24 ноября 2017 в 8:00
Автор: Настасья Занько. Фото: Александр Ружечка, из архива предприятия

«Мы продавали 220 тысяч экземпляров и получали мешки писем». Создатель журнала «Каламбур» о черном юморе и бешеной популярности в 2000-х

Автор: Настасья Занько. Фото: Александр Ружечка, из архива предприятия

«Ты везунчик или нет?», «13-я страница», «Оди» и «Ка» — для тех, кто в теме, эти слова не пустой звук. Лет 15 назад, когда не у всех был интернет (а если и был, то без соцсетей), подростковые журналы зачитывали до дыр. Анекдоты, головоломки, курьезы и реальные истории — для подростков 2000-х они были чем-то вроде пабликов «ВКонтакте». Тиражи у них были огромные, а редакция ходила на работу как на праздник. О тех классных временах ностальгируем с создателем белорусских журналов карикатуристом Виктором Дубовиком.

Все началось в 1997 году. Виктору Дубовику было 39 лет. Он уже успел поработать карикатуристом в газете «Чырвоная змена», а затем устроился в частное издательство.

— Среди большого количества наименований там была литература для досуга со всевозможными кроссвордами, логическими задачками. А я это все оформлял карикатурами, — говорит Виктор. — Но мне уже хотелось свой бизнес. Однажды мы с друзьями Татьяной и Виталием собрались вместе и начали выпускать развлекательный журнал для детей. На рынке на тот момент ничего подобного не было. Договорились, что будем делать номер, в котором сможем реализовать себя полностью, без каких бы то ни было ограничений, делать то, что душа пожелает.

Трое друзей основали издательство «Росчерк». Уже в мае 1997 года они собрались регистрировать новый журнал.

— С именем вышел курьез, — показывает подшивки Виктор. — Директором у нас была Татьяна. Она как-то пришла и говорит: «Так, ребята, за выходные придумайте название». Мы, конечно, ничего не придумали, все выходные прогуляли. В понедельник она спросила, как успехи. Тут я вышел в соседний кабинет и быстренько накидал в блокнот 20 позиций. Директор забрала листок и отправилась в Министерство информации. 10 названий сразу отсеяли: журналы с такими названиями уже были. Ну а из остальных самым подходящим был «Каламбур». Так и оставили.

Версткой, оформлением и творческим наполнением журнала Виктор первое время занимался один: карикатуры, комиксы, логические задачи и кроссворды — все это было его рук дело. Как и знаменитый кот — символ «Каламбура». Его тоже придумал Виктор.

Стартовый номер вышел в мае 1997 года на 32 страницах. Тираж первого номера составил 40 тыс. экземпляров. Будет ли у него какой-то успех, как пойдут продажи, никто из учредителей не знал. Перекрестились и отпустили в плавание.

«Не каждое общественно-политическое издание имело тиражи „Каламбура“»

Отдачу компаньоны почувствовали уже с четвертого-пятого выпуска. «Каламбур» раскупали в киосках, тиражи постоянно росли. И уже в начале 2000-х из типографии выходило 200 тыс. экземпляров журнала, а в пиковые годы тираж доходил до 220 тыс. По тем временам не каждая общественно-политическая газета могла похвастать такой читаемостью.

— У нас была своя концепция, которой в те времена не было ни у кого. Мы старались максимально задействовать в процессе создания журнала детей, — объясняет Виктор. — Предлагали присылать свои рисунки, анекдоты, истории, свои предложения для рубрик — все, что они хотели. У нас еще была обязательная «фишка»: подписывать в журнале авторство всего, что присылали наши читатели. Потому что для детей важно, что их имена опубликовали. Я сам помню то ощущение, когда мой первый рисунок напечатали в газете. Сразу чувствуешь себя знаменитым.

Потом мы даже придумали рубрику «Передаем приветы» и «Мы любим вас». Письма ведь были разные, иногда ребята просто садились и переписывали анекдоты из других газет и сборников, фактически занимались плагиатом. Мы, конечно, такие вещи не публиковали, но ведь ребенок же все равно сделал усилие.

Поэтому в таких случаях передавали приветы всем поименно или признавались в любви. Мы периодически предлагали собрать команду подписчиков «Ка» и «Оди», дать ей название — и чтобы она помогала в создании журнала. В общем, идей реализовали море. Даже одними из первых СМИ в стране разыгрывали мобильный телефон за «бурики» — специальные деньги «Каламбура», которые потом печатались в каждом номере.

Буквально через пару лет существования «Каламбура» появился журнал «Один дома». Изначально владельцы хотели каким-то образом выделить его, но постепенно «Оди» стал сильно похож на старшего брата «Ка». И тот и другой выходили по два раза в месяц.

Редакция журналов выросла до шести человек: Виктор стал главным редактором, появился отдельный человек, читавший письма, верстальщик, два журналиста и корректор.

— Коллектив был очень уютный, семейный. На работу тогда ходил как на праздник. С самого утра у нас была свежая порция анекдотов от читателей и куча милых и трогательных писем. Нас ими просто заваливали: раз в неделю мы забирали на почте по два огромных мешка конвертов, — вспоминает Дубовик.

И если сначала мы ориентировались на детей 7—12 лет, то постепенно нам стали писать подростки 15—16 лет, а иногда приходили письма и от 22-летних ребят из армии. Очень хорошо, когда аудитория стала более широкой: младшие тянулись за старшими, была какая-то преемственность.

«А чтобы тебялки» и «Ты везунчик или нет?»

«Каламбур» и «Один дома» фактически делали сами читатели. Дети и подростки могли присылать свои идеи, многие из которых воплощались в жизнь. Благодаря читателям в «Каламбуре» появились рубрики «Реальные истории», «Спросилки».

Была и рубрика «А чтобы тебялки», куда можно было присылать свои ругательства («А чтобы у тебя был парольный доступ к телевизору», «А чтобы тебе школа снилась каждую ночь», «А чтобы тебя в зоопарке с обезьяной перепутали» и так далее).

В рубрику «Кумировка и Тошниловка» можно было не только писать про восторги, но и выражать свое «фи» не понравившимся исполнителям. «„Тату“ — просто ужас. У них очень писклявые голоски. А песни „Нас не догонят“, „Робот“, „Я сошла с ума“ — это предел всему. Все, кому нравятся эти две „тошнилки“, прошу, подумайте и перемените свое решение», — читаем в одной из рубрик отзыв Кристины Мачугиной из Могилева. Там же Катя из Новополоцка восторгалась Юрием Шатуновым: «Приветик, Юрка! Многие говорят, что твои песни непопулярны, а я просто смеюсь им в ответ. Наверное, на концерте ты не заметил девочку, стоявшую около сцены, а потом протянувшую тебе блокнот для автографа».

— Письма о том или ином кумире шли пачками. Как правило, всех, кого крутили по телевизору, дети знали и просили разместить какую-нибудь информацию о них. Это не только такие группы, как Hi-Fi, «Краски», «Руки вверх!», но еще и Metallica, «Сектор Газа», «Король и шут» и так далее. Бывало и такое, что группа уже вроде и отгремела, а ребята все равно просят повторить. Помню, я уже терпеть не мог «Иванушек», но письма шли огромным потоком, поэтому мы снова и снова писали в журнале о них, — вспоминает создатель «Каламбура».

Одним из хитов журнала была игра «Ты везунчик или нет?». На одной странице размещались три одинаковые картинки или же цифры. Нужно было выбрать одну из трех, а на обороте посмотреть, что попало: золото, крокодил или еще что-то.

Еще одним хитом были стереокартинки — на первый взгляд, обычный узор, но если смотреть на такую по определенной схеме, то можно было увидеть, что за ним скрывается.

«Выпуск журнала для меня всегда был праздником»

— Дети обожали страшные истории из рубрики «13-я страница» и даже черный юмор. Но бабушки очень часто нас ругали. Помню, приходили пачки гневных писем с требованием убрать «тринадцатую», — говорит Виктор. — Еще часто жаловались на мелкий шрифт: мол, зрение детям портите. Но это была вынужденная мера: идей было очень много, хотелось все уместить, поэтому я жертвовал шрифтом.

Отдельная большая история — это «Клуб знакомств» в журнале. Немаленькая доля всех писем шла сюда. Сколько пар сошлось после публикации объявлений типа «Два угарных чува хотят найти чувичек (12—15 лет)» или «Я прикольная девчонка 13 лет»? Виктор уверен, что таких людей тысячи.

— Как-то раз со мной случилась трогательная история. Ночью у нас в офисе сработала сигнализация. Когда я приехал, там оказался милиционер. Пока мы разговаривали, выяснилось, что благодаря «Каламбуру» он нашел себе жену. Он написал девочке, которая разместила объявление в нашем «Клубе знакомств», та ответила — завязалась переписка. Потом они выросли и поженились, — улыбается издатель. — И таких историй тысячи. Работать было настолько здорово, что я приходил в офис с улыбкой. Все-таки дети очень заряжают своей энергетикой.

«Если бы не „Каламбур“, сейчас бы не было такого серьезного бизнеса»

Но пиковые годы длились недолго. На пятки «Ка» и «Оди» наступал интернет. Появилась социальная сеть «ВКонтакте», и постепенно дети стали уходить туда. Оно и понятно: общение происходило в несколько раз быстрее. Тиражи «Каламбура» и «Один дома» падали и падали. В 2012 году Виктор Дубовик ушел с поста главного редактора журнала и стал развивать другие направления уже в издательском доме «Вита» (который тоже принадлежит ООО «Росчерк» и сейчас как раз выпускает «Каламбур» ). Сама компания постепенно стала крупнейшим дистрибьютором журналов в Беларуси, постепенно у нее появилось  отделение по экспедированию и доставке печатной продукции, а также по грузоперевозкам. Сейчас только в «Росчерке» работает 200 человек.

— Если бы не «Каламбур», то такого серьезного бизнеса не было бы, — считает Виктор Дубовик. — Все это стало возможно только благодаря ему. Почему тогда идея выстрелила? Наверное, потому, что мы вкладывали в журнал душу и старались сделать его интересным в первую очередь для себя и своих детей. У меня на даче до сих пор лежат мешки писем от читателей. И когда я их вижу, понимаю, какой титанический труд мы проделали за все эти 20 лет.

«Каламбур», к слову, не умер, как и «Один дома». Их печатают до сих пор. Правда, изменились журналы до неузнаваемости: новый дизайн, новые темы и совершенно другая концепция. Здесь уже меньше карикатур, головоломок, больше текстов и полезной информации. Каждый месяц их стабильно читают 13—15 тыс. человек.

— Сейчас нам шлют материалы через группы в социальных сетях, по электронной почте. Конечно, такого вала писем, как в 2000-х, нет, — говорит специалист по интернет-рекламе издательского дома «Вита» Катерина Сокол-Элчакян. — Но своя аудитория все равно осталась. Ребята общаются в нашей группе «ВКонтакте», там их около 2,5 тыс. человек.

В социальных сетях есть группы фанатов «Ка» и «Оди». В них состоят уже люди постарше, в основном коллекционеры. Они вспоминают старые выпуски, перепродают, обмениваются журналами и ностальгируют, понимая, что того «Каламбура», который был в 2000-х, больше уже не будет.

Купить подшивку журнала «Каламбур» можно на «Барахолке» Onliner.by

Читайте также:

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by