61-летнюю пенсионерку Валентину Чижову позвали на презентацию белья… В общем-то, дальше любой может и сам пересказать избитый сценарий. Гости из Гродно рассказывали прекрасные вещи, показывали фотокарточки постельных клещей, проводили «лотерею». Валентина Владимировна, конечно, в ней победила — «выиграла» китайский пылесос. Теперь как посмотрит на него — плачет: каждый месяц надо платить 130 рублей, а пенсия у инвалида второй группы в последний раз была 237 рублей.
— 10 мая пришла из поликлиники — звонят: «Валентина Владимировна, просим прийти на презентацию». Ну, думаю, пойду, посижу… — всхлипывает пенсионерка.
Песня это старая, но рядом не оказалось никого, кто одернул бы.
— Там раньше кафе «Верас» было, а теперь ресторан «Сергеевский». Пришла — сидят пенсионеры, с тросточками. И две коечки стоят, подушечки, постельное белье — презентация, значит… — пенсионерка сбивчиво пересказывает свой «страшный сон». — И этот пылесос стоит, накрытый. Раздают нам карточки, молодой человек кладет мне ее на колени. Потом спрашивают: какой номер? О, второй, выигрышный, давайте поаплодируем! И уводят меня куда-то за кулисы. А там уже три молодых человека лет по 20—25, навалились на меня, начинают обрабатывать: хороший пылесос, стоил 2 тысячи рублей, стал тысячу, плюс постельное… Я уже ничего не видела — что делала, что подписывала. Говорят, платите 400 рублей, первый взнос — я и отдала. Теперь хлеба не на что купить. А я инвалид второй группы, у меня астма, повышенный сахар.
Один из самых дорогих пылесосов с подобными характеристиками, который отыскался в нашем каталоге, продают за 539 рублей 20 копеек. Но Валентине Владимировне продали, судя по цене, более совершенную модель.
Кроме пылесоса, пенсионерке тогда щедро насыпали еще подушечек для путешествий, одеяло и шерстяной пояс.
За все эти «подарки» теперь надо заплатить 1410 рублей. Рассрочка дана на 11 месяцев. Предусмотрена и старая добрая постановка на «счетчик»: за каждый день задержки — пеня 0,2% от суммы долга (это если присмотреться к мелкому серенькому шрифту договора).
— Дома уже я вычитала, что теперь должна 11 месяцев платить по 130 рублей. И разглядела штамп: «Обмену и возврату не подлежит». Соседке потом рассказала, она говорит: «Какая же ты дура!» Она ж сама купила так кастрюли, когда опомнилась — повезла назад. Посуду забрали, а гроши не отдали, двери закрыли и грозятся в психушку сдать…
Валентина Владимировна попыталась вернуть «подарки», но получила письменный ответ: «Ваши требования отклоняются…»
Теперь на всякий случай обходит нераспакованный пылесос стороной. Да и смотреть на него не может, чтобы снова не расплакаться:
— Я к нему прикоснуться боюсь, он же как атомная станция, не дай бог что отломаю. У меня же денег на лекарства хватило бы, не до пылесосов.
Согласно документам пылесос, а также три подушки и шерстяной пояс Валентина Владимировна приобрела у гродненского ООО «Вэлмакс Плюс». Эта фирма не впервые фигурирует в подобных сценариях. Успешно ведет хозяйственную деятельность, не ноет, мы не слышали, чтобы пожаловалась на засилье контролирующих органов. Репутацию имеет вполне определенную. Но это для тех, кто пользуется интернетом. Пожилые женщины — публика более благодарная. Умеючи, из них можно вить веревки. Только дети-внуки отвернулись — уже тащат в дом очередной «полезный» девайс или одеяло.
Нам хотелось поинтересоваться у «Вэлмакс Плюс», почему их клиенты периодически плачут. Но общение с представителями организации не задалось. По телефону, указанному на договоре, анонимные женские голоса лишь предлагают сбросить на факс «редакционное задание» и «свидетельство» — тогда и решат, стоит ли общаться. А руководитель «вышел, когда появится — неизвестно». Вскоре и этот телефон перестал отвечать. Валентина Владимировна тоже жаловалась, что бросают трубку.
Ради продажи одного пылесоса или комплекта посуды устраивать такой концерт — утомительно и нерентабельно. Другое дело, если поставить процесс на поток. Люди работают, судя по всему, опытные, тренированные. Придраться крайне сложно: клиент дееспособен, значит, считается, знал, на что идет. Понятно, что «презентаторы» трепетно относятся к законности. Не умеешь творить гадости, оставаясь в правовом поле, — вон из профессии.
Еще одна неявная сторона проблемы — владельцы помещений, которые соглашаются сдавать площади таким гастролерам. Конечно, у них есть алиби: «Откуда мы знали?», «А почему мы должны отказать?», «А какой закон мы нарушили?»
Но все это формулируется короче: «Денег очень хочется».
Как относиться к этой ситуации, мы спросили у юриста Сергея Зикрацкого.
— Если говорить в целом о подобного рода продавцах, то основной совет, который можно дать, — читайте договор перед подписанием.
Что касается этой конкретной ситуации, то, если все происходило так, как описывает Валентина Владимировна, у нее есть шанс вернуть пылесос и избавиться от необходимости вносить ежемесячные платежи. Гражданский кодекс дает как минимум два основания для признания сделки недействительной. Во-первых, недействительной может быть признана сделка, совершенная под влиянием заблуждения. Если человек заблуждался в природе сделки (думал, что расписывается за подарок, а на самом деле расписался за приобретение чего-то в рассрочку), то суд может признать такую сделку недействительной.
Второе основание — статья 180 Гражданского кодекса, которая представляет возможность оспаривать сделку, совершенную под влиянием обмана другой стороны.
Стоит проверить, нет ли в действиях организаторов мероприятия признаков преступления, предусмотренного ст. 209 Уголовного кодекса, — мошенничества.
Поэтому рекомендую обратиться в правоохранительные органы с заявлением о мошенничестве, а также в суд с заявлением о признании договора купли-продажи недействительным.
Замечу, правда, что Валентине Владимировне следует самой позаботиться о сборе доказательств того, что ее ввели в заблуждение или обманули. Чтобы это доказать, было бы неплохо найти хотя бы несколько посетителей этого мероприятия, которые бы подтвердили, каким образом она «выиграла приз».
Не такие, конечно, крутые пылесосы в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by