Ворота маневра в профессии схлопываются. Конечно, отчасти виной тому кризис — поменять место работы легко и непринужденно получится далеко не у каждого. Но все-таки… Лет двадцать назад опытный продавец с 20-летним стажем был ценным приобретением в любом магазине, сегодня в глазах работодателя это не более чем «старпер», который не может найти общий язык с молодыми. Десять лет назад 35-летняя швея с правильно растущими руками выбирала из целой обоймы предложений, сегодня, посмотрев на возраст претендентки на вакансию, в отделе кадров с сомнением цокают языком.
Год назад я разговаривал с молодым человеком Артемом Корытко, который, подрабатывая таксистом и занимаясь мелким предпринимательством, мечтал стать программистом. Артему понадобилось потратить полтора года на обучение и самообучение и «проглотить» более 20 отказов на собеседованиях для того, чтобы воплотить свою мечту. А вот вам одна из самых частых причин, по которой ему отказывали, — «Вам же уже 30 лет! Куда в IT в таком возрасте?».
Чувствуете, как поджимают сроки? В восемнадцать вам казалось, что впереди еще вечность? Так вот вам суровая правда: вам тридцатник, и если есть желание поменять многое в жизни, то будьте готовы драться до крови — будет нелегко, возраст все-таки!
На мой взгляд, вопрос тут не только в том, что на интенсивно растущем рынке безработных выигрывает молодость и инициативность. Создается впечатление, что у многих работодателей дата рождения в паспорте претендента стала одним из основных показателей, который как будто гарантирует качество работы.
Доходит до маразма: одному моему знакомому, который искал подработку ночным сторожем, отказали уже по телефону потому, что ему было под сорок. Мол, старичок, куда же ты? Дай дорогу молодым! Ребята, вы серьезно? У человека двое детей, почти два высших образования (одно неполное), он КМС в двух разных видах спорта. Он надежен, стабилен и находится на пике своей физической формы. Такой сторож догонит любого воришку и просто задавит его интеллектом!
Нет, конечно, я все понимаю: прогресс такой, что некоторым за ним никак не угнаться. Офисных работников, которые могут отправить партнерам документацию только по факсу и требуют прислать им месячные отчеты на «электрическую» почту, пора попросить или освободить кресло, или постичь, наконец, азы «мышкокликания» и «клавиатуротрещания». Хотя, если за последние десять лет они так и не удосужились освоить Microsoft Office, переучивать их уже, наверное, бесполезно.
Можно понять и руководителей. На рынке труда появилось огромное количество «трудяг», расцвет карьеры которых пришелся на тучные годы, — они привыкли просиживать штаны, раскладывая «Косынку», и сегодня совершенно не готовы рвать жилы для того, чтобы показать себя. И это люди с уже сформировавшимся взглядом на жизнь и на то, какое место в ней занимает работа. С таким мировоззрением они вылетают сегодня с рабочих мест, как пробки из бутылки шампанского, когда ее хорошенько встряхнули, — громко, эффектно, предсказуемо. Их места занимают те, у кого потребности поскромнее, а желание доказать, что в офисной жизни есть место трудовому подвигу, огромно. Проще выучить с нуля, чем переламывать закостенелый за десятки лет хребет.
Но все же, дорогие работодатели, очень хочется донести до вас, что возраст — это не основополагающий критерий. Неожиданно изменившиеся экономические условия быстро расставляют все на свои места. Те, кто настойчиво ищет работу, уже отчетливо понимают, насколько она ценна. Просто страшно видеть в центрах занятости сотни людей с серыми лицами, измученными поиском возможности заработать на кусок хлеба, которым от собеседования к собеседованию непрозрачно намекают о возрасте.
Когда у знакомого умирал родственник, пришлось нанять сиделку. В агентстве предложили большой список молодых и инициативных с профильным образованием. Повидавшая жизнь родственница сразу отмела все варианты и указала в списке на женщину за 50, которая отработала санитаркой в нескольких больницах больше 10 лет. Как оказалось, не прогадала. Сиделка (дай ей Бог здоровья) каждый день приезжала к кровати больного из другого города, и каждый раз раньше положенного времени. Она оставалась бесплатно дольше оговоренного срока, потому что не отбывала часы, а действительно хотела помочь человеку, которому было очень плохо.
Это если говорить о людях «простых» специальностей. Что же касается модной сегодня сферы IT…
«Старый» программист Артем, о котором я рассказывал выше, уже через год самостоятельно создал прототип игры в виртуальной реальности, который его компания с гордостью презентовала на ТИБО. Значит, и в этом случае работодатель не прогадал.
Еще полвека назад в Америке ввели термин «эйджизм», обозначающий дискриминацию человека на основании его возраста. Как пишет всезнающая «Википедия», это «проявляется в готовности воспринимать адекватно и сотрудничать лишь с теми людьми, кто соответствует некоему заранее установленному критерию возраста». Мне кажется, в полной мере эйджизм начал раскрывать себя в Беларуси только сегодня. Скорее всего, мы бы еще долго о нем не знали, но экономическая ситуация сложилась так, что безработица показала настоящее лицо рынка труда, обнажив до предела самые его неприятные стороны. Безусловно, есть множество профессий, в которых опыт и стаж лишь прибавляют вес кандидату. Но даже во многих из них уже давно твой багаж знаний может не перевесить при приеме на работу груз прожитых лет. Если вам всего лишь 40 и кажется, что жизнь только начинается, будьте готовы к тому, что работодателю такие «старики» не нужны.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by