Каким он парнем был: гомельчанин, порезавший милиционеров, продавал игрушки, занимался боксом и собирал коноплю, «чтобы удобрять свой мандарин»

23 мая 2018 в 16:35
Автор: Андрей Рудь. Фото: "Это Гомель, детка!"

Каким он парнем был: гомельчанин, порезавший милиционеров, продавал игрушки, занимался боксом и собирал коноплю, «чтобы удобрять свой мандарин»

Автор: Андрей Рудь. Фото: "Это Гомель, детка!"

Сейчас 23-летний Никита Бас в больнице под мощной охраной — лечит пистолетные ранения бедра и голени. В той же больнице остаются трое оперативников, которым он нанес ножом глубокие раны ног. Четкая хронология того, что произошло в ночь на 16 мая, возможно, станет ясна после начала судебного процесса. Пока в этой истории много странностей и белых пятен. Известно, что молодой человек имеет судимость за хулиганство и хранение наркотиков. Мы посмотрели то уголовное дело. Персонаж вырисовывается странноватый.

Резал «углами»

Поздно вечером 15 мая редкие прохожие у универмага «Гомель» были, скажем, озадачены. На остановке стоял троллейбус с открытыми дверями, с задней площадки на дорогу и тротуар вытекала кровь, ею был залит салон. Умчались несколько скорых.

Утром в УВД рассказали: оперативники задерживали гражданина, который должен отбывать наказание в колонии-поселении, он нанес милиционерам ножевые ранения. Потом злоумышленник продолжил демонстрировать незаурядные способности: преодолел около 2 километров до реки, переплыл ее и оставался в воде до утра — пока не был замечен и подстрелен с лодки еще километром ниже по течению.

Бас резал не просто по прямой — раны у милиционеров непростые, очень глубокие, повреждены большие сосуды. Двое тогда попали к хирургам, один в реанимацию. Сейчас жизнь оперативников вне опасности.

Белая панамка

В суде Железнодорожного района Гомеля хранится дело Баса Никиты Александровича 21.08.1994 года рождения. Холост, образование среднее, не работает, не учится. Стандартная папка толщиной сантиметра четыре, не хуже и не лучше, чем по тысячам других похожих историй.

— Дело заурядное... — предупреждает председатель суда Татьяна Одрибец, давая разрешение на ознакомление.

Возможно, это собрание стандартных протоколов и рапортов поможет понять, как созрела такая незаурядная личность. И почему мелкий «разовый» уголовник, от которого не ждали ничего необычного, «слетел с катушек».

Поздний вечер 13 января 2017-го, пятница накануне старого Нового года. Колядки. Бас в грязном заношенном плаще и светлой летней панамке стоит с товарищами посреди спального района. «Орет на всю улицу». Дальше — слайды из жизни рабочего микрорайона со слов гражданина Н., потерпевшего.

Н. выпивал дома с сожительницей, потом решили идти в гости к знакомому, живущему неподалеку, — отметить праздник. Взяли бутылку, пошли, хозяина не застали, отправились обратно. На пути попалась компания Баса. Н. решил сообщить ему, что тот ведет себя «неправильно», но не успел ничего сказать — получил «не менее двух ударов в область лица». После этого компания убежала. Сожительница Н. позвонила в милицию, почти сразу после этого во двор заехал автомобиль с омоновцами. Потерпевший рассказал, что его ударил гражданин в панамке. Подозреваемый отыскался неподалеку в процессе осмотра района.

«Анашу пробовал — не понравилось»

В рапорте стандартная формулировка: «В ходе задержания применена физическая сила (загиб руки за спину), БРС в связи с тем, что гражданин при виде сотрудников милиции стал вести себя неадекватно, размахивал руками, отталкивал сотрудников милиции, пытался устроить драку...»

Заурядный инцидент, который мог вообще обойтись административной ответственностью, заиграл новыми красками после того, как в РОВД при личном обыске в кармане плаща нашли маленький целлофановый сверток с заплавленными краями, а внутри 1,2 грамма марихуаны. Отправились делать обыск по месту жительства, нашли в ящике шкафа небольшой сверток с семенами конопли и емкость из-под витаминов с сушеной травой. Это уже уголовное дело, как ни крути.

Под всеми протоколами, составленными в ту ночь на Никиту Баса, пометка: «Отказался от подписи». Похоже, парень был в приподнятом, боевом настроении, только в наркодиспансере согласился написать большими печатными буквами: «С ПРОБАМИ ОЗНАКОМЛЕН». И поставил крест вместо подписи. (Позже выяснится, что писать он умеет красиво, хоть и с ошибками.) В крови намеряли 3,39 промилле этилового спирта. Следов наркотиков, психотропов и прочих одурманивающих веществ (помимо алкоголя) не выявлено.

Впоследствии обвиняемый объяснял, что вообще-то не пьет, употреблял спиртное всего раза четыре в жизни, очередной — как раз 13 января. И вообще физкультурник. Признавался, что анашу раньше пробовал — «не особо понравилось».

«Подобрал, хотел выбросить, не нашел мусорку»

Когда завертелась процедурная рутина, Бас дежурно говорил то, что полагается говорить в таких случаях. Сначала, что впервые видит потерпевшего, потом — что не помнит обстоятельств, но не исключает, что мог чего-то натворить.

Что до травы, найденной у него в кармане, то «нашел пакетик на сиденье в троллейбусе». Якобы подобрал, чтобы выбросить, но на остановке не оказалось урны, да и забыл. Про марихуану дома, импровизируя на ходу, рассказал, что сам нарвал где-то когда-то «чтобы удобрять ею свое растение — мандарин».

 «Говорят, я дерусь»

Дом — это гомельская квартира бабушки. Родители развелись, мама купила дом в другом районе, там и живет; отец тоже обитает где-то отдельно. Парень существовал за счет 70-летней бабушки, поскольку собственных постоянных доходов в 23 года не имел.

В результатах стандартной психолого-психиатрической экспертизы очерчен какой-никакой портрет персонажа, который полтора года спустя примется кромсать ножом людей. Единственный ребенок в рабочей семье, ходил в детсад, в школе учился обычно, на второй год не оставался, но нарушал дисциплину: «Если учителя были неправы, кричали, то и я кричал...» На специальных учетах не стоит, пьет «по социально значимым датам», не курит. Считает себя целеустремленным человеком. Не мешает ли такой характер по жизни? «Не мешает... Иногда он мешает другим. Говорят, что я дерусь».

Когда-то Никита Бас пытался учиться в ПТУ на слесаря механосборочных работ, но разочаровался в профессии и бросил учебу. Вспомнил, что последний раз работал летом 2016-го — в качестве реализатора продавал на базаре игрушки и детские велосипеды. В органы соцзащиты с просьбой о трудоустройстве не обращался, поскольку там предложили бы «малый заработок».

С 16 лет молодой человек занимался боксом. Видимо, по этой причине в анамнезе отмечены неоднократные сотрясения мозга, но сам Бас изменений после них не замечал. Примечательно, что, не имея денег, но имея кучу свободного времени, он находил возможность дважды в день тренироваться в зале бокса.

«Такое не повторится»

К делу подшиты «ходотайства» и «доверености» для «увожаемого суда», исполненные красивым почерком, не таким, как в наркодиспансере. С припиской «зарание блогодарю». После месяца в СИЗО Бас сообщил, что желает сознаться: троллейбус выдумал, марихуана в кармане имеет то же происхождение, что и найденная дома: нарвал на берегу озера, высушил, положил в карман, планируя употребить. Позже еще говорил: не знал, что хранить нельзя.

Обвинение в итоге было предъявлено по двум пунктам: ч. 1 ст. 339 (хулиганство) и ч. 1. ст. 328 (приобретение и хранение наркотических средств без цели сбыта) УК.

В последнем слове на суде Бас произнес: «Все осознал, клянусь, что такого не повторится. Прошу строго не наказывать и дать мне шанс».

Приговор — 3 года ограничения свободы в исправительном учреждении открытого типа.


Расследование событий, происходивших в ночь на 16 мая, продолжается. Возбуждено уголовное дело за насилие в отношении работников милиции. И Бас, и потерпевшие остаются в больнице. СК просит очевидцев позвонить по телефонам 8 (0232) 59-57-63 или 8 (0232) 59-57-01.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!