34 956
30 ноября 2017 в 21:45
Автор: Александр Чернухо. Фото: Максим Тарналицкий

«Хотел продать „Ленинград“ народу, но не придумал, зачем мне столько денег». Сергей Шнуров приехал в Минск на открытие собственной выставки

Автор: Александр Чернухо. Фото: Максим Тарналицкий

В Минск привезли выставку знаменитого русского брендреалиста Сергея Шнурова. Да, это не однофамилец, это он и есть. По торжественному поводу лидер группы «Ленинград» накануне концерта приехал в белорусскую столицу и устроил получасовую встречу с журналистами, которая больше походила на соревнование на самое красивое селфи со звездой.

Выставка «Ретроспектива брендреализма» разместилась на двух этажах Национального центра современных искусств: здесь можно увидеть ковер с изображением Земфиры, Стаса Михайлова в рамках композиции «Иконостас» и много других остроумных предметов современного искусства. В выставочном зале Сергея поджидает знакомец — белорусский художник Владимир Цеслер. Накануне встречи он рассматривает выставленные работы рядом с другими посетителями закрытого открытия.

Шнура встречают шумными возгласами, сквозь которые вообще очень сложно что-то услышать. Успокаивается публика тогда, когда Сергей начинает говорить. Первым делом он нахваливает организаторов, которые разрешили ему курить в помещении.

Про деньги и искусство

— Я проводник курения во всем мире. Борюсь за права курильщиков, — поясняет артист. У него спрашивают про вторичность работ и пытаются сравнить с Энди Уорхоллом. Шнуров морщится и пускается в пространные рассуждения о сути искусства и личности в нем.

— Энди Уорхолл был настоящим художником, а я в художника играю. Это такая ролевая модель. У него тоже было много игры, но он сам себя сделал брендом. А я заморачиваюсь на какой-то х..не, и она превращается в произведение искусства.

Дальше речь заходит о формулировках и их правомерности.

— Почему брендреализм? Это же соцарт!

— Это название довольно условное, — отвечает Шнуров. — Оно сильнее, чем симулякр у Бодрийяра. Бренд победил симулякр, это симулякр симулякра. Виртуальность побеждает реальность. Леонардо да Винчи ведь тоже можно назвать соцартом.

Минск Шнуров награждает традиционным комплиментом про самые эмоциональные концерты «Ленинграда». «Такого нет больше ни в одном городе мира», — сообщает Сергей. Цеслера хвалит и называет своим учителем. Цеслер отнекивается.

И после этого разговор выходит на самую главную тему — деньги, конечно же. Здесь Шнуров блещет остроумием. Его спрашивают про стоимость картин — он отвечает.

— Я человек ситуативный, то бишь пьющий. Поэтому цена картин варьируется.

— У каждого бренда есть стоимость. Сколько стоит бренд «Сергей Шнуров»?

— Я не знаю... Для этого нужно выкинуть акции на рынок. У меня лет пять назад была идея продать акции группы «Ленинград» народу, но не придумал, что делать с таким количеством денег.

Вообще, любой концерт «Ленинграда» — это перформанс. Сейчас я понимаю, что это самый дорогой перформанс в России.

Про семью и подсознание

Шнурова терзают вопросами о жене Матильде. Мол, какую картину он подарил бы ей. Сергей шутит. Или говорит серьезно.

— Купил Матильде брошку (кивает в сторону Цеслера. — Прим. Onliner.by), она носит и счастлива. Я Матильде дарю всю свою жизнь. Что я ей еще должен?

В этот момент Шнура пытаются вывести на чистую воду и задают вопрос в лоб.

— Говорят, что это у вас только образ хулигана, а на самом деле вы примерный семьянин...

— Я думаю, что вряд ли этот костюмчик мне подойдет. Я плохой семьянин. У меня бывают загулы. Смотрите... Вот моя кошка то спит, то ходит. Вот она спящая? Или ходящая?

Теперь от Сергея требуют достать iPhone и показать картинку на заставке.

— Там какая-то х..ня. Мне ее друг поставил, который купил этот телефон.

— Как вы думаете, это каким-то образом влияет на ваше подсознание и создание собственных картин?

— Я не верю в подсознание. Вот вы каждый день на х.. смотрите. И как? В подсознании откладывается?

И снова про искусство

Шнуров получает вопрос про белорусского художника Руслана Вашкевича, одну из работ которого он недавно приобрел.

— Да, я купил эту работу. Понравилось, и купил. Для того чтобы совершить подобную сделку, нужны деньги. Трепет здесь нах.. не нужен.

— А что насчет взаимоотношений художника и алкоголя? Это помогает вам создавать свои произведения?

— У меня взаимоотношения с алкоголем спокойные. Они приятельские. Как оказалось, алкогольная зависимость — это миф в моем случае. Хочется выпить — выпил.

Ближе к финалу мероприятия и, соответственно, в томительном ожидании селфи со звездой публика переходит к философским вопросам. И получает на них не менее философские ответы.

— В нашем мире осталось хоть что-то настоящее?

— Интеллект — штука искусственная. Никакого естественного интеллекта не существует. То есть ничего подлинного нет, мы все время проваливаемся в какой-то симулякр, — отвечает Шнуров и закуривает.

— А кто на вашей выставке главный экспонат?

— Главный экспонат — это зритель. Поход в музей — это десакрализованная ритуальная практика. Я это вижу как социальный ритуал, искусственный. Поиски в музее, трепетания чувств — мне все это смешно. Вот стоит девушка и вглядывается в морские пейзажи или медитирует на Репине. Не смешно разве?

— Ваш любимый бренд?

— Любимый бренд — земляне. Человечность, гуманизм. Это тоже бренды, конечно.

И снова Шнурова хотят вывести на чистую воду.

— Вот вы говорите, что походы в музеи — это смешно. А сами зачем ходите?

— Кто вам сказал, что я хожу в музеи? Я хожу посмотреть на этих девушек, все самое интересное происходит в них. Был недавно в музее Ватикана. Самый классный экспонат там — многонациональная галдящая толпа.

Дальше публика срывается со своих мест и вихрем летит к Сергею фотографироваться. Главный экспонат широко улыбается.

Палки для селфи в каталоге Onliner.by

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!