8261
59
22 сентября 2017 в 15:30
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Александр Ружечка
«У нас визуально бедная страна, на этом поле могут вырастать какие угодно поганки». Художник об усложнении, упрощении и агрогламуре

Лебеди и пальмы из пластиковых бутылок, раскрашенные камни вдоль дорог, уродливые здания и праздники, которые переносят нас в 80-е прошлого века. Туристы, побывавшие в Беларуси, часто сравнивают ее с СССР, замершим во времени. Сравнения эти касаются не только порядка и чистоты, но определенной «совковой» эстетики. Мы как будто застыли, словно мошка в янтаре, в прошлом веке, оставив при себе не только некоторые достоинства «советскости», но и многочисленные ее недостатки. В нашей традиционной рубрике «Неформат» мы поговорим о том, почему молодое поколение пробует упрощать, как сделать так, чтобы, выйдя на улицу, мы не пугались творчества санкционированных «уличных художников» и вообще — как мы стали «заложниками пустоты».

Кто это?

Константин Селиханов — художник, скульптор, автор многих известных минчанам скульптур, таких как «Муза оперы» у Большого театра оперы и балета, композиция «Улитка» на улице Аэродромной, композиция «Диалог» на проспекте Победителей, а также мемориала «Река памяти», посвященного погибшим во время теракта. Минчанин года.


— У вас не возникает ощущения, что молодые художники, скульпторы, музыканты, приходя в искусство сейчас, пытаются все упрощать?

— Лично мне кажется, что по крайней мере на постсоветском пространстве все всегда было предельно просто. Да даже если смотреть в глобальных масштабах, сложность искусства преувеличена. Работа с обывателем всегда упиралась в простоту. А сейчас все усугубляет нагнетаемый процесс потребления, который форсирует идею «чем проще, тем лучше».

Публика всегда делилась на несколько категорий зрителей, и большей ее части было сложно понять даже самые очевидные вещи. Например, я уверен, что большинство современников едва ли видели в «Джоконде» нечто выдающееся.

Я понимаю, к чему вы ведете. В какой-то момент произошло своеобразное деление на искусство для масс и искусство во имя искусства. Был ли предтечей этого Энди Уорхол, Марсель Дюшан, или все началось раньше — надо разбираться. Но уже понятно, что желание продать, превратившееся в искусство рекламы, подталкивало к упрощению.

При этом отмечу, что сама по себе реклама действительно является искусством. Вдумайтесь — ее создатели должны выполнить мегазадачу: сделать так, чтобы на их ролик или плакат обратили внимание в условиях, когда зритель категорически не хочет этого делать (кто из вас с интересом смотрит рекламные паузы?).

— То есть нет процесса деградации, о котором сейчас так много говорят?

— Я верю, что человек не может быть постоянно только потребителем чего-то одного — классической литературы, комиксов, артхауса и т. д. Рано или поздно приходится переключаться, отвлекать внимание на совершенно разные, в том числе простые вещи. Почему стали популярны блокбастеры? Потому что они позволяют получить разрядку, перезагружаться. После в какой-то момент мы устаем уже и от простоты, нам хочется каких-то более изощренных эмоций и впечатлений. Я не вижу в этом ничего особенного, это закон человеческой психологии.

Другое дело — простого стало намного больше благодаря телевидению, интернету. Искушение прыгать по верхам велико — ведь количество информации настолько обширно, что, кажется, углубившись в нее, ты завязнешь. А с нынешними темпами жизни делать это сложно. К слову, я думаю, что именно поэтому стали популярны сериалы. В первую очередь они интересны зрителю потому, что это истории, которые развиваются постепенно, растянуты во времени. Эта иллюзия стабильности, основательности и дает так необходимые эмоции. Это выглядит убедительно на фоне мельтешения вечно спешащего, стремящегося к быстрому результату общества потребления. Говоря иначе, в эпоху клипов значительно увеличился спрос на длительные, последовательные повествования.

Сейчас все строится по алгоритмам «вопрос — ответ», «усилие — мгновенная реакция». Люди в 20 лет становятся звездами YouTube, успешными  бизнесменами, общественными деятелями. Карьеры строятся порой за год. Это накладывает определенный отпечаток на все общество — везде, даже в искусстве, которое до этого требовало многолетнего обучения и опыта, есть соблазн достичь успеха, видимых результатов за короткий промежуток времени. Как это проще всего сделать? Простыми, понятными, но яркими образами. Именно поэтому их стало так много. Но и от этой пестроты мы начали уставать. На Западе уже сейчас значительно вырос интерес к штучной, а не мануфактурной работе. Искусство, которое можно тиражировать, теряет популярность — наоборот, вырастает ценность уникальных вещей.

Видны изменения и в другом: даже на первый взгляд у примитивного по форме появляется огромное «второе дно», вспомним в качестве примера мультсериал South Park. Это очень любопытные процессы, которые подтверждают, что происходит не деградация, а эволюция...

— Но, к сожалению, большинство всех этих веяний обходит нас, белорусов, стороной…

— Да уж… Можно привести хрестоматийный пример. С одной стороны — господин Бэнкси, творчество которого я весьма ценю. Художник протеста, революционер жанра, относящийся к своим работам очень серьезно (никто спорить с этим не будет). Его вроде бы хулиганские, несанкционированные выходки становятся событиями. Ни у кого не возникнет мысли стереть эти граффити со стены. Потому что это — Искусство, даже объяснять никому не надо.

С другой стороны — простые наши минские ребята, где-то слышавшие об успехе Бэнкси и прочих, ничего лучшего не придумали, как, простите, «метить» своими подписями столбы и подворотни. Или люди, рисующие за деньги горисполкома в центре города на стенах смешные, уродливые картинки, которые бы не позволили нарисовать в подобных местах Лондона, Брюсселя.

А эти разрисованные краской камни, на которых написано «Берегите лес»? А дворы многоэтажек, где несчастные жители в поиске гармонии мастерят лебедей и пальмы из пластиковых бутылок? Все это говорит о том, что у людей полностью отсутствует опыт визуальной культуры. Для меня эти «арт-объекты» значительно страшнее тенденции по упрощению или усложнению искусства. Посмотрите на городскую филармонию, в которой звучит вроде бы прекрасная музыка. А рядом стоит некая лира, сварганенная из проволоки, и чудовищного вида рекламная тумба. Эти вещи просто не сочетаются никак! Плохой рэп можно выключить, от уродливой визуальной составляющей никуда не денешься.

И почти везде так в наших городах и весях. И ведь делается это не специально, просто ответственные за это товарищи подсознательно хотят несколько раскрасить этот серый мир, сделать его лучше в силу своих способностей и возможностей. Все это происходит даже от чистого сердца, точно так же хозяйка бедного дома с перепугу выставляет на стол 20 совершенно не полезных салатов вместо одного нормального блюда — думая произвести впечатление… На самом деле, за всеми этими действиями стоит желание скрыть очевидную визуальную, какую угодно пустоту.

Если говорить о простой визуальной гармонии, во Франции существуют законы, которые не позволяют построить какую-нибудь ерунду там, где это неуместно. Придя сегодня в места, где творил Моне, и посмотрев на пейзаж, вы увидите его практически таким же, как на картинах. Уверен, и во Франции немало людей, которые хотели бы синей краской забор покрасить, но им этого не дают. Не придавать значения таким «мелочам» — большая ошибка.

— Мне кажется, что белорусскому обывателю совершенно все равно, какого цвета столб…

— А ему не надо думать об этом. Если все сделать правильно, гармония сама его найдет, если так можно выразиться.

Есть и другая, неизбежная проблема. Мы перенимаем форму (имитировать которую на примитивном уровне, в общем-то, несложно), но не содержание, потому как «начинка» требует глубины, усилий, многолетнего бэкграунда. Например, в кинематографе. Заходят фильмы про войну? Мы пытаемся снять военный блокбастер. Популярны сериалы — мы создаем свое «импортозамещение». Но получается одна ерунда. Почему? Причин много, в том числе и отсутствие веры в то, что делается. Есть уникальное, отличное от всех польское, исландское кино, появилось румынское кино со своим, особым взглядом. Но нет кино белорусского. Потому что мы то ли стараемся всем понравиться, то ли комплексуем из-за собственной неполноценности или, конечно, отрицаем то, что было сделано хорошего, а это тоже комплекс. Но в итоге не можем создать ничего самобытного. Пусть это будет история про одного человека, но сделанная профессионально. Но только то, что надо снимать, должны выбирать не чиновники, у которых на все особый взгляд.

— Возникает ощущение, что чиновник для нашей культуры — самая большая проблема.

— Все потому, что он боится. Боится что-то не то выбрать, пойти вразрез, дать добро на что-то, что кому-то, возможно, не понравится… Это тупик! Даже в России на деньги Министерства культуры снимают иногда злое, беспощадное кино, которое в том числе жестко критикует тех, кто финансирует создание этих картин. Вспомните хотя бы «Левиафана». Поэтому вопрос развития культуры в этом отношении очень банален. Надо просто перестать бояться.

Могу ответственно заявить, что то, что мы видим в Беларуси последнюю четверть века, — не настоящая культура. Во всяком случае, то, что предлагают официальные власти, Министерство культуры и т. д.

Причин немало, но они — очевидные. Первая — все надо делать быстро (пока есть деньги или требуется «закрыть» мероприятие). Вторая — результат мало кого интересует. Третья и главная — мы постоянно смешиваем несовместимое.

Идеальный пример — участие Беларуси в Венецианском биеннале в этом году. Нас теперь представляет салонный художник. Даже не «глянцевый» — салонный. Конечно, к художнику никаких претензий. Но что происходит? Люди, которые делают свой выбор в эту сторону, имеют определенный опыт, знания — и не видят очевидных вещей. Поэтому, кстати, у многих настоящих профессионалов пропадает всякое желание участвовать в подобных мероприятиях.

Я понимаю, почему у нас так любят салон, примитивный глянец и вообще все яркое. Людям хочется праздника, иллюзии, что все хорошо, на фоне действительно трудной жизни. Сделать что-то более сложное, качественное нет ни времени, ни денег. Поэтому к искреннему желанию всех заинтересованных лиц менять ситуацию к лучшему нужно подходить крайне ответственно.

Мы все в этой стране заложники пустоты. Мы теряем время в борьбе за Гармонию. Нас окружают унылые, серые городские пейзажи, заполненные хрущевками и новостройками, которые ничем не лучше. У нас визуально бедная страна, на этом поле могут вырастать какие угодно поганки.

— Так ведь не только белорусское искусство вызывает сомнения, у нас нередко «привозные» оставляют желать лучшего. Это вопрос вкуса составителей?

— Проблема не в привозных, бог с ними, а в отношении к своим в первую очередь. И выставкам, и людям. Это опять вопрос времени и денег. Многие выставки готовятся за неделю-две. В Европе такие мероприятия готовятся полгода — есть бюджет и возможность спокойно сделать выбор, продумать все мелочи. У нас сотрудники, которые занимались этим «конвейером», измучены, с совершенно пустыми глазами. О каком качестве может идти речь?

Проблема касается, кстати, не только выставок, но и всего остального. Потому что для людей, которые где-то там наверху руководят процессом, все едино: что сделать деталь на заводе, что выпустить кинофильм, что подготовить выставку…

— Но в культуру все-таки вливаются деньги. Да, все говорят, что они небольшие, но они идут. На эти деньги продолжают штамповать одно и то же год за годом, и год за годом это не приносит результата. Почему никто не задумается?

— Дело в том, что в искусстве результат не вполне очевиден, особенно если это современное искусство. Если плохо пошили штаны и они треснули, все понятно. Если провели концерт или поставили памятник — произошел факт, и этого достаточно. И вот пока у нас отношение к искусству будет как к рутине, а не как к событию на века, все будет так, как есть.

Искусство нельзя воспринимать только как массовый продукт, мне про это даже неинтересно говорить. Есть совершенно среднего уровня фестивали вроде «Славянского базара» — это наш уровень масскультуры. Пускай это будет. Для этого есть своя публика. Но не надо современное искусство опускать до этого уровня. Давайте разделять эти вещи. Мы хотим создать событие мирового масштаба, а к качеству не предъявляем претензий. Или тогда вообще не надо делать ничего. Нет возможности, это будет честно. Заменять фейком подлинное — куда хуже.

— Но понятно же, что чиновник просто так, на пустом месте, не начнет беспокоиться о качестве, его скорее будет беспокоить отчетность…

— Значит, надо чиновнику, во-первых, поднять зарплату, во-вторых, государству давно надо доверять ему. Знаю, что в том же Министерстве культуры люди работают на износ. Там, как обычно, требуют быстрого результата. Как будто есть кто-то, кто всех гонит в шею. Было бы очень интересно посмотреть на него. Но самое смешное, что этого «кто-то» не существует. Мы сами себе его придумали и сами же загоняем ситуацию в угол. Приглашаем в жюри непрофессионалов, используем энтузиазм художников, соглашаемся на заведомо невыполнимые условия во имя неясного результата, не уважаем мнение друг друга, в конце концов, идем на компромиссы, не можем посмотреть вокруг себя дальше одного шага.

Надо нам всем перестать бежать, остановиться. Сразу бы все выдохнули и начали заниматься своей работой, спокойно и вдумчиво. Выполняя ровно ту ее часть, которая по силам.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Александр Ружечка
ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
22.09.2017 в 15:44
У нас визуально бедная страна
У нас реально бедная страна...
65
Лучший комментарий
22.09.2017 в 15:35
Туристы, побывавшие в Беларуси, часто сравнивают ее с СССР, замершим во времени. Сравнения эти касаются не только порядка и чистоты, но определенной «совковой» эстетики.

Минск, к сожалению, похож на по-советски правильный стерильный райцентр после "Дожинок". С подобным подходом к строительству и сервису нам долго не увидеть потока туристов и уникальной атмосферы в городе…
22.09.2017 в 15:41
Визуально "богатая" мастерская.
Скажу честно - нет больше печальной картины, чем белорус хающий свою страну\народ\государство
22.09.2017 в 15:42
А камни раскрашенные чем ему не угодили?
Едешь по трассе -- бац! надпись на склоне "Берегите лес", вполне нормально и ярко на фоне зеленой травы. И забесплатно. А этот художник -- он же не поедет за 200 км безвозмездно на этом склоне свое произведение ваять? Или поедет?
22.09.2017 в 15:44
У нас визуально бедная страна
У нас реально бедная страна...
22.09.2017 в 15:44
Смотрю на некоторое творчество и думаю - гений был даже Дали.
22.09.2017 в 15:46
У нас визуально бедная страна

Ну почему же только визуально.
Она реально бедная, вся в долгах, просвета нет и не предвидится.
При этом с каждого утюга внушается, что лучше чем у нас - только в раю.
22.09.2017 в 15:48
https://content.onliner.by/news/1100x5616/648509d84b22689b0fdf35fcf48e7b7b.jpeg
Что в руках у этой скульптуры? )))
22.09.2017 в 15:54
Почему с таким интересным собеседником такое однобокое, коротенькое, поверхностное интервью. Неужели нельзя было копнуть немного глубже, задеть какие-либо частности. Видно же ,что человек неберазличный ,грамотный и готовый делиться. Пожалуйста, делайте больше таких материалов. Потому что одинаковые истории про БМВ Х5 и их продавцов уже поднадоели.
22.09.2017 в 15:58
Ага, я художник!
Я так вижу!
22.09.2017 в 16:08
— Возникает ощущение, что чиновник для нашей культуры — самая большая проблема.
— Все потому, что он боится. Боится что-то не то выбрать, пойти вразрез, дать добро на что-то, что кому-то, возможно, не понравится…
Да он не боится...Он понимает, что если с этого ничего не поимеет, то незачем зря тратить свое время...Он лучше капусты нарубит па-лёхкаму....
22.09.2017 в 16:09
Смотрю на некоторое творчество и думаю - гений был даже Дали.
"adamant_moon":

А что Вы имеете против Сальвадора?
22.09.2017 в 16:10
Есть совершенно среднего уровня фестивали вроде «Славянского базара» — это наш уровень масскультуры. Пускай это будет. Для этого есть своя публика.
Не надо! Народ и так спился!
22.09.2017 в 16:12
Сделайте уже интервью с Цеслером. Это самый интересный человек в белорусской культуре. Человечище...
22.09.2017 в 16:14
батарея на фотках классная, из СССР
22.09.2017 в 16:14
Туристы, побывавшие в Беларуси, часто сравнивают ее с СССР, замершим во времени. Сравнения эти касаются не только порядка и чистоты, но определенной «совковой» эстетики.

Минск, к сожалению, похож на по-советски правильный стерильный райцентр после "Дожинок". С подобным подходом к строительству и сервису нам долго не увидеть потока туристов и уникальной атмосферы в городе…
"SOLDYK":

Надо больше Даны...Надо больше Айрона...Надо больше Трайпла...
И Минск заиграет всеми огнями :)
А экскурсии будем водить вокруг ямы Газпрома и рассказывать, что раньше здесь был АВ "Московский", удостоенный госпремии. А потом можно и гондольеров показать.
22.09.2017 в 16:20
Если говорить о простой визуальной гармонии, во Франции существуют законы, которые не позволяют построить какую-нибудь ерунду там, где это неуместно.
Пирамида у Лувра и Центр Помпиду - спорные решения...
Типа нашего Чупа-Чупса и Кучи Чижа...
22.09.2017 в 16:30
Как будто есть кто-то, кто всех гонит в шею. Было бы очень интересно посмотреть на него. Но самое смешное, что этого «кто-то» не существует.

Ага, но существует "нечто".
22.09.2017 в 16:38
батарея на фотках классная, из СССР
"vadik-pinsk":

Да, ладно! Радиаторный завод в Минске до сих пор такие фигачит.
22.09.2017 в 16:46
...то, что мы видим в Беларуси последнюю четверть века, — не настоящая культура.

И даже тут потрясающие совпадение и прям-таки "магия" чисел!
Очень понравился ход рассуждения Константина. Но, каюсь, "Мона Лиза" для меня ценна как наследие опередившего свое время изобретателя, а не художника.
Визуально "богатая" мастерская.
"самизнаетекто":

))))))))))))))
Эпизод из "По семейным обстоятельствам":
-Поздравляю! Это победа, полная победа.
Полный успех, бескомпромиссный. Поздравляю!
-Спасибо. Тебе самому-то как?
- Ну знаешь... Живо , жизненно,колорит хороший. Только вот, ты не обижайся...
- Ну о чем ты!
- Рамки н-надо бы по-..побогаче!..(с)
22.09.2017 в 16:50
Есть совершенно среднего уровня фестивали вроде «Славянского базара» — это наш уровень масскультуры. Пускай это будет. Для этого есть своя публика.
Не надо! Народ и так спился!
"well.well":

Ну не знааю. Я вот - не пью. Так что не гребите всех с собой.
22.09.2017 в 16:56
С чувством стиля не рождаются, как не рождаются с умением играть на гитаре или с умением вкусно готовить Эти качества которые вырабатываются, оттачиваются и шлифуются годами. В основе этого чувства лежит интерес к вещам и умение видеть, чем больше кругозор у человека, тем объём нее его представления о классической эстетике.Прежде всего человек должен быть наблюдателен и быть жаден и открыт для всего нового, он должен быть готов экспериментировать и сравнивать, делать выводы,но а потом на основе этих эмоций и опыта, пробовать создавать свой образ, этакий коллаж из этих сравнений, который и будет является(или не являться, как повезёт) вкусом.
22.09.2017 в 17:06
Есть совершенно среднего уровня фестивали вроде «Славянского базара» — это наш уровень масскультуры. Пускай это будет. Для этого есть своя публика.
Не надо! Народ и так спился!
"well.well":

Ну не знааю. Я вот - не пью. Так что не гребите всех с собой.
"Пурга":

Значит, кто-то пьет за себя и за Вас, и еще - за меня... Как же ему плохо!
22.09.2017 в 17:23
— Значит, надо чиновнику, во-первых, поднять зарплату, во-вторых, государству давно надо доверять ему.
Абсолютно не вижу смысла им еще и зарплату подымать. Ниразу не слышал чтобы они сильно бедстовали.
22.09.2017 в 17:32
Визуально "богатая" мастерская.
Скажу честно - нет больше печальной картины, чем белорус хающий свою страну\народ\государство
"самизнаетекто":

Честно отвечу, он прав, а т.н. "страна/народ/государство" этого заслуживают.
22.09.2017 в 17:33
Умный, аж жуть.
22.09.2017 в 18:55
JuicyEgorik, поддержу. Онлайнер загоняет себя в замкнутый круг, пытаясь создавать массмаркет статьи постоянно приходится снижать планку, ибо люди не будут читать и за рекламу никто не будет платить. Это не упрёк Онлаинеру, это скорее печальный тренд.
22.09.2017 в 19:17
Верно. Но страна не самая бедная. А что народ не понимает- так это решается : или прожить лет 30 , сами допрут что можно красивей построить, но будет поздно. Или более пристально относиться уже сейчас при выдаче разрешений на строительство, рекламу и т.д.
22.09.2017 в 19:51
не надо загоняться.........
22.09.2017 в 19:59
Почему с таким интересным собеседником такое однобокое, коротенькое, поверхностное интервью. Неужели нельзя было копнуть немного глубже, задеть какие-либо частности. Видно же ,что человек неберазличный ,грамотный и готовый делиться. Пожалуйста, делайте больше таких материалов. Потому что одинаковые истории про БМВ Х5 и их продавцов уже поднадоели.
"JuicyEgorik":

Онлайнеру тоже нужно жить. На 20:00 эта статья -3407 просмотров, история про BMW X5 - 49725! Что смотрим, то и показывают
22.09.2017 в 20:03
Цитата художника: "Дело в том, что в искусстве результат не вполне очевиден, особенно если это современное искусство. Если плохо пошили штаны и они треснули, все понятно".
Я протестую! Ничего не понятно! У нас плохо шьют, и дорого, и это тоже искусство!
22.09.2017 в 20:35
Чиновник-проблема не только для культуры,таковы наши реалии. Вот,к примеру президент приказал дать ему не менее(подчеркну-не менее) 10 инициатив для улучшения жизни предпринимателей. И,несомненно их получит. Вот 20 лет не знал никто об этих проблемах,а тут глаза у слуг народа распахнулись широко и ясно. И каков процент этих продуманных худо-бедно инициатив окажется как минимум не вреден? Хорошо если 50%. Как минимум идеи о кафетериях в кухнях и продаже алкоголя почти что из багажника авто вызывают опасения. И так во всем. Ни один чиновник не несет инициативу президенту без команды. Мы всей страной решаем выдуманные проблемы: c 8 или с 9 учиться нашим школьникам,забывая,что престиж профессии педагога( от которого напрямую зависит качество обучения и мотивация ученика) скатывается в глубокую яму( в прямой зависимости с уровнем доходов). В пед идут когда больше никуда баллы не позволяют,это не единичные случаи!
22.09.2017 в 21:15
Мнение какого-то художника очень важно для нас.
22.09.2017 в 21:18
[
— Значит, надо чиновнику, во-первых, поднять зарплату, во-вторых, государству давно надо доверять ему.
Абсолютно не вижу смысла им еще и зарплату подымать. Ниразу не слышал чтобы они сильно бедстовали.
"Anyble":

ну хотя бы за налог что не работаешь они ведь мозговитые люди только наши такое могут придумать повышать конечно зп не нужно значок передовика им дать каждому
22.09.2017 в 21:45
о агрогламур
22.09.2017 в 22:03
Большая просьба к редакции и к журналистам. Научитесь брать интервью у профессионалов. Философия культуры уж очень явно выходит за границы компетенции нынешнего гостя. Ну не этого скульптора это дело. Он может быть талантливым в своем деле, так и задавайте вопросы в той сфере, где он талантлив. Профанация наносит серьезный ущерб любому делу.
22.09.2017 в 22:12
"как сделать так, чтобы, выйдя на улицу, мы не пугались творчества санкционированных «уличных художников»"

Мокрой тряпкой нужно гнать этих "художников" вместе с теми, кто их "санкционировал". Для начала это "искусство" предназначено для выражения протеста против традиционных ценностей. Это не ценность сама по себе - это вопль анархиста: " Долой культуру!". Это типичный элемент постмодернизма, который преследует цель разрушения смыслов. Вне зависимости от качества произведения, идет разрушение архитектуры как 3D+t искусства. Архитектура должна быть реализована в континууме из трехмерного пространства и времени. 2D полотна не могут быть элементами 3D+t континуума. Они взрывают континуумы. Они лишают их смысла. 2D полотна уместны в ИНтерьере только.
22.09.2017 в 22:17
Зачем так страну обижать? Нормальная страна, красивая. В любом государстве надо искать плюсы. Ну нету, скажем, посреди Беларуси Килиманджаро или моря, так их и в Праге нету, и в Берлине. В Беларуси есть красивые просторы, озёра очень красивые, западные городки и замки. И полно агроусадеб - можно ради природы туда ехать отдыхать.
Но если задаться целью найти не то, что искал, далеко и выходить не нужно. Автору можно посоветовать просто обернуться - батарея далека от живописности. Да и очки на лбу, как бы так помягче выразиться...
22.09.2017 в 22:19
Удивительно, но всё верно. Неужели это кто-то озвучил!
Только вот повышение зарплаты чиновникам вряд ли улучшит ситуацию.
22.09.2017 в 22:25
Что касается Культуры. Культура является мощнейшим инструментом для управления обществом. Культура работает через эмоции и по этой причине она на порядки (!) эффективнее информационной пропаганды . Мы должны строить свои национальные школы во всех направлениях искусства. Этот вопрос находится на уровне национальной безопасности. Он имеет ничуть не меньшее значение, нежели Запад-2017. Обе стороны - регулятор и "регулируемые" в одинаковой степени нуждаются в развитии и применении Культуры.
22.09.2017 в 22:30
Все правильно. Среда определяет сознание.
Депрессивные спальники могут воспитать бунтарей, но не гениев.
22.09.2017 в 22:33
Умница!
22.09.2017 в 22:40
Мы должны финансировать культуру. Мы ведь не заставляем военных переходить на окупаемость и приносить прибыль. Хотя могли бы утвердить им план гастролей по театрам мировых действий.

Культура - это конкретные профи. На первом шаге нужно искать профи. Вокруг этих профи нужно формировать школы. Проекты и результаты - второй шаг. Мировая культура стремительно мельчает. Мы имеем огромный потенциал на их фоне.

Я вижу достаточно сильное течение в российской среде по восстановлению действительно серьезной культуры. Не масс-поп, не элитарной, но культуры с потенциалом влияния на умы и сердца граждан. Не уверен, что она победит бабло, но она развивается.

Мы можем учиться у них, и мы имеем свою, не менее серьезную основу.
22.09.2017 в 22:48
asbestos_free,
Почему с таким интересным собеседником такое однобокое, коротенькое, поверхностное интервью. Неужели нельзя было копнуть немного глубже, задеть какие-либо частности. Видно же ,что человек неберазличный ,грамотный и готовый делиться. Пожалуйста, делайте больше таких материалов. Потому что одинаковые истории про БМВ Х5 и их продавцов уже поднадоели.
"JuicyEgorik":

Онлайнеру тоже нужно жить. На 20:00 эта статья -3407 просмотров, история про BMW X5 - 49725! Что смотрим, то и показывают
"asbestos_free":


Тема БМВ им, конечно, ближе, чем искусство. Где эта толпа комментаторов, умудряющихся уже через минуту после опубликования статьи написать свои умные мысли?
Упрощение, оглупление, отупление.
22.09.2017 в 23:03
Что касается Культуры. Культура является мощнейшим инструментом для управления обществом. Культура работает через эмоции и по этой причине она на порядки (!) эффективнее информационной пропаганды
"Garag2012":
Как всё сложно... Может, проще найти свою нишу, не оглядываясь ни на кого, и представлять её своим культурным пластом? Заодно на этом можно заработать. Итальянцы на пустом месте делают туристические кластеры, про каждый куст и булыжник легенды рассказывают! Чехи делают то же самое, ещё и под пиво. Чем испытывать какие-то мнимые комплексы, вполне можно свою среду развить.
22.09.2017 в 23:13
Как всё сложно... Может, проще найти свою нишу, не оглядываясь ни на кого, и представлять её своим культурным пластом? Заодно на этом можно заработать. Итальянцы на пустом месте делают туристические кластеры, про каждый куст и булыжник легенды рассказывают! Чехи делают то же самое, ещё и под пиво. Чем испытывать какие-то мнимые комплексы, вполне можно свою среду развить.
"DelphiN_":


Культура требует таланта и профессионализма в одном флаконе. Простых решений здесь нет. Культура исследует балансы между противоречивыми интересами.

Культура не разрабатывается, как уголь в пластах. Культуру нужно создавать - актуальную, непрерывно. Для внутреннего потребления в первую очередь. Она будет представлять интерес на экспорт как развитая и эффективная внутри и никак иначе.

Итальянцы не имеют актуальной культуры, увы. Они продают наследие предков. К культуре сии продажи я бы не относил. Культура торговли турпродуктом, например, у них ну очень сильно хромает.
22.09.2017 в 23:38
А камни раскрашенные чем ему не угодили?
Едешь по трассе -- бац! надпись на склоне "Берегите лес", вполне нормально и ярко на фоне зеленой травы. И забесплатно. А этот художник -- он же не поедет за 200 км безвозмездно на этом склоне свое произведение ваять? Или поедет?
"Dou91":


Раскрашенные валуны - это квинтэссенция китча. И в чём неприемлемость этого - я объяснить Вам не могу. Так же как не мог своим подчиненным объяснить, почему нельзя семки лузгать, идя по городу в униформе. Просто запрещал и наказывал за это.
22.09.2017 в 23:39
Культура не разрабатывается, как уголь в пластах. Культуру нужно создавать - актуальную, непрерывно. Для внутреннего потребления в первую очередь. Она будет представлять интерес на экспорт как развитая и эффективная внутри и никак иначе.

Итальянцы не имеют актуальной культуры, увы. Они продают наследие предков. К культуре сии продажи я бы не относил. Культура торговли турпродуктом, например, у них ну очень сильно хромает.
"Garag2012":
Съездите в Россию в город Мышкин. На пустом месте сделан туристический кластер - и музей Мыши, и музей водки (ну, куда ж России без него), и мини-зоопарк. Ну, и до кучи - сувениры и прочее. Есть что посмотреть хотя бы один раз. Так лет тридцать назад на этом месте был лысый берег и убогий уездный городишко...
Так что, было бы желание делать, а сделать можно хоть из ничего конфету.
Ну, а другая сторона медали - это постоянные разговоры о культуре, о том, что её нету, что хорошо бы, конечно же, чтобы она была... Как показывает мой опыт посещения городов и стран, подобные разговоры обычно разговорами и заканчиваются. Итальянцы продают свою историю. Ну, таки-в чём проблема? Вполне себе культурное наследие!
22.09.2017 в 23:41
Кстати, с мастаком согласен. Всё правильно говорит.
23.09.2017 в 3:46
Нас окружает, та - серая действительность, которую мы же сами и создаем в собственных головах. Большая часть населения думает, увы не о прекрасном и возвышенном, находясь в болоте тотального потребления и вещизма. Кстати, дорогой Онлайнер, тоже находится в этом болоте, постоянно подпитывая его же... НО! Что мешает Онлайнеру создать постоянную рубрику посвященную искусству? Внесите в серость потребительства луч света! Поделитесь с читателями интересными именами, талантами! У нас в стране огромное количество художников, скульпторов, актеров, музыкантов! Разве они живут в отдельном измерении? Покажите людям обратную сторону потребительского болота!
23.09.2017 в 7:46
*Художник протеста, революционер жанра* да уж. Художников- революционеров развелось-плюнуть некуда. Искусство проверяется временем, а херней страдать под видом самовыражения может каждый. Тищенко недоделанный
23.09.2017 в 9:37
*Художник протеста, революционер жанра* да уж. Художников- революционеров развелось-плюнуть некуда. Искусство проверяется временем, а херней страдать под видом самовыражения может каждый. Тищенко недоделанный
"V_T_B":

Как Вам не стыдно...
23.09.2017 в 9:38
Погуглил фото работ Селиханова. Молодец.
23.09.2017 в 10:45
Как раз визуально она богатая. Смотря на цены на недвижимость.. да в принципе смотря на цены на всё, неопытные туристы могут подумать, что здесь живут очень богатые люди. А на деле болото.
23.09.2017 в 10:53
Нас окружает, та - серая действительность, которую мы же сами и создаем в собственных головах.
"HEMI-72":
А что мешает изменить эмоциональный фон? Просто улыбнуться, например! Заходишь в магазин - сплошь хмурые рожи продавцов и кассиров. Выходишь - и уже солнце не такое яркое, трава серая,и вообще всё сереет.
23.09.2017 в 17:33
Есть совершенно среднего уровня фестивали вроде «Славянского базара» — это наш уровень масскультуры. Пускай это будет. Для этого есть своя публика.
Не надо! Народ и так спился!
"well.well":

Ну не знааю. Я вот - не пью. Так что не гребите всех с собой.
"Пурга":

Вы в меньшинстве, для многих людей вынести такую дичь как Славянский Базар без алкоголя нереально.
24.09.2017 в 2:02
Отличная статья, побольше бы таких, а не про всякие айфоны и бнв. Ждем интервью с Александром Шаппо, Владимиром Парфенком и т.п. из мира «не массовой культуры»!
24.09.2017 в 5:29
А камни раскрашенные чем ему не угодили?
Едешь по трассе -- бац! надпись на склоне "Берегите лес", вполне нормально и ярко на фоне зеленой травы. И забесплатно. А этот художник -- он же не поедет за 200 км безвозмездно на этом склоне свое произведение ваять? Или поедет?
"Dou91":


Раскрашенные валуны - это квинтэссенция китча. И в чём неприемлемость этого - я объяснить Вам не могу. Так же как не мог своим подчиненным объяснить, почему нельзя семки лузгать, идя по городу в униформе. Просто запрещал и наказывал за это.
"ASCHUKANETZ":

если не способны объяснить, так и не стоит вставлять законспектированные ранее слова да выражения здесь (согласитесь честно, что при попытке их написать самому у ворда не хватило бы красных чернил:) раз Вам *насунули* таких подчинённых - значит так командование оценивает Ваши способности и как следствие идите и учите где можно а где нельзя лузгать семечки. И поверьте, никто Вас не оскорбляет, не унижает итп. - просто ставят оценку. Каждому своё.
24.09.2017 в 10:19
В колхозе был ларек с пивом теперь секондхенд. Очередь сталала больше. Довели страну
24.09.2017 в 14:26
Но нет кино белорусского.

как минимум "люди на болоте" и "иди и смотри". Речь не просто о продукции белорусской студии, а о том, что в той или иной степени самобытно.