Было смешно и неудобно. В какой-то момент на официальном сайте «Динамо» появилась неожиданная просьба дать попользоваться 3G-модемом. Типа надо провести интернет-трансляцию матча, а возможности нет. Вот такое безденежье… Примерно через год оно волшебным образом закончилось. Хайпа ради обеспеченные футболисты на камеру клубного фотографа отпраздновали день рождения «Триджика». И вообще, в Бресте многое изменилось. Друг детства Лионеля Месси, плюшки от Audi, пресс-атташе с короной «Мисс Беларусь», детская академия и чартерные рейсы — Onliner.by побывал в городе над Бугом, чтобы живописать попытку взрастить доходный бизнес на не самой плодородной почве отечественного футбола.
В Бресте вспоминать про это не любят, но история динамовского проекта началась в Бобруйске. Главные роли отводились тамошнему клубу «Белшина» и деньгам компании «Сохра Групп». «Белшина» — некогда чемпион РБ по футболу. «Сохра Групп» — группа компаний по распространению продукции тяжелой промышленности, транспорта и строительной индустрии в страны Ближнего Востока и Северной Африки.
Было много планов и амбиций. Клубу купили с десяток крепких футболистов и пару комплектов «шлюбной» формы Puma для великих свершений. В итоге все пошло не так, и подвигов не случилось. Стороны не стали оформлять отношения. Крепкие футболисты уехали по новым адресам (в основном в Брест), взятые им на замену не особо крепкие быстренько вылетели из высшей лиги. «Шлюбная» форма Puma стала напоминанием о провале проекта.
Благо «Сохра Групп» (теперь уже ее дубайское представительство «Сохра Оверсиз») настойчиво продолжила искать вход в белорусский футбол. Тогда на горизонте и показался южный красавец Брест. Что касается футбола, в этом городе плюс-минус всегда было все, кроме счастья (финансового): эмоциональные болельщики, плодовитые на таланты детские школы, инфраструктура и приятный климат с высокой ртутью в градуснике.
Брестское безденежье было плодовитым на новостные поводы и мемы. Игроки основного состава разгружали вагоны, чтобы хоть как-то протянуть. Фанаты команды скидывались им денежкой на второй комплект формы. А руководители серьезно подумывали о том, чтобы закрыть долги, продав здание клубного офиса на аукционе.
Здание, к слову, строили еще «за польскім часам». Это историко-культурная ценность. По крайней мере так написано на специальной табличке. После появления арабских денег здесь орудуют администраторы, водители и другие полезные люди. Тут же находится стоянка клубного автотранспорта. Теперь с этим делом стало побогаче.
— Недавно мы приобрели три автобуса, они живут на стоянке возле старого офиса. Не суперновые, без кожи-рожи и золотых унитазов, но их довольно симпатично брендировали в едином стиле, — говорит, сидя в минском офисе, улыбчивый директор по развитию клуба Виктор Радьков. Теперь их у «Динамо» аж три (не Радьковых — офиса): два в Бресте и один в столице.
— В октябре мы открыли минский офис. Это не понт, а чисто практический момент, — объясняет Радьков. — Во-первых, облегчается взаимодействие с федерацией футбола. Их офис находится в конце проспекта, наш — в начале. Проще общаться со спонсорами и рекламодателями. Решается вопрос по представительским функциям — здесь проходят переговоры с агентами и футболистами, презентации и пресс-конференции. Ну и, естественно, тут работают наши менеджеры.
Чтобы с толком обслужить большие деньги, вложенные в «Динамо», в клуб позвали новую команду менеджеров. Разумеется, на первых порах в Бресте на них глядели с плохо скрываемым подозрением. В разговорах о перспективах новой команды было много сомнений и уже нарицательного слова «Белшина».
Понижения уровня недоверия пришлось ждать до конца мая нынешнего года. Тогда проект добился своего первого большого успеха — победы в Кубке Беларуси, который дает право выступать в Лиге Европы. Событие отмечалось с размахом и медийным шумом. По такому случаю выписали двухэтажный автобус с открытой крышей и устроили зеленый коридор на центральной улице Бреста. Получилось очень по-европейски.
Понятно, что вместе с болельщиками в новый проект не хотели верить и потенциальные спонсоры.
— В прошлом августе-сентябре ходили на переговоры, и это было ну очень тяжело. В нынешнем году вроде тоже тяжело, но на ступеньку-две мы продвинулись, — говорит коммерческий директор «Динамо» Максим Краснобаев. — Да, нам отказывали в прошлом году, некоторые отказывают нам и в этом, но это нормальный процесс. Тем более люди уже знают, что такое «Динамо» из Бреста и чем мы можем быть им полезны.
И тем не менее новая команда менеджеров практически сразу привлекла в Брест компанию Audi. Большой бренд возник на груди игроков благодаря личным контактам. Все понимают: то был аванс. Серьезный спонсор тогдашнее «Динамо» хотеть не мог по определению. Провинциальный футбольный клуб из низов турнирной таблицы чемпионата Беларуси — звучит совершенно не возбуждающе, скучно, аж скулы сводит.
— Контракт с Audi подписывали до конца прошлого года, — отмечает Краснобаев. — Потом продлили еще на год. Audi хочет популяризировать бренд в регионе, в котором у них нет представительства. Как-то я выцепил твит в ленте: «Взял жене Audi, поддержал родной клуб». То есть появляется лояльная аудитория. Это выгода компании. Наши плюшки — это, естественно, имидж. Бренд международный — на него и спонсоры реагируют чуть лучше. Плюс были выданы две машины на клуб — белые A4 с логотипом. Их можно часто видеть в Минске и Бресте.
Идеальная ситуация — когда клубу платят за такое партнерство. Это как у «Манчестер Юнайтед» с Chevrolet. Но белорусский футбол не такое сладкое место, чтобы выпендриваться и требовать денег от больших корпораций: аудитория мизерная.
— Мы были на стажировках в Вольфсбурге и Турине. У одних на груди красуется Volkswagen, у других — Jeep. Формы взаимодействия разные. «Вольфсбург» — заводская, по сути, команда. Если производитель китайских шин хочет сотрудничать с заводом, то вписывается и в помощь клубу. Это бизнес попроще. Партнеры завода — партнеры клуба.
Ситуация с «Ювентусом» и Jeep поинтереснее. Согласно условиям контракта, всем менеджерам предъявляется обязательное требование в рабочее время ездить на Jeep. Бедные… Компания платит клубу деньги — что-то в районе €20 млн в год. Это хороший пример, до которого Беларуси еще долго-долго.
— Объемы рекламных средств в стране не самые большие. В футболе — еще меньшие. Для примера: во всей Беларуси Volkswagen покупается меньше, чем в одном Мюнхене. Отсюда и бюджет на рекламу, — заключает коммерческий директор.
14 апреля в Бресте открылся фан-шоп. Там продают клубные майки и прочий мерч. В углу сидит попугай, который успешно прячется от камеры и имитирует звук магнитной рамки. В помещении неожиданно появляется левоногий защитник команды Максим Витус с повышенным содержанием геля в прическе.
Макс — парень рассудительный. Говорит, поутру ходит сдавать ЦТ по русскому языку. Мол, жизнь футболиста не самая стабильная штука, надо подстраховаться нормальным образованием.
— В плане бизнеса я тяжелый вариант и не очень вписываюсь в концепцию, — говорит 28-летний футболист. — Наши менеджеры берут молодых испанцев из хороших академий на продажу. Да, есть испанцы, есть французы, африканцы. За счет еврокубков и большого количества товарищеских игр с иностранными командами игроков надо раскрутить и продать, нормально заработав. Понятно, что изначально ставилась серьезная задача по Кубку. Отчасти меня и других не супермолодых белорусов ради достижения этой цели и брали.
Грубо говоря, брестский план простой. Формулируется он следующим образом. Купили сильных иностранных и не иностранных футболистов, чтобы их продать. Хотят вырастить игроков в своей академии, чтобы их тоже продать. Метят в еврокубки, чтобы получить деньги от UEFA (Союз европейских футбольных ассоциаций). А UEFA — организация могущественная и богатая, как католическая церковь. Хотят собирать стадион, чтобы зарабатывать с билетов.
— «Динамо-Брест» образца 2021 года — это участник Лиги чемпионов как минимум. Однозначно участник еврокубков, — говорит Краснобаев. — Это пул партнеров и спонсоров по европейскому образцу (пусть в Беларуси и другие цифры). Это своя академия, это база, это продажи игроков из нашего чемпионата не для галочки. Это армия болельщиков на Брестчине и отчасти в других регионах.
Вместе с Витусом вести «Динамо» в светлое будущее выписан аргентинец Леандро Торрес. Он, к слову, полгода побегал в «шлюбной» форме за «Белшину». Южноамериканец, который учился футболу в одной команде с Лионелем Месси, пришел в клубный магазин, чтобы переподписать контракт. Ввиду того, что компактный (168 сантиметров роста) полузащитник является не только кумиром брестской молодежи, но и одним из главных «моторов» команды, менеджеры заботливо улучшили ему условия.
— Если говорить о зарплатах, мы стараемся придерживаться разумных среднерыночных значений, — отмечает Краснобаев. — Это касается и персонала, и футболистов. Безусловно, в Беларуси есть ряд клубов, в которых средние зарплаты выше, чем в нашем. Когда в РБ было жирно, встречались оклады и по $15 тыс. Сейчас такое может позволить себе один клуб. В широком диапазоне зарплаты по лиге — $3—7 тыс. В нашем клубе самые высокие зарплаты — у Торреса и Чиди. Остальные получают меньше.
При этом разговаривать о подписании контракта сложнее, по словам директора, с белорусами. Особенно с теми, которые работали в жирные годы. Слишком хорошая у них память и слишком плохое понимание нынешней экономической ситуации.
Того же Торреса не пришлось долго уговаривать на продление контракта. И вообще, аргентинцу в Бресте все нравится. После победы в Кубке он даже сделал себе тематическое тату.
Чтобы спонсоры имели представление о том, кому они дают свои кровные деньги, надо создавать вокруг клуба шум. С этой миссией в Бресте справляются. Упомянутый день рождения «Триджика», YouTube-заигрывание с легендой «Манчестер Юнайтед» Эриком Кантона, в конце концов, пресс-секретарь с короной «Мисс Беларусь».
Но самая показательная история случилась по зиме. В Германии живет нападающий по имени Кевин и по фамилии Кураньи. Не Криштиану Роналду, но футболист известный. Когда-то играл с Александром Глебом в «Штутгарте», выступал за сборную Германии, становился лучшим игроком в современной истории московского «Динамо». И так случилось, что на официальном сайте брестского клуба появилась информация: дескать, столь уважаемый человек тренируется с первой командой. Информация была сухой и предусмотрительно не раскрывала перспектив.
— Обоюдоудобный момент, — вспоминает Радьков. — Кевин не подписался ни в одном клубе. Известный всем по кейсу Александра Глеба агент Николай Шпилевский при встрече предложил: «Есть идея пригласить Кураньи. Он мой друг. С удовольствием приедет на ваши сборы в Турцию».
В Бресте согласились: мол, потрясающее мероприятие и с точки зрения тимбилдинга, и с точки зрения маркетинга.
— Плюс он сомневался, заканчивать карьеру или нет. Мы были готовы предоставить возможность практики. Несколько матчей с учетом Кубка он бы мог отыграть. Подготовили нормальный фото- и видеоконтент, объяснили ситуацию. Но люди выцепили то, что им интересно. В итоге в какой-то момент я открыл Lenta.ru и прочитал: «Кураньи находится в Бресте и подписал контракт». Учитывая аудиторию ресурса, естественно, началась истерия. Пошла волна, которая накрыла игрока со стороны Италии и Германии. Звонили журналисты, спрашивали, что происходит.
Кураньи в итоге не подписал контракт с «Динамо» и спокойно завершил профессиональную карьеру. Брестчанам его приглашение стоило оплаты номера в гостинице и предоставленной экипировки. Взамен же получился качественный международный хайп.
— Хорошая история о том, как продвинуть свой бренд. Охват в Европе составил 14 млн, в России — не менее 2 млн. Если бы подписали Кевина, пошумели бы еще. Хотя мы и без того стали самым медийным клубом страны. Наши соцсети абсолютно конвертабельны. Мы даем сообщения в соцсетях, и этого хватает, чтобы собрать аудиторию минимум в 1000 человек без дополнительной рекламы. На матчах с БАТЭ аудитория составила 9200 и 9100 зрителей — и это в апрельские дождливые вечера. Наш фан-шоп не успевает покрывать запросы населения. Люди оделись в одинаковые цвета, покупают кружки с изображениями футболистов.
Промежуточная средняя посещаемость домашних матчей брестского «Динамо» — 5474 зрителя.
— Посещаемость ниже 4000 у нас будет, только если мы проиграем битву даче и шашлыку. Нормальный процесс, тем более начался travel season. Но люди в городе уже привыкли приходить на стадион как минимум за активностью. За счет активаций в гостевой зоне каждый наш матч превращается в мини-фестиваль. Задача на нынешний год — выйти на среднюю посещаемость в 7000 человек. И мы ее достигнем.
Сообщение на воротах клубной базы в Красном Дворе бессовестно врет. Охранник Боня — не самая злая собака Брестской области. Напротив, она очень даже милая и застенчивая. Настолько, что стесняется фотографа.
Черно-белая дворняга подбирается вплотную к тренировочному полю и благоговейно смотрит, как легенда клуба Роман Николаевич Василюк душевно «пыром» расстреливает вратаря-дублера.
Все происходит на одном из трех здешних полей. Планируется, что скоро появится четвертое. Деньги позволяют. Вообще, бюджет брестского «Динамо» — $3,3 млн. Загадочный, как любой белорусский человек, который работает с большими деньгами, Краснобаев использует оборот «близкие к реальности цифры». Пятая их часть уходит на недавно созданную академию (это вложение в будущее). Все остальное — условно взрослая команда: персонал (больше сотни человек с учетом футболистов), реклама, проведение футболов.
— На продвижение уходит примерно двадцатая часть бюджета — это порядка $150 тыс. Тяжело сказать относительно других клубов, но в Беларуси больше никто, кажется, так не вкладывается.
Проведение матча на «Брестском» стоит порядка $2 тыс. Эти деньги отбиваются, даже есть заработок — может, сопоставимый с затратами. Все же на матчах работает выездная палатка фан-шопа. Магазин, к слову, стабильно зарабатывает с момента открытия. Заработок составляет примерно $2 тыс. в месяц.
Менеджер говорит, что главная клубная потребность на данный момент — время.
— Допустим, футбольная академия «Динамо-Брест» — очень долгоиграющий проект. Много лет туда придется только закидывать. Очередей за футболистами из белорусской высшей лиги нет. А продавать для галочки — это не дело. Трансфер уровня Павла Нехайчика, когда его продали из БАТЭ в московское «Динамо» за €2,8 млн, — вот к чему мы стремимся.
Математика по еврокубкам, в которые так хочется Бресту, простая. Сейчас «Динамо» является участником Лиги Европы. Путь начинается со второго раунда — это автоматическая выплата в размере €225 тыс. За участие в третьем отборочном раунде полагается €235 тыс., за выход в раунд плей-офф — €245 тыс. (только выбывшие клубы), за попадание в групповой этап — €2,6 млн.
— Минус траты на проживание и перелеты. Берем делегацию в 35 человек. Если лететь чартером — 40 тыс., рейсовым — 10—12. Разместить всех — тысячи 3. При этом надо понимать, что выход в группу Лиги чемпионов (главный клубный турнир Европы) — это €12 млн. А €12 млн — это три-четыре сезона жизни белорусского клуба.
За год существования в проект вложено примерно $3,3 млн. Это не только большие для отечественного футбола деньги и гарант спокойствия для брестских болельщиков: мол, инвестор пришел надолго, обманывать не планирует.
— Многие применяют к бизнесу ментальность челноков из девяностых, — рассуждает Краснобаев. — Если не делаешь 200%, значит, все плохо. А наш проект долгосрочный. Все в Европе привыкли, что 5—10% годовой прибыли — это отлично. Но в наш футбол пока надо только вкладывать. Благо с терпением у нас все нормально.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by