Лукашенко провел республиканский педсовет: о зарплатах учителей, репетиторстве, бумаготворчестве и интернете

 
21 167
24 августа 2017 в 12:44
Автор: Никита Мелкозеров
Автор: Никита Мелкозеров

Сегодня состоялось пленарное заседание республиканского педагогического совета, во время которого на тему образования высказался и президент страны, передает БЕЛТА. Новые учебники к сентябрю-2019, снятие нагрузки с учителей, комплектование детских садов и интернет, без которого многие уже не способны логически сформулировать мысль, выразить свое мнение, — в заявлениях Лукашенко.

О новых учебниках 

— Основа школьного обучения — хороший учебник. Это то, что во многом определяет качество знаний учащихся. Напоминаю, главное требование — содержание обучающего материала должно быть оптимальным по объему, информации и ее глубине. К 1 сентября 2019 года мы будем иметь новые учебники.

По моему требованию к написанию учебников, кроме академиков, крупных ученых, мы привлекли учителей-новаторов. Эффект потрясающий. А они ведь создавали учебники на основании преподавания этих предметов в школе. Как только это стало востребовано, они откликнулись и за короткий промежуток времени усовершенствовали многие учебники.

О задаче учителей

— В прошлом году министерство заверило: принят исчерпывающий перечень школьной документации, вопрос излишней нагрузки снят. Однако мне докладывают, что наши преподаватели по-прежнему жалуются на эту проблему. Хочу подчеркнуть, что главная задача учителя — учить и воспитывать детей, а не заниматься бумаготворчеством.

Давайте окончательно поставим точку в этом вопросе. Я намекаю на то, что тот хлам, который раньше шел в школы, разные отписки — это никому не надо. Дело даже не в излишней нагрузке для учителя. Дело в унижении самого учителя, которому приходится делать ненужные вещи. Если бы это нужно было, другой вопрос. Но человеку делать ненужную работу — это унижение, это жуткая нагрузка, это то, чего мы допустить ни в коем случае не можем.

О правилах приема в вузы

— Требует дальнейшего совершенствования система поступления в вузы. Она должна предоставить абитуриенту возможность продемонстрировать не только определенный набор знаний по предмету, но и способность логически рассуждать, делать выводы и творчески мыслить. Предупреждаю, что корректировка правил приема и информирование общественности об изменениях должны происходить заблаговременно.

О системе повышения квалификации педагогов 

— Она должна быть более гибкой, способной оперативно реагировать на запросы с учетом новейших достижений науки и практики. Мы уже договаривались, что переподготовка — это не месяц, два, когда учитель топчется где-то в институте повышения квалификации. Чем мы с вами тогда там занимались, мы знаем: сколько уходило на повышение квалификации, а сколько на шопинги и болтание по областным центрам и столице. Мы договорились, что неделю, максимум десять дней учитель должен повышать свою квалификацию.

О молодежных организациях

— Сложилось впечатление, что в последнее время наши идеологические помощники — молодежные организации, общественные — увлеклись флешмобами, пиар-акциями и другими показушными мероприятиями. Это тоже, наверное, нужно, это современно. Они, видимо, забыли, что их главная задача — это ежедневная кропотливая работа с молодежью.

О базовом профиле вузов 

— Следует сократить количество специальностей, которые не являются профильными для вуза. Сегодня у нас практически каждый вуз выпускает сотни специалистов самого широкого профиля — юристов, экономистов, политологов. А потом они безуспешно ищут работу по специальности и винят в своей невостребованности государство. Видимо, пора вернуться к определению базового профиля для каждого вуза.

О структуре профобразования

— Считаю, что правительством не приняты должные меры для оптимизации структуры подготовки кадров по уровням профессионального образования и под потребности экономики. Не выстроена соответствующим образом и профориентационная работа с молодежью.

О дифференцировании оплаты труда в образовании 

— Я вам откровенно скажу: учитель учителю рознь. Вы это знаете не хуже меня. Тогда почему мы создали уравниловку и учителя у нас заработную плату практически все получают одинаковую?

Если молодой человек, придя из вуза, преподает не хуже, чем отстоявший 25 лет у станка учитель-преподаватель, почему мы ему платим копейки? Нужно определить критерии, по которым мы должны платить зарплату учителю-новатору, преподавателю — грамотному, толковому, современному, который овладел всем необходимым для преподавания.

О готовом наборе знаний

— Сегодня зачастую школьников и студентов учат пользоваться лишь готовым набором знаний. Учащиеся перестают анализировать, размышлять. Без интернета многие уже не способны логически сформулировать мысль, выразить свое мнение. Как следствие, с одной стороны, мы видим нехватку профессионалов, с другой — недовольство работодателя сотрудниками. Такой подход в образовании неприемлем.

В современной информационной среде растет так называемое поколение Сети. Для молодых людей интернет — это среда обитания. Они не видят себя без электронных устройств. Абсолютно согласен: эти устройства нужны, интересны, полезны. Но еще важнее научить людей думать.

О репетиторстве 

— Дошло до того, что услугами репетитора пользуются даже в начальной школе, не говоря о подготовке к поступлению в вузы. А если и появляются новые методики, то они ориентированы на финальную подготовку выпускников, или, как говорят в народе, на натаскивание школьников к сдаче централизованного тестирования

Многие меня за это критиковали, когда я говорил, что школьная программа должна быть школьной, не вузовской. Должна быть возможность ее освоения без всякого натаскивания. Централизованные тесты должны соответствовать школьной программе.

К будущему году, к 1 сентября 2018 года, все тесты будут доработаны и приведены в соответствие со школьной программой. Этот процесс должен быть закончен с учетом опыта поступления в вузы в этом году.

О дошкольном образовании

Лукашенко отметил, что в комплексе белорусское дошкольное образование не имеет аналогов в мире: оно в основном бесплатное, все имеют равный доступ к нему, государство ко всем относится одинаково.

— Нигде в мире такого нет: во-первых, надо заплатить приличную сумму, во-вторых, элитные дети — в элитных учреждениях, и так далее. Поэтому в комплексе наше дошкольное образование лучшее в мире. И это не голословное заявление.

О зарплатах учителей

Лукашенко отметил, что есть в стране и хорошие учебные заведения, где педагоги получают достойную зарплату. Но во многих организациях все совершенно наоборот.

— Этот вопрос должен быть снят. Я ведь не говорю о размерах, потому что не знаю, какой будет размер. Но должна быть такая зарплата, чтобы вам, зная объем работы, который вы выполняете, стыдно было бы ставить вопрос о повышении зарплаты. Конечно, каждому хочется, в том числе и любому учителю, чтобы было больше. Но это будет связано с развитием экономики.

Детские столы и парты в каталоге Onliner.by

Читайте также: