Вчера мы получили пятый транш кредита Евразийского фонда стабилизации и развития в $200 млн. Эти деньги, как и остальные, должны пойти на реформы белорусской экономики. Как они проходят в нашей стране? Есть ли какие-то изменения и чего опасаться в будущем? Сегодня Евразийский банк развития, управляющий фондом, подвел промежуточные итоги.
Понятно, что кредиты Беларуси выдаются не просто так. Взамен всегда нужны ответные шаги. Глобальная задача — достижение стабильности и устойчивого роста белорусской экономики. В частности, ЕАБР требовал жесткой монетарной политики, отсутствия директивного кредитования, гибкости валютного курса, сдержанного роста расходов на зарплату, отмены перекрестного субсидирования, 100-процентной оплаты «коммуналки» и так далее.
Кроме этого, в последних требованиях банк называл решение вопросов с излишней занятостью, предоставление возможности переобучения, повышение пособий по безработице, сокращение госсектора.
По оценкам ЕАБР, ставка рефинансирования опускалась достаточно быстро: за два последних года она снизилась с 25% до 11%. Это привело к росту денежной массы на рынке. Правда, на этом фоне сократилось директивное кредитование и проводилась жесткая налогово-бюджетная политика. Кроме этого, на Беларусь повлияли и благоприятные внешние факторы: улучшение экономической ситуации в России, рост спроса на несырьевой экспорт, приток иностранной валюты за счет значительных внешних заимствований и чистой продажи населением иностранной валюты — все это укрепило платежный баланс и стабилизировало валютный курс.
— По состоянию на 1 июня 2017 года инфляция составила 6,1% в годовом исчислении по сравнению с 12,4% на 1 июня 2016 года, — сообщает банк. — Необходимо отметить, что такой успех властей в деле борьбы с инфляцией был достигнут на фоне проведенной либерализации цен на потребительские товары. Доля регулируемых товаров и услуг в корзине индекса потребительских цен снизилась до 20% — против 33% с начала реализации программы. По данным ЕАБР, повысился и уровень окупаемости услуг ЖКХ для населения. С 51,6% до оценочных 62%.
— В сентябре текущего года средняя инфляция снизилась до 6,4% на фоне средней инфляции в 2010—2015 годах на уровне 28,4%, при этом инфляция за 12 месяцев снизилась до 4,9%, — заключает банк.
Годовой прирост широкой денежной массы на 1 июня 2016 года составил 16,9%, а на 1 июня 2017 года — 4,5% по сравнению со средним темпом ее прироста на уровне 43% в год в течение 2010—2015 годов.
За последние два года у нас произошел рост капитальных расходов, пополнение уставных фондов предприятий и увеличение кредитной поддержки Фонда социальной защиты населения. Увеличение профицита произошло за счет ускоренного роста доходов бюджета. В основном благодаря восстановлению импорта в ЕАЭС и увеличению ставок акцизов, а также проведению относительно сдержанной политики по текущим расходам.
Власти Республики Беларусь продолжали придерживаться жесткой фискальной политики. По итогам января — мая 2017 года широкий профицит бюджета органов государственного управления, учитывающий забалансовые расходы правительства, увеличился до 2,7% ВВП по сравнению с 2,0% ВВП в январе — мае 2016 года.
Ослабление курса рубля на 7,5% в реальном выражении в январе — мае 2017 года (по индексу цен производителей) в условиях политики гибкого валютного курса и некоторый рост экономической активности в России способствовали увеличению белорусского неэнергетического экспорта — основного драйвера восстановления экономики страны. По итогам января — мая рост ВВП составил 0,9%.
Продолжение роста экспорта, а также наметившееся восстановление внутреннего спроса ускорили экономический рост до 1,7% по итогам 9 месяцев 2017 года.
— Несмотря на существенное улучшение макроэкономической ситуации, быстрые темпы ослабления монетарной политики несут серьезные риски ускорения инфляции, которые могут проявиться уже в начале 2018 года, — объясняет ЕАБР. — Результатом быстрого и значительного сокращения ставки рефинансирования в январе — октябре 2017 года с 18% до 11% стало ускорение роста широкой денежной массы во второй половине 2017 года. Кроме того, снижение темпов инфляции достигнуто на фоне стабильного курса национальной валюты, который был поддержан внешними заимствованиями страны и чистыми продажами иностранной валюты населением.
Также банк предупреждает, что Беларусь почти достигла порогового значения по внешнему долгу. Между тем как чистая продажа населением валюты, накопленной в прошлые годы вне банков, не может быть стабильным источником пополнения резервов.
— Эти факторы поддержки платежного баланса и стабилизации курса нельзя назвать устойчивыми, — считает ЕАБР. — Структурные проблемы, включая наличие избыточной занятости на государственных предприятиях и консервацию проблем неэффективных предприятий, ограничивают потенциал денежно-кредитной политики по дальнейшему снижению инфляции. А восстановление реальных доходов населения и смягчение монетарной политики в условиях сохраняющихся высоких инфляционных ожиданий повышают риски ускорения инфляции уже в краткосрочной перспективе.
— Недостаточный прогресс в реализации рыночных структурных реформ повышает риски ухудшения внешней позиции страны в среднесрочной перспективе. В текущем году наблюдается существенное превышение темпов роста физических объемов импорта над экспортом, — заключили в ЕАБР. По их словам, в Беларуси до сих пор сохраняются фундаментальные дисбалансы в экономике. Об этом свидетельствуют устойчивое сокращение притока прямых иностранных инвестиций и увеличение доли заимствований в финансировании дефицита счета текущих операций. Все это происходит на фоне низких темпов экономического роста и высокой стоимости внешних заимствований.
Счетчики банкнот в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!