Показ дизайнера Алехандро Паломо на Нью-Йоркской неделе моды, когда на подиум вышли мужчины в женских платьях, корсетах и чулках, не смог оставить нас равнодушными и вдохновил на сегодняшнее интервью. С минским психологом, семейным терапевтом Мариной Василевской Onliner.by завел разговор о предмете довольно простом, материальном — одежде, которую выбирают белорусы. Начав с беседы о банальном куске ткани, мы закончили вещами более серьезными и даже экзистенциальными: почему мужчины полюбили свои модно подстриженные бороды больше, чем окружающих людей; что мы теряем в погоне за трендами и куда движется наше общество потребления.
— Что такое одежда с психологической точки зрения? Просто кусок ткани или нечто большее?
— Одежда — часть информации о человеке, которую каждый из нас стремится сообщить окружающим. Своего рода зашифрованное послание о том, как человек хочет, чтобы его видели, воспринимали, «предложение» относиться к нему определенным образом. Но здесь акцент на слове «зашифрованное», потому что когда мы создаем это послание, то пользуемся своими сугубо индивидуальными установками, прошлыми впечатлениями и ассоциациями. Не всегда однозначно можно сразу это понять, сперва нужно узнать что-то о человеке.
— Вы уделяете внимание тому, как одет ваш клиент во время терапевтического сеанса? Можете считывать какие-нибудь «знаки»?
— Да, предлагаемый внешний образ, одежда в том числе, — это ценный материал для психолога. Ведь на первых порах клиент в кабинете психотерапевта говорит то, что находится в зоне его сознания, контролируется разумом. На самом деле намного больше лежит в области так называемого бессознательного — того, что сам человек не осознает, блокирует. Вот это и пытается «услышать» и расшифровать психолог. И то, что человек «говорит» своим внешним видом, — ценная информация.
Только не спрашивайте о каких-то конкретных деталях. Повторяю, это достаточно индивидуально. Сначала ты получаешь, образно говоря, код к расшифровке, и только после соприкосновения с индивидуальной историей человека можно этим кодом воспользоваться.
Но могу все же поделиться одним признаком, который в большинстве случаев расшифровывается однозначно: когда в одежде предпочитают исключительно черный цвет. Так человек провозглашает свой внутренний протест, он заряжен большой дозой нигилизма. Что-то внутри себя и вовне, в своей реальности, он категорично не принимает. Хотя представляю, какую волну возмущения я сейчас могу поднять у тех любителей черного, кто нас читает [улыбается. — Прим. Onliner.by]. Разум всегда представит логичное объяснение вроде того, что «черный — это универсальный цвет». Да, универсальный, все верно, только если это вдруг не стало относиться к 80% вашего гардероба.
— Есть ли связь между манерой одеваться и глубинными личностными характеристиками?
— Да, есть. Точнее, была бы, если б люди настолько не утратили связь со своей внутренней природой и слышали истинный импульс к выбору одежды.
Современный человек же сейчас мало что сам выбирает. Он пользуется подсовываемыми готовыми шаблонами — как в стиле одежды, так и в стиле жизни и мышления. А бьюти- и фешен-индустрия стараются на полную катушку. Не успеет человек прислушаться к своему внутреннему голосу о том, как он хочет выглядеть, а ему уже предлагают готовые варианты с пометкой «и будет тебе счастье».
Например, в психологии есть такое учение — об архетипах в личности человека. Оно говорит, что от природы в каждом из нас заложен комплекс качеств и характеристик, которые будут проявляться в определенном поведении, в том числе в предпочтениях к определенному внешнему образу.
К примеру, женщина с сильным архетипом Матери точно будет одеваться иначе, чем та, у которой доминирует архетип Амазонки. Или, скажем, мужчина с архетипом Воина никогда не предпочтет «костюм» Ремесленника.
Но, повторяю, только если эти люди будут иметь связь со своей внутренней природой. Чаще всего и женщины, и мужчины в нашей стране одеваются в пределах «трендов». Ведь для женщин установка «модно одетая = привлекательная и успешная» вживляется в подкорку еще в детстве. Мужчины же делятся на тех, за кого жены выбирают одежду, и тех, кто, подобно представительницам слабого пола, следует за провозглашенным курсом «модно = престижно».
— Что вы думаете об откровенно женоподобной моде — платьях на мужчинах во время показов и подобном? Что это означает для общества в целом?
— Да, с обществом определенно что-то происходит. Мужчины тяготеют к более феминной модели поведения — пассивной и зависимой. В том числе к внешнему образу, который можно назвать женоподобным.
Психологи говорят о том, что в современном мире утрачены традиции «инициирующих мужских процедур», делающих из юноши мужчину. Пассивное участие мужчины-отца в деле воспитания мальчика-сына сыграло свою роль. Из поколения в поколение мальчики не видят, не получают того образца истинно мужского поведения, которое было бы для них ориентиром. Все больше стираются традиционные нормы и представления о том, кто такой мужчина, кто такая женщина. Это мы наглядно видим в изменении модных тенденций.
Люди из фешен-индустрии говорят о том, что доминирование в среде самых авторитетных кутюрье мужчин с нетрадиционной сексуальной ориентацией делает свое дело. Кутюрье креативят, мощные маркетинговые стратегии продают.
Еще мне многое объясняет в плане происходящих процессов результат известного глобального эксперимента «Вселенная 25», который в 70-х годах провел американец Джон Кэлхун. Это был удивительный опыт с мышами, хотя в итоге Кэлхун предсказал будущее для всего человеческого общества.
Для мышей построили куб размером 2 на 2 метра и создали в нем идеальные, «райские» условия: постоянно подаваемая еда и вода, материал для строительства гнезд, комфортная температура. Первоначально запустили четыре пары грызунов, все было отлично, и они стали усиленно размножаться. Это был первый период — фазы А и В.
Затем ученые стали наблюдать такой феномен: из-за хороших условий продолжительность жизни особей стала намного превышать репродуктивный возраст. В мышином раю с уже установившейся иерархией и социальной жизнью началась перенаселенность. Молодым самцам стало все сложнее занимать свое место в иерархии мышиного общества. И у самцов третьей фазы С стали наблюдать депрессию, они психологически ломались. «Отверженные» самцы меньше проявляли агрессию, не желали защищать своих беременных «женщин» и исполнять любые социальные роли. А мышиные самки в результате растущей пассивности самцов стали нервными, отличались агрессивностью, в том числе по отношению к своим детенышам.
И вот появилось поколение фазы D, получившее название «красивые». К ним относили самцов, демонстрирующих нехарактерное для вида поведение, отказывающихся драться и бороться за самок и территорию, не проявляющих никакого желания спариваться, склонных к пассивному стилю жизни. «Красивые» только ели, пили, спали и очищали свою шкурку, избегая конфликтов и выполнения любых социальных функций. Процветали гомосексуализм и необъяснимое девиантное поведение. Самки этого поколения были агрессивны, уходили сразу жить на верхние этажи. Они отказывались размножаться и растить потомство.
В итоге пришло время, когда количество беременностей стало равно нулю. Закончился эксперимент через 1780 дней естественной смертью последней мыши.
На мой взгляд, общество на современном этапе развития удивительным образом похоже на то, что описывают ученые в эксперименте «Вселенная 25». Особенно в части смешения половых ролей: мужчины стали «красивыми» — нарциссизм и самолюбование наряду с отказом от «сложных поведенческих моделей»; а женщины превратились в самок-одиночек — автономных и агрессивных. И те и другие перестали проявлять интерес к спариванию и рождению потомства.
— Вы согласны, что современная мода диктует женщине стиль одежды а-ля «универсальный солдат»? О чем это говорит?
— Я думаю так: не высокая мода haute couture диктует этот стиль. Наверное, по мотивам подиумных коллекций масс-маркет создает в огромных объемах то, что выглядит на женщинах как принадлежащее бесполому существу. И да, внешне образ похож скорее на преодолевающего трудности борца или старающегося марафонца, чем на прекрасную розу.
Спрос рождает предложение, как известно. Женщины это выбирают, они голосуют своим рублем за мрачные «универсальные» цвета и покрои в стиле унисекс.
Что это значит? А то, что женщина предпочитает одежду более подходящую и удобную для того стиля жизни, который она выбрала, — вечно спешащая, напряженная, перегруженная множеством дел труженица, забывшая о кокетливых платьях, каблуках и прочих «женских штучках». Или, допустим, расслабленная в свободе выбора, живущая по принципу удовольствия женщина. Выбирающая себе одежду, в которой комфортно, а это тоже означает минимум напряжения по части «наряжаться и прихорашиваться». Максимум — если на торжество, но не в повседневной жизни.
Поэтому — джинсы, бесформенные крои, безликий трикотаж универсальных цветов, а-ля спортивная обувь. Удобно, кто бы спорил! Но и правда, как будто марширует толпа одинаковых женщин-солдаток. Вот только куда?..
СМИ искусно влияют на массовое сознание и предлагают образцы, модели и сценарии, которые сегодняшние девочки впитывают как губки. Сценарии современного общества потребления заставляют потреблять больше, «выше и сильнее». Следовательно, нужно зарабатывать еще и еще. Поэтому модель женского поведения в массовом сознании — это женщина, которая успешна в карьере. А еще лучше, успешная везде — и в карьере, и в семье, и еще в десяти местах. Поэтому такая одежда — чтобы было универсально и удобно.
— Что ж, уже и джинсы женщине нельзя надеть, а мужчине — майку с цветным принтом?
— Я против категоричности. Не надо шарахаться по полюсам — либо черное, либо белое. Есть разная одежда, для разных настроений и целей. Просто из женского гардероба исчезли юбки и платья, вековыми традициями предназначенные для привлечения противоположного пола. Вы знаете, что на бессознательном уровне мужское внимание автоматически задерживается на силуэте «песочные часы» — когда очерчена грудь и подчеркнута талия? Так мозг самца интуитивно определяет самку для продолжения рода. Внимание мужчины активизируется, когда он видит на женщине расцветки живой природы, особенно похожие на цветы или бабочек.
А девичья походка в обуви на каблуке бессознательно воспринимается мужчиной как движение «убегающей» добычи.
Увы, все это нынче не в тренде. Под привлекательным образом женщины скорее понимают агрессивно-сексуальный, откровенно соблазняющий «лук».
И почему бы мужчинам не одеваться веселее и нестандартнее, хорошо же?! А в итоге выходит, что у некоторых мужчин отношения с собственной обувью, стильно подстриженными волосами и бородой более тесные, чем с живыми людьми.
Есть такая китайская мудрость: «Вещи для того, чтобы ими пользоваться, а любить надо людей». У современного человека как-то все наоборот. Одежду и детали своего стиля «любят». А людьми пользуются.
— В конце концов, является ли таким уж важным противопоставление «мужское — женское»? Ведь женщина может быть целеустремленной (якобы не по-женски), а мужчина — нежным (якобы не по-мужски), и живут себе счастливо…
— На первый взгляд, да, ничего такого. Каждый выбирает то, что ему по душе. Что может быть лучше? В разумных пределах это и правда очень уместно. Но ведь когда человек мог соблюдать золотую середину? Если так хорошо, то почему бы немного не увеличить дозу, а потом еще чуть-чуть...
Динамика развития современного общества уже хорошо показывает результат такого человеческого поведения. По факту коренное население высокоразвитых стран вымирает, потому что у них элементарно смертность превышает рождаемость. Женщины предпочитают интересную жизнь вне дома, с большой долей личной автономности. Мужчины проживают жизнь в вечной юношеской позиции, тоже исходя из принципа комфорта и удовольствия, не стремясь особо совершать Поступки с большой буквы.
Социологи уже констатировали, что сейчас в Америке и высокоразвитой Европе людей, живущих в одиночестве или без детей, больше, чем пар с детьми. При этом главная проблема там — дискомфортное чувство одиночества.
Психологи диагностируют небывалое количество психических расстройств, неврозов и зависимостей у современного человека. И парадоксальное ощущение у всех людей, живущих во времена без войн, голода и нужды, что «чего-то постоянного не хватает».
И как тут не вспомнить, чем все закончилось у мышей, живущих «в раю». Они прекратили свое существование, просто перестав размножаться, потеряв инстинкт влечения к особям противоположного пола, к продолжению рода.
По моему мнению, многие ключи к современным проблемам человека лежат в сфере возвращения Homo sapiens его природосообразных гендерных ролей со всеми присущими его полу функциями.
Косметика по уходу за волосами (и бородой) в каталоге Onliner.by
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by