предпринимательства, особенно в зарубежном понимании. Проблема долгов, действительно, это одна из основных проблем. На минувшей неделе подписан указ №200, который создает большое поле для работы с долгами. Долг может быть прощен, подарен, обменен на долю.

Когда депутат возразил по поводу указа № 488, Матюшевский ответил:

«488-й указ нанес большой вред для предпринимательства! Это отдельная тема для разговора».

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!