В большинстве случаев мы говорим об обонянии как о физиологической характеристике. Но сегодня речь пойдет о способности «расшифровывать» и чувствовать по запаху состояние человека, огородить себя ароматом от внешнего мира или, наоборот, выбором парфюма показать всем свое место и цели в жизни. Знакомьтесь с новым понятием — создание ольфакторного имиджа.
Ольга Александр — специалист в области тонкой биохимии, ольфакторной нейропсиходиагностики и терапии. С 2008 года руководит научно-исследовательской лабораторией в Люксембурге и изучает влияние запаха на эмоционально-волевую сферу человека. Совладелица галереи артистической парфюмерии Parfum d’Ambre в Брюсселе, консультант и преподаватель Высшей школы парфюмеров Парижа. Уверена, что артистическая парфюмерия может пробудить в человеке глубокие и яркие чувства, а парфюмерный масс-маркет слишком примитивен, чтобы всерьез увлекаться им.
В Беларуси Ольга проводит гуманитарный проект «Парфюм Ангела» — ольфакторная терапия в психологической работе с детьми с неизлечимыми заболеваниями и онкобольными.
— В Минске вы провели мастер-класс на тему ольфакторного делового этикета, рассказали о запахах, которые помогут карьерному росту или успеху в переговорах. Вы думаете, что данная тема доступна и интересна в Беларуси?
— Согласна, пока рано, для большой части людей это покажется поверхностным и неважным. Если брать во внимание исторический фактор, то духи являлись знаком статусности и принадлежности к высокому социальному классу и отражением личности. К сожалению, у нас парфюм чаще всего рассматривают как средство гигиены или в лучшем случае обольщения. Кстати, гендерный парфюм — относительно новая тема, которая появилась после Первой мировой войны. Император Александр III пользовался духами с яркой нотой фиалки. В арабских странах мужчина до сих пор может пахнуть ароматом розы и чувствовать себя респектабельно.
В Советском Союзе были парфюмерные традиции и неплохие формулы, но они наследные скорее. Например, духи «Красная Москва» — эта формула была создана для особы царской семьи Романовых. Замечательный шипровый аромат с шармом и своей эпохой. Но в целом выбор был ограничен. Связано это с культурной ольфакторной традицией или ограниченным выбором парфюмерных ингредиентов — об этом было бы интересно поспорить с парфюмерными критиками.
— Что представляла белорусская парфюмерная культура? Она была вообще?
— Не такая глубокая, как в Египте, Греции, Японии или Франции, но была, конечно. Ритуал бань и веники — это тоже парфюмирование. Сухие венки в волосах, пакетики с травами в одежде — это тоже культура.
— Но если говорить об обонянии, то это орган и способность, которую можно развить. У некоторых людей есть предрасположенность и повышенная чувствительность.
Я сама — обычный человек с заурядным обонянием. Когда приехала во Францию, то с трудом понимала вкус французского вина. Но по мере накопления опыта формируется база данных, и я на сегодняшний момент прекрасно определяю «букет». Ведь наша вкусовая способность состоит на 80% от возможности различать запахи. Еще в утробе матери, на 5-м месяце малыш начинает формировать свою библиотеку запахов.
— Сколько запахов может запомнить или распознать человек?
— До 1 миллиона ольфакторных субстанций. Мы чувствуем запахи везде. И если начать обращать на них внимание, запоминать, то развитие этой удивительной сенсорной характеристики пойдет еще быстрее.
Есть две теории о том, как наш мозг расшифровывает запахи. Первая говорит о том, что ароматы — это формы, пазлы. Они попадают в ячейки и распознаются ольфакторной библиотекой человека. И вы говорите, почувствовав знакомый запах: «Это же груша!» Вторая теория говорит, что запах — это волна, вибрация, как музыка. Мы слышим «розу», «цедру», «пачули». Я верю и тем и другим. Запахи можно передавать волнами. Так появился запах космоса, например. Скоро мы получим запах Марса.
Большая часть моей профессиональной деятельности посвящена ольфакторной диагностике и терапии — это область неврологии. Независимо от нашей воли возникают эмоциональные привязки к запахам, поскольку обоняние напрямую связано с лимбической системой головного мозга, ответственной за эмоции и память. Запахи бывают приятными или нет. От последних человек может начинать нервничать и даже довести себя до травматического состояния. И наоборот: расслабляться, чувствовать уверенность, быть эффективнее.
Свой запах у человека проявляется после 7 лет. Каждый уникален, как отпечатки пальцев. В дальнейшем по запаху можно определять не только тонус или настроение взрослого, но и его болезни и патологии. Уверена, в ближайшем будущем в аптеках будут продаваться электронные «носики», которые по запаху смогут определить риски и состояние нашего здоровья.
— Согласитесь, многим очень хочется вкусно пахнуть, и они не стесняются об этом заявлять всему миру. Даже если мир ограничен стенами лифта или общественным транспортом. С чего учиться? Придешь в магазин парфюмерии — консультанты задавят вопросами о «цветочности» и «древесности». Как искать свой запах, если вы с ним раньше не встречались?
— Пробуйте. С хорошим консультантом комфортный запах не так сложно найти. Но вы правы, что есть проблема: нам не хватает словарного запаса для описания запахов. Это не наша беда — мировая. Поэтому все давно заимствуют из других сфер: цвета, формы, текстуры. Не бойтесь называть свои ольфакторные ожидания.
— В Минске есть ольфакторные тусовки?
— Есть. Бутики и клуб, я познакомилась с несколькими представителями и ценителями, было очень приятно побеседовать и обменяться мнениями.
Сейчас наша ольфакторная культура находится в состоянии развития. Как любое явление подросткового возраста, она слаба перед брендами. Поэтому нормально то, что сначала нам нужно набраться масс-маркета, а потом начать искать что-то поинтереснее.
Давайте сравним это с алкоголем: можно напиться, чтобы стало легче, а можно дегустировать и ловить нотки во вкусе и аромате. Так и с парфюмом.
— Сколько стоит нишевая парфюмерия, с которой работаете вы и ваши клиенты?
— По-разному. За 120—150 евро вы получите неплохой выбор.
— Наверное, понятно, что речь не только о культуре, но и бюджете.
— Не соглашусь. Это не дорого. Артистическая, или нишевая, парфюмерия имеет высокую концентрацию и использует уникальные и высококачественные первичные ингредиенты. Посмотрите, сколько стоит масс-маркет! Дешево разве? Формулы для масс-маркета пишутся за 2—3 часа. Стоимость во флаконе не превышает 5 евро. И что на выходе? Вы не индивидуальность, а «человек, как на рекламной картинке».
Настоящий парфюм создается и зреет месяцами и годами. Парфюм с натуральными компонентами всегда индивидуален, поскольку взаимодействует с Ph человека. Если две девушки придут на вечер, воспользовавшись одинаковым нишевым парфюмом, то это услышит только профессионал. А если духами из телерекламы — то окажутся будто в одинаковых платьях.
Но важно отметить, что и масс-маркет имеет своих приверженцев, там тоже создаются красивые композиции, но меня ими не удивишь.
И даже если 150 долларов для вас много, но сильно хочется — собирают же люди деньги на холодильник. Ну и на свой аромат можно накопить.
Душевые кабины в каталоге Onliner.by
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by