Дефицитный продукт детства времен союзного заката. Сегодня полки магазинов завалены глазированными сырками. Мало того, что можно легко найти пару десятков наименований обычных ванильных сырков, так еще и вкусовые добавки размыли ассортимент на сотни вариантов. Тот, кто справится с производством классики, сможет сделать и любую другую разновидность, решили мы и собрали «базу» для дегустации.
Опыт и оборудование для производства сырков сохранились на многих заводах, производящих молочные продукты или мороженое. В продукте нет ничего сложного: смешал творог с сахаром и маслом, выдавил брусочки, пропустил через «дождь» из глазури. Можно еще сделать «волну» на поверхности, прогнав свежеполитый сырок под струей воздуха. Все! Линия легко станет и в небольшом помещении.
Но за этой простотой кроются и технологические секреты. Например, как подготовить творог без крупинок (это обычный свернувшийся белок, но многим такая консистенция принципиально не нравится)? Сколько положить сахара и из чего приготовить глазурь, чтобы пришлась по вкусу и не вышло слишком дорого? Можно поступить еще проще: был 50-граммовый сырок — стал весить 40 граммов. На это мы тоже обратим внимание.
И конечно, жирность. Раньше был один стандарт — 26%. Сейчас жирность в ассортименте. Скажется ли это на вкусе при слепой дегустации?
За несколько часов до дегустации мы сходили за сырками на Комаровский рынок и в гипермаркет. Так на столе появились 12 образцов (больше брать не стали, чтобы пощадить искренних, но все же непрофессиональных дегустаторов). Вот как они проголосовали.
Ответ на первый вопрос — вкусны ли сырки с низким содержанием жира — пал сразу (а потом еще разок пробил дно). У сырка отличная дорогая упаковка (наверное, лучшая среди всего ассортимента Оршанского молочного комбината, известного маркой «Дедушкин горлачик»).
«Бельгийская молочная глазурь» не спасла. Все, что запомнилось дегустаторам, это «кисловатый вкус».
Также мы обратили внимание на то, что в 100 граммах продукта все же 7,5% жирности. Поэтому если вы, как комета, несетесь к пляжной худобе, то читайте упаковку.
Сырок, производимый дочерней компанией гиганта PepsiCo, не смог обмануть дегустаторов. Что именно «не зашло», понять сложно.
— Опять же кисловатый творог, — рассказала Катя. — При этом он какой-то слишком сладкий.
Срок годности российского сырка в два раза больше, чем у значительной части белорусских образцов, — 30 суток.
«Синяя девочка» сошла первой из двух. При этом Вадим угадал производителя:
— Что-то очень знакомое… «Молочная страна»? Суховатый какой-то.
Всем, и особенно Кате, этот сырок показался слишком сладким. Дима обратил внимание на «крупинки» в твороге.
А мы отметим, что число 5 на упаковке означает не только процент жирности, но и количество граммов, «отнятых» у классической 50-граммовой фасовки. «Зеленая девочка» себе такого не позволяет.
Самый маленький объект дегустации. И первый по-настоящему жирный сырок. Творожная часть продукта оказалась годной, если мириться с крупинками (похоже, это «фишка» производителя — ГМЗ №1).
— Творог вкусный, сочный, — Дмитрию понравилось.
Что же в этом сырке «элитного»? Не кондитерская, а настоящая шоколадная глазурь с какао-маслом и тертым какао. Вот только нашим участниками глазурь показалась невероятно сладкой.
Опускать премиального производителя ниже средней оценки становится фирменной чертой наших дегустаций. Производители могут обижаться и считать вкус дегустаторов несформировавшимся. Но факт остается фактом: продукт, который стоит в три раза дороже победителя, собрал почти в четыре раза меньше баллов.
Борис Юрьевич добавляет в свой сырок экстракт настоящей ванили (а не только ароматизатор) и поливает его бельгийским молочным шоколадом. В итоге…
— Вкус шоколада настолько яркий, что убивает вкус творога, — констатировал Вадим.
Вкусы могут разниться, но к составу придраться нельзя: «гостовский».
Минские читатели сейчас заблестят глазами от обиды: «зеленая девочка» осталась во второй половине рейтинга. У виновника есть имя.
— Опять что-то знакомое, «девочка», что ли? Суховатый, — приговорил Вадим.
Кате сырок понравился:
— Я бы взяла таких штук десять. Правда, глазурь ломается, разлетаясь. Это неудобно.
Некоторым понравилось, что сырок не приторно сладкий.
— Даже сложно выделить что-то. Отличный сбалансированный вкус, — сказал Дмитрий, поставивший высокую оценку.
Добавим, что это первый сырок не в упаковке «флоу-пак», а в классической фольгированной бумаге. Были еще несколько, и все они стоят еще выше. Совпадение? После дегустации мы поговорили об упаковке. Оказалось, что бумага нравится всем больше.
— Санитария? У нас все болезни от чистоты, такие нежные стали! — разгоралась Екатерина. — Сырок в бумаге лучше хранится, не мокнет от конденсата, легче разворачивается, удобнее.
Раньше производители говорили об увеличении срока годности в упаковке «флоу-пак», но в чем разница, непонятно: и «девочка», и сырок из Молодечно фасуются в разные упаковки, но имеют одинаковый срок годности — 15 суток.
— Хороший сырок. Достаточное количество сахара, ровная текстура. Он даже режется мягко, — говорит Дмитрий.
Вадим обратил внимание на горький шоколад: какао не пожалели. Честная классическая пропорция жирности и веса.
— Сладкая глазурь, слишком сладкая, — приговорила производителя Катя, оставляя за пьедесталом.
Вадим снова предположил:
— Это «девочка»? Шоколад горьковатый, сахара не много.
От себя добавим, что «Брестское мороженое», сейчас являющееся частью СПК «Остромечево», — это один из старейших производителей глазированных сырков.
Мировая промышленность — на этот раз Danone — все же забралась в топ продуктов национальной гордости. С тем же небольшим весом и большим сроком годности.
— Глазурь жировая, как на мороженом, — попробовав сырок, сказала Катя. — На «Птичье молоко» похоже.
Вадим говорит, что у сырка правильное соотношение объема творога и глазури.
Удивительной «советскости» упаковка скрывает один из лучших сырков страны, по версии дегустаторов Onliner.by. Она единственная, где изображены два животных: лев и корова.
— Вкусная глазурь и отличный творог, — Дмитрий поставил «Березку» на первое место в своем рейтинге.
— Да, глазури много, но вкусно! — сказала Екатерина.
Почему главный сырок страны называется не «Панда», а каким-то размытым и безликим сочетанием существительного и прилагательного — вопрос вторичный. Пока технологи из Полоцка делают сырки, за которыми многие ходят в конкретные магазины, маркетинг может продолжать отдыхать: две высшие оценки из трех «вслепую».
— Не хотелось бы ошибиться, но это похоже на «панду», — попадает Вадим. — Ничего лишнего: ни кислоты, ни сахара, ни сухости.
Катя про эти сырки ничего не слышала. Вероятно, не каждая «панда» доезжает до Брестской области. Но объективный дегустатор узнает победителя с первого раза:
— Классика, отлично.
Место | Образец | Екатерина | Вадим | Дмитрий | Сумма баллов |
1 | «Молочное раздолье» | 12 | 12 | 7 | 31 |
2—3 | «Березка» | 10 | 8 | 12 | 30 |
2—3 | «Простоквашино» | 8 | 11 | 11 | 30 |
4—5 | «Брестское мороженое» | 7 | 10 | 8 | 25 |
4—5 | «Клецкая крыначка» | 9 | 6 | 10 | 25 |
6 | «Молодея» | 6 | 7 | 9 | 22 |
7 | «Молочная страна», 23% | 11 | 4 | 6 | 21 |
8 | «Б. Ю. Александров» | 2 | 9 | 2 | 13 |
9—10 | «Элитный» | 5 | 3 | 3 | 11 |
9—10 | «Молочная страна», 5% | 1 | 5 | 5 | 11 |
11 | «Чудо» | 3 | 2 | 4 | 9 |
12 | «Милава» | 4 | 1 | 1 | 6 |
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by