37 171
16 апреля 2018 в 10:00
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Максим Малиновский

Эксперимент «Шестое чувство»: знакомимся, распуская «павлиний хвост»

Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Максим Малиновский

«Познакомились в интернете» — таким началом семейной истории сегодня никого не удивишь. И как показывает практика, очень часто невербальное общение на «старте» позволяет достаточно точно подобрать себе партнера для долгих и плодотворных отношений в реальности. Многочисленным теоретикам «игр» между полами пришлось основательно потрудиться, переосмысляя и дополняя свои концепции в соответствии с современными реалиями. Все дело в том, что человечество зашло в своем развитии так далеко, что приходится полагаться не только на запахи, говорящие о здоровье человека и его генетической с вами совместимости, но и уметь определять партнера по виртуальному информационному следу.

Поэтому наш второй эксперимент был с первого взгляда очень прост: он представлял собой традиционную анонимную переписку в чате. Имея возможность общаться в течение всего двух минут, парни и девушки должны были сформулировать впечатление друг о друге и оценить его по системе, которую мы уже озвучивали раньше: «нравится», «не нравится», «все равно».

«Павлиний хвост»

В отличие от первого, «обонятельного» эксперимента, этот потребовал значительного количества времени, поэтому в ожидании своей очереди «выхода на контакт» с очередным участником эксперимента парни и девушки могли подробно расспросить куратора нашего проекта врача Андрея Беловешкина об особенностях первого вербального общения и того, насколько сильно оно может помочь в выборе партнера.

По одной из версий, умение людей выйти на контакт друг с другом на уровне переписки — это элемент «гонки вооружений», которая происходит между полами, — рассказывает Андрей. — В таких диалогах, условно говоря, задача мужчины — презентовать себя (рассказать, как он много зарабатывает, продемонстрировать свое образование и уверенность в себе). Задача женщины — понять,  почувствовать на уровне интуиции, насколько правдиво сказаное. Получается, у одного собеседника важнейший навык — умение раскрыть свой «павлиний хвост» максимально эффектно, а у второго — умение оценить, насколько этот «хвост» настоящий, а не виртуальный.

Объективно, что общение показывает реактивность собеседника, его темперамент, желание идти на контакт, по нему с большой степенью вероятности можно отметить, насколько четко собеседник умеет выражать свои мысли и, что уж тут лукавить, есть ли интересные для вас мысли у него в голове вообще.

Наши испытуемые мужского пола очень быстро выделили отдельных конкретных девушек и, обсуждая их, сразу отмечали, что одна — «игривая», готовая идти на контакт и подхватывающая любую мысль на лету, другая отвечает настолько долго, что становится скучно, третья не может даже сымитировать интерес к собеседнику. Ребята с большой долей вероятности были уверены, что «вычислили» уже по одной только манере «чатиться»  многих из участниц проекта и связали абстрактных анонимных кандидаток с вполне конкретными, которых увидели в начале эксперимента.

Изначально я относился к эффективности виртуального общения скептически и был сильно удивлен, что даже две минуты, во время которых ты настроен на получение максимального результата, могут дать так много информации, — рассказывает один из участников эксперимента. — Мы действительно «вычислили» большую часть девушек во время переписки в чате. В первую очередь сопоставив профессии, и увлечения, о которых они рассказали, пока чатились, с их внешностью и манерой общения. Например, гибкая и «фигуристая» участница эксперимента практически наверняка увлекалась танцами — так и оказалось. Даже перекинувшись несколькими словами при встрече, многие сказали про еще одну девушку, что она айтишница, и подтвердили это после при виртуальном общении.

Понравиться или понять?

В женском стане на втором этапе эксперимента ситуация развивалась несколько иначе. Девушки вообще практически не пытались сопоставлять реальных парней, которых они видели недавно, и безликих собеседников в чате. Участницы эксперимента помладше в большинстве своем обсуждали, как общаться, чтобы произвести лучшее впечатление, а тех, что постарше, наоборот, беспокоило, какие задать вопросы для того, чтобы максимально раскрыть собеседника.

Оказалось, что даже самые простые, нейтральные вопросы очень четко проявляли личности, типажи и манеру поведения ребят, — отмечает участница, прошедшая испытание. — Сразу было понятно, что из себя представляет парень, с первых строк заявляющий: «Вот увидишь, я самый крутой, все здесь голосуют за меня» или эпатажный, нагловатый собеседник, старающийся каждым своим вопросом держать тебя в напряжении, ставя в неловкие ситуации. Четко обрисовалась и суровая правда жизни — как ни маскируйся, даже чат сразу покажет, что ты считаешь себя закомплексованным заучкой (хотя в реальности — очень даже привлекательный парень). Такие ребята сразу глубоко копали, начиная с первых вопросов рассуждать о смысле жизни, ценности высоких чувств и роли литературы в формировании парадигмы бытия современника. Проще надо быть!

Пока проходили совестные баталии, Андрей Беловешкин дополнял их «матчастью», рассказывая, как к происходящему относится современная наука. Например, он напомнил, что существующего у каждого из нас словарного запаса достаточно для общения с очень весомым избытком. Например, исследования, проведенные в Великобритании, показали, что для точного выражения своих мыслей англоговорящему человеку достаточно знать всего две тысячи слов, чтобы полностью «переваривать» художественную литературу, требуется 9 тыс. слов. При этом среднестатистический образованный англичанин владеет словарным запасом в 20 тыс. слов, а случаи, когда он достигает 100 тыс., не такая большая редкость.

Для чего такой избыток? Почему мы так старательно накапливаем и сохраняем его в голове как очень важную информацию?

Одно из возможных объяснений состоит в том, что «лишние» слова выступают неосознанными средствами демонстрации собственной приспособленности или качества своих генов (например, выявлена связь между интеллектом и симметричностью тела, которая служит одним из лучших индикаторов качества генотипа и наследственного здоровья). Помимо этого, срабатывает и культурологический аспект — представители самых разных человеческих культур считают интеллект (наряду с добротой и пониманием) важнейшей характеристикой привлекательного брачного партнера.

Но, конечно, не все так очевидно, как кажется с первого взгляда, — уточняет Андрей Беловешкин. — Да, мужчины и женщины всего мира декларативно заявляют, что высоко ценят в своих партнерах интеллект. Но исследования показали, что чаще всего при этом правду говорят только женщины, а вот мужчины, похоже, лукавят. После изучения «результативности» брачных объявлений стало понятно, что чем больше заявленный уровень образования мужчины, тем чаще он получает отклики. А вот женские объявления, наоборот, успешнее, если в них заявлен низкий образовательный уровень. Все это говорит о том, что женщины действительно предпочитают умных мужчин, тогда как мужчины избегают женщин, более умных и образованных, чем они сами.

Две минуты «классики»

Наконец настал третий, заключительный этап эксперимента, который больше всего напоминал классические вечеринки быстрых знакомств. Испытуемые сели за 10 отдельных столов и на протяжении двух минут старались составить впечатление друг о друге. После звучал сигнал, ребята пересаживались за соседний стол — и так до тех пор, пока не не получится пообщаться со всеми девушками.

Очевидно, что именно этот этап оказался для участников эксперимента самым привычным и информативным. Многие отметили и то, что ожидания и догадки, которые возникли на протяжении первых двух этапов, заметно подогрели интерес парней и девушек друг к другу. По итогу, как и на двух предыдущих этапах, требовалось оценить свое впечатление о собеседнике в опросном листе.

«Удивительно, но впечатления от общения виртуального совпадали с теми, что мы получили при разговоре за одним столом намного чаще, чем мы могли предположить», — делились своими впечатлениями участники эксперимента. Также многие отметили, что те из ребят и девушек, которые сильно отличались от образа, сложившегося о них во время виртуального общения, казались намного менее привлекательными.

Подводя итог, мы можем с уверенностью сказать, что для современного человека наличие у партнера высокого интеллекта определенно является сексуально привлекательным качеством. Речь или переписка однозначно используются для сексуальной демонстрации, на которую мы в любом случае будем реагировать — вольно или невольно. Очевидно, что вместе с запахом общение может стать важным ингредиентом, из которого складывается первое впечатление о потенциальном партнере. Не менее важным, чем внешность или  социальный статус.

В следующем, заключительном выпуске проекта «Шестое чувство» вас ждет самое интересное: мы подведем итоги проведенных экспериментов, сравним результаты и выясним, возникли ли у нас пары, которые совпали в своих предпочтениях на всех этапах эксперимента. А еще вас ждет большой видеорепортаж, в котором участники «Шестого чувства» поделятся своими впечатлениями о происходившем.

Читайте также: