М + Ж. Как возникает «химия»? Эксперимент Onliner.by

10 апреля 2018 в 9:30
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Максим Малиновский

М + Ж. Как возникает «химия»? Эксперимент Onliner.by

Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Максим Малиновский

Мы живем в обществе одиноких людей. Вроде постоянно общаемся на работе и дома, пересекаемся, встречаемся, кооперируемся, но в итоге все как-то мимо. И это удивительно. Смартфон в нашем кармане предоставляет в миллион раз больше возможностей для коммуникаций, чем было у наших родителей за всю их долгую жизнь. Но создается впечатление, что чем больше этих возможностей, тем хуже у нас получается удерживать долгие связи. Сегодня он и она — идеальная пара для всех, завтра — свободные, находящиеся в поисках отношений люди. Пугающее множество браков рассыпаются уже через несколько лет. Почему? Никто не виноват, просто не сошлись…

Возможно, мы что-то упускаем? Вероятно, происходят какие-то базовые ошибки, «сбои в программе», «баги в исходном коде», которые не позволяют в потоке информационной мишуры обратить внимание на главное? Задавшись этими вопросами вместе с врачом Андреем Беловешкиным, мы решили провести небольшой эксперимент, в котором собрались протестировать базовые взаимодействия незнакомых людей и понять, насколько различная информация, которую наш мозг получает в качестве первых впечатлений, влияет на выбор партнера.

Итак, дано: по десять добровольцев мужского и женского пола, врач Андрей Беловешкин, вспомогательная команда от Onliner.by, субботний день с утра до вечера и три тестовых задания. Для чего мы все это затеяли, как все проходило и к чему привело, вы узнаете в этом и еще двух будущих выпусках, которые планируются к публикации в ближайшее время.

Крик о помощи

Клич с призывом принять участие в эксперименте мы бросили в соцсетях: «Если вы как раз сейчас свободны или находитесь в активном или пассивном поиске, присылайте анкету, написанную в свободной форме…» — и уже спустя сутки на редакционной почте собралось около полусотни заявок. Тема, как оказалось, для многих очень актуальна, поэтому некоторые из пришедших писем напоминали скорее не анкеты, а просьбы о помощи: «Ничего не выходит! Не могу сходиться с противоположным полом. И вроде не страшная (что подтверждает фото. — Прим. Onliner.by), но спустя месяц-два все разваливается».

Именно вопрос совместимости и интересует Андрея Беловешкина. Он хочет проверить, есть ли простые, надежные признаки, по которым можно определить, человек действительно подходит тебе или влечение к нему — это самообман. Выяснить это мы собираемся, протестировав первые впечатления друг о друге добровольцев противоположных полов, сформировавшиеся на основе запахов, «слепого» общения и мимолетного двухминутного знакомства. Потом мы сравним, часто ли симпатии были взаимными и подтверждались ли они у одних и тех же пар на протяжении всех этапов эксперимента.

Надо отдать должное пунктуальности наших читателей: практически все участники эксперимента собираются точно в срок, некоторые, опасаясь опоздать, приходят на час раньше! Очень скоро в офисе Onliner.by собирается разношерстная компания, и представители двух лагерей с любопытством рассматривают друг друга. Пока, согласно условиям, которые мы оговорили заранее, можно только смотреть, если и говорить, то только на очень отвлеченные темы. Но уже заметно, что всем очень любопытно, получится ли «опознать» друг друга на разных стадиях эксперимента.

Сила запаха

В первой части нашего репортажа мы больше всего будем говорить о запахе. По мнению Андрея Беловешкина, знакомясь с потенциальным партнером, мы совершенно незаслуженно игнорируем этот параметр. Вернее, очень часто именно запах на уровне подсознания подает нам отчетливый сигнал: «Это твой выбор» или, наоборот, «Беги отсюда как можно быстрее!», — но сознание отметает эти доводы, выводя на первый план социальное положение человека, общепризнанные стандарты красоты и так далее.

— Индустрия гигиены стремится уничтожить наши натуральные запахи, заменяя их «ароматными» парфюмерными отдушками и маслами, но сделать это трудно, ведь человек — самый пахучий из всех приматов, — рассказывает участникам эксперимента Андрей Беловешкин. — Именно бессознательное восприятие запахов руководит многими нашими поступками.

Различия и схожесть в запахах говорят о совместимости партнеров не просто на уровне «нравится — не нравится», есть совершенно понятная и доказанная закономерность возникающей «обонятельной» симпатии и влечения к противоположному полу.

Важный компонент запаха — белковые фрагменты, которые кодируются генами главного комплекса гистосовместимости (major histocompatibility complex — MHC). Это своеобразный «штрихкод» человека. Так вот, нам нравятся запахи, которые ближе всего к нашему MHC. Вы можете понять, кто из окружающих ближе к вам, ведь доказано, что одинаковые запахи одинаково нравятся людям со схожими MHC. Поэтому наши друзья намного ближе к нам генетически, чем случайный человек с улицы. Если досконально изучить вопрос, то наверняка окажется, что из всех тех генов, что они могли бы иметь, им достались чуть более похожие на наши гены в сравнении с популяцией в целом.

Но, кроме определения партнеров-друзей, у этого «штрихкода» есть еще одна важная функция — избегание близкородственного скрещивания. Поэтому «близкий» запах подавляет желание. Если кто-то говорит вам, что вы «как брат или сестра», то понимайте это правильно: это глухая френдзона. «Свой» запах — это отличный выбор для парфюма и друзей, но очень плохой — для отношений.

Поэтому важно не путать тягу к «близкому» по MHC запаху (это стремление к своему племени, к его защите) с тягой к «чужому» запаху, являющейся не чем иным, как сексуальным инстинктом. Установлено, что запах нравится тем сильнее, чем больше различие в иммунных генах системы MHC у мужчины и женщины. Это эволюционный инструмент. Чем дальше родство, тем меньше степень гомозиготности у детей и рисков проявления рецессивных мутаций.

Майка истинного чувства

Мы раздали всем участникам эксперимента майки и предложили, поносив их 10—12 часов, упаковать в герметичный пакет и принести к общему сбору. Каждому из испытуемых мы дали задание: понюхав майки, отметить в опросном листе, какое первое впечатление произвел запах (привлек, оттолкнул или оставил безразличным).

Стоит отметить, что именно первый этап стал для некоторых волонтеров самым главным испытанием. Нюхать десять ношеных маек — то еще удовольствие. При этом мы просили участников эксперимента не пользоваться парфюмерией. Судя по отзывам парней, многие девушки пожертвовали чистотой эксперимента и чуть «облагородили» свой природный запах. Ребята же, со своей стороны, подошли к процессу очень ответственно, а некоторые даже успели отзаниматься в своей майке в тренажерном зале.

«Почти не вижу разницы между запахами в большинстве случаев», — говорили нам некоторые участники эксперимента, но, когда их просили ставить оценку, прислушиваясь к первому впечатлению и внутреннему голосу, уверенно ставили плюсы и минусы разным претендентам. Четкое осознание того, что это «мое», а это — нет, рождалось как будто из ниоткуда.

Как уже говорилось выше, степень сходства генов MHC коррелирует с уровнем сексуального влечения. У супругов чем ближе сходство, тем меньше влечение. Даже вероятность измены связана с этим (чем больше похожесть генов, тем выше вероятность измены). К сожалению, сознательное восприятие запаха у человека ослаблено, и часто он не принимает его в расчет.

Есть контакт!

Однако вне зависимости от этого запах работает и оказывает свое действие, влияя на эмоции и поведение. Говоря по правде, мы не особо надеялись, что будет много совпадений, но результаты оказались намного более «говорящими», чем предполагалось. Обоюдная симпатия к партнеру противоположного пола по запаху была зафиксирована целых 12 раз.

Подводя промежуточный итог первого этапа, Андрей Беловешкин говорит:

— Конечно, на чистоту нашего эксперимента могло повлиять множество факторов, причем не только то, пользовались ли участники парфюмерией. Например, на привлекательность вашего запаха для противоположного пола сильно влияет то, насколько часто человек находился в стрессовом состоянии, есть ли у него хронические инфекции и даже принимала ли женщина гормональные контрацептивы.

Но несмотря на это, опираясь на исследования ученых, проведенные до этого и отчасти подверженные в нашем эксперименте, можно говорить о том, что интуитивная предрасположенность или неприятие к человеку могут быть связаны не только с его объективными качествами, но и с его генами. Второй важный момент, также подтвержденный наукой: настоящее влечение более сильное, если оно имеет генетическую базу, когда вам безумно нравится запах партнера. Исходя из этого, можно смело делать вывод, что запахи сильнее скрепляют пары, способствуют рождению более здоровых людей. Ну и, наконец, третий вывод: здоровые и стрессоустойчивые люди пахнут лучше и потому более привлекательны.

В следующем выпуске вы узнаете, как проходили второй и третий этапы эксперимента.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by