Городея — поселок необычный. Если здесь проходит футбольный матч, то непременно будет праздник с шашлыками и гуляниями. Если хочется в местный клуб, то придется соответствовать дресс-коду и пройти фейсконтроль. А перед парковкой лучше проверить, не попали ли вы на место для «випов», таких как финалистка «Мисс Беларусь — 2016». Какова она, местная «дольче вита», городейцы рассказали в очередной серии проекта «Моногород».
На простой электричке из Минска до Городеи можно добраться за два часа, на скоростной или на автомобиле — чуть больше чем за час. Поселок с населением в 4 тыс. человек находится в Несвижском районе. До райцентра с известным замком — около 15 километров.
Поселок встречает нас специфическим запахом сахара и огромными «цистернами» с клубами пара вдалеке. Сразу перед ними — домики своеобразного микрорайона Городеи — поселка Новогородейский. А чуть поодаль — километровые пустые площадки. Сейчас тут гуляет ветер, а осенью лежат горы сахарной свеклы.
ОАО «Городея» — самый крупный сахарный комбинат страны. По данным Министерства финансов, в прошлом году здесь работало 1120 человек. Комбинат производит треть всего сахара Беларуси и почти половину отправляет на экспорт.
Кроме сахара различных видов (от тростникового до красного рафинада со вкусом клубники), тут делают варенье, джемы, соки, катают огурцы и кабачковую икру. Но и это еще не все. Комбинат содержит свою гостиницу, ресторан, развлекательный центр с боулингом и футбольный клуб. По меркам такого небольшого населенного пункта — целая империя.
Но общаться с журналистами руководство отказалось: мол, пиар нам не нужен, у нас и так все хорошо.
Зато рабочие не прочь поговорить «за жизнь» (однако фотографироваться и называть имена отказались).
— Ну его, уволят еще, а с этим декретом о тунеядцах… — машут руками работницы комбината.
— Делать сахар — это далеко не сахар, — каламбурят они и немного грустнеют. — «Дневка» у нас 14 рублей. Вот и считайте: за 22 рабочих дня получаем чуть больше 300 рублей. Это заработок для 3-го разряда, одного из самых низких. На заводе есть и 5-й, и 6-й — там зарплаты повыше, в районе 600—700 рублей в несезон, а в сезон, наверное, ближе к 1000. У начальства разряд, говорят, и до 15-го может доходить. Можно только гадать, какие там получки.
— Работа тяжелая физически. Сейчас вот убираем площадки для хранения свеклы, потом будем их ремонтировать, — говорят женщины. — В сезон, конечно, сложнее: площадки загружаются под завязку. Здесь работы невпроворот. Тогда приходится пахать с утра и до позднего вечера. В это время нас бесплатно кормят. И там уже по 500 рублей выходит. Многие завидуют, говорят: хорошо зарабатываем. Но это только четыре месяца в году.
При этом за свои рабочие места женщины держатся, говорят, попасть на сахарный комбинат — та еще проблема. Говорят про списки из десятков желающих трудоустроиться: жителей близлежащих деревень, самих городейцев, несвижцев, столбцовчан, даже из Барановичей и Минска просятся.
Бывший слесарь комбината Александр, который не так давно уволился, говорит, что в сезон зарплата действительно достигала 500—600 рублей. Но это только для новичков без опыта работы.
— Хорошие деньги на сахарном можно получить, если стаж хороший, — объясняет парень. — За каждый отработанный год миллион старыми накидывают. Так что после пяти лет работы ту же 1000 рублей в сезон можно получить. Но я нормальную зарплату так долго ждать не могу. Поэтому сейчас думаю, куда бы рвануть отсюда, потому что, кроме сахарного, перспектив нет, как мне кажется.
Железная дорога режет поселок на две части. На рельсах — границе старой и новой Городеи — работают мужики в оранжевой форме.
— Лучшая работа — это у нас. Это железная дорога, все стабильно, зарплата вовремя, — крепкие мужики бодро бьют лопатами по щебню между шпалами, останавливаются, переводя дух, и закуривают. — Но работа тяжелая. Так, бывает, намашешься, что во сне руками дергаешь.
— Раньше была возможность и по $1000 зарабатывать. Сейчас зарплаты упали — и по $500 пока даже не выходит. Но все равно заработки здесь хорошие, одни из самых высоких в поселке. Хотя хорошему мужику с семьей нужно две тысячи рублей зарабатывать, чтобы была возможность и прожить, и отложить. Новых людей не набирают — такой приказ сверху. Говорят, штаты забиты, — рабочие докуривают сигареты и снова берутся за лопаты.
По рельсам со свистом несется товарняк, а мы едем в старую Городею. Эта часть поселка стоит на пригорке и смотрит на новую свысока. Тут находится административный центр — поселковый совет, милиция, церковь, костел да железнодорожный вокзал.
В центре старой Городеи, возле вокзала, разместилось семь магазинов: большой универмаг, точки с одеждой и несколько продуктовых.
Возле магазина «Мечта» улыбается посетителям Антон — молодой инвестор. Отработав на стройке в столице не один год, парень подорвал здоровье и решил вложить накопленные деньги в бизнес — открыл магазин в родной Городее. Его отец занимается тут бизнесом с 2000-х. Говорит, даже держал бар, пока молодежи было больше. Сейчас вот торгует одеждой и обувью.
— На сахарном последний раз дали по 300 рублей. Какая торговля может быть? — разводит руками Геннадий. — Я привез джинсы год-полтора назад, когда была одна цена, и сейчас вот продаю. Конечно, по 30—35 рублей их у меня расхватали, когда сейчас они по 60. И разве ж это бизнес, когда сейчас мне нужно ехать и по 50 рублей их оптом брать? Или вот сапоги, которые стоили 70 рублей. А я за 55 поставил, чтобы хоть как-то продать. Ну какой это бизнес? Пять лет назад, когда я продуктами занимался, совсем по-другому себя чувствовал. И на море мог съездить отдохнуть, и дом строил. А вот уже четвертый год со строительством никак. Так что вещевую точку хочу закрыть и перейти на продукты: их люди как-то больше берут. Только все говорят, что гипермаркет хотят. Но если его откроют, бизнес тут можно будет сворачивать.
— Да что там тот гипермаркет? Кафе не хватает у нас и клуба. Кинотеатр и тот закрыли: нерентабельно, — охают пенсионерки Мария и Валентина. — Это ж с внуками и сходить некуда.
— Ну, еще и пенсия маленькая. 270 рублей — разве ж это «грошы»? Вот держу три коровы, свиней раньше было восемь, сейчас меньше, — добавляет Мария. — На пенсию же несильно проживешь. А еще ж нужно и детям помочь. А они тут не остались: работы нет. Вот были нефтебаза, льнозавод, сельхозтехника и сельхозхимия. Работало человек 200, наверное. А теперь ничего нет —люди и разбежались кто куда.
Льнозавод, по словам местных, когда-то был «ого-го». Лен шел преимущественно в Западную Европу. Почему и как завод стал убыточным, доподлинно люди не знают. Судачат, что хорошего хозяина не нашлось.
— Да, если не устроиться на сахарный, то с работой в Городее сложно, — подтверждают слова бабушек Вика и Павел. Ребята учатся в Минске, только недавно поженились и решили уехать из столицы.
В планах у парня — как-нибудь все же устроиться на сахарный, а Вика хочет идти воспитательницей в один из трех детских садов поселка. Если все получится, то по городейским меркам их жизнь можно будет считать удачной.
— Почему решили вернуться из Минска? Да в Городее жить гораздо дешевле, — рассуждает Вика. — Тут все дешевле стоит: и продукты, и вещи. Хоть выбор ограничен, зато и ценники в разы ниже. Вот простой пример. В Минске обычная монетница стоила 12 рублей, а в Несвиже мы купили ее за 4. Опять же не нужно платить за проезд, есть свои фрукты-овощи. И это не говоря уже про экологию.
— Мои родители сдают дом с гаражом и всеми удобствами за 100 рублей в месяц. За такие деньги снять что-то в Минске и не снилось. Квартира в Городее стоит до 140 рублей, в Несвиже — долларов. Там до $200 можно вообще шикарное жилье снять, — отмечает Павел.
Ребята говорят, что купить двухкомнатную квартиру в Городее можно за 40 тыс. рублей, а хороший кирпичный дом с участком — всего за 70 тыс.
— А молодым семьям участки и вовсе бесплатно раздают. Так что приезжайте к нам, — приглашают ребята.
Новая Городея отличается от старой: ухоженный парк с тротуарчиками, бело-коричневое здание администрации завода и гораздо больше молодых людей. В этой части поселка, кроме самого завода, есть две школы, больница, бассейн, стадион и развлечения.
— Вся городейская молодежь тусит здесь, — показывают две мамы с колясками. — Есть развлекательный центр «Бумеранг» — там боулинг, бильярд, свой ресторан и дискотеки.
Мы подходим ближе к двери центра и неожиданно утыкаемся в табличку «Dress code & Face control». Оказывается, прийти в сланцах и шортах на дискотеку в Городее не выйдет. Как, собственно, и в спортивном костюме.
А уж если попасть в черный список, то вход сюда клиенту будет заказан. Но ценник в самом центре довольно демократичный, особенно если сравнивать со столицей. Например, часовая аренда дорожки в боулинге в Городее стоит от 10 до 20 рублей, бильярд — от 8 до 10.
— Еще у нас есть ресторан «Трактир для друзей» — очень красивый. Там все в средневековом стиле, украшено гербами городов, — показывают местные. — Очень атмосферный ресторан. Там и свадьбы гуляют, и юбилеи. Хорошее место.
Городейцы любят похвастаться своей гостиницей «Гарадзейскі фальварак». Ее строили для партнеров и заказчиков, которые приезжали на сахарный завод. Местные любят рассказывать о побывавших тут знаменитостях: Сергее Безрукове, Дмитрии Певцове, Елене Яковлевой и других. Простой номер здесь, к слову, стоит 32 рубля, цена люксового переваливает за 100.
Но особая гордость поселка — это футбольный клуб «Городея». Все, кто хоть раз был на матче в Городее, знают, что футбол тут — это народное гуляние с шашлыками и угощением. Говорят, такого нет ни у одного клуба в Беларуси.
— Конечно, за своих болеем всем поселком, пусть бы только не подвели, — говорят мужики из ЖКХ. — Уже состав обновили, новая кровь появилась. Ждем от них результатов.
За «Городею» активно болеет и финалистка конкурса «Мисс Беларусь — 2016» Вероника Коробко. У нее на аватарке в соцсетях стоит фотография в форме клуба.
«Городея» в последнее время своих фанатов радует. Команда второй год подряд получает право выступать в высшей лиге чемпионата Беларуси. И весь поселок надеется, что когда-нибудь «зеленые» таки станут чемпионами Беларуси. Наверное, в тот день весь поселок устроит большую гулянку.
А пока стадион с желто-зелеными трибунами и двумя VIP-парковками пустует. Только небольшой трактор готовит поле к сезону.
— Наш директор очень любит футбол, вот поэтому сахарный комбинат и стал генеральным спонсором, — объясняют наличие местной команды городейцы. — Есть еще и детские команды. Мальчишек много, ребята фанатеют. Разве это плохо?
Общий бюджет клуба на этот год составит 2 млн новых рублей (чуть больше миллиона долларов). Как отметил в интервью телеканалу «Беларусь-1» директор клуба, зарплаты футболистов в нынешнем сезоне составят от 2 до 2,5 тыс. рублей.
Про страхи и опасения относительно того, что будет, если основное предприятие закроется, городейцы не думают. Говорят, что сахар — продукт, который нужен всегда.
— Да, жизнь Городеи полностью завязана на заводе. Но он крепко стоит на ногах. И сахар — все же стратегический продукт, брать его будут, — считает бывший глава поселкового сельского совета, а ныне помощник депутата Леонид Качанович. — Я вам скажу, что городской поселок на фоне других выглядит очень и очень неплохо. Зарплаты растут, по прошлому году средняя была 1100 рублей — так с такими деньгами у нас можно и жить.
Услуги фотографов в новом сервисе Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by