«Легко не будет, но иначе нам недолго осталось». Серьезный разговор о свалках на улицах и в головах

11 610
117
03 марта 2017 в 14:00
Автор: Александр Чернухо. Фото: Максим Тарналицкий. Иллюстрация: Олег Гирель

«Легко не будет, но иначе нам недолго осталось». Серьезный разговор о свалках на улицах и в головах

Волшебство происходит каждый день. Вот соберется возле брошенной на тротуаре пластиковой бутылки весь двор, и каждый вам скажет: «Это не я!» Понятно, что оно само так получилось, но где-то в параллельной вселенной существует странное понятие «личная зона ответственности». Что это такое, все мы вроде слышали, но то ли рассказывали нам про нее слишком тихо, то ли просто в это время интересный фильм показывали. Философский вопрос «Почему мы мусорим там, где живем?» моментами все же пульсирует в голове, но это скорее «они», а не «мы». В рубрике «Неформат» говорим с экологом о том, почему всё вокруг превращается в свалку, а никто в этом не виноват.

Кто это?

Мария Сума — человек, которому не все равно. Сотрудница программы по экологически дружественному образу жизни Центра экологических решений, координатор проекта «Зеленая карта», в котором собрана информация о важных экологических объектах: пунктах сбора отходов и ненужных вещей, организациях, занимающихся охраной окружающей среды, местах, где есть установки по возобновляемой энергетике, уникальных природных зонах — парках, скверах, заказниках.


— Вот приедет в Беларусь иностранец, у него потом спросят: «Ну как вам?» А он первым делом ответит: «Чистенько!» Так ли это на самом деле? 

— Конечно, если туристы ходят по городам… Наши коммунальные службы работают хорошо, и на улицах довольно чисто, но если мы углубимся и свернем с хоженых троп, зайдем в лес, например, то увидим ужасную картину. Там не просто грязно, там хаотичная мусорка, которая по размерам может конкурировать с нормальной городской свалкой. Это строительные отходы, мебель, части машин, бытовая техника, не говоря уже о пластике — по всем этим компонентам можно проводить неплохое антропологическое исследование.

Во время акции «Зробім» мы находили в Заводском районе бутылки из-под боярышника и электронные платы, в других районах — пластиковые бутылки. А из того, что валялось в Стиклево, можно было выстроить полноценный жизненный цикл. Все это грустно на самом деле. И эту проблему уже поднимают не только общественные организации, она обсуждается на государственном уровне. Есть инициатива по установке камер видеофиксации, например, но мне кажется, что проблема намного глубже, чем просто недостаточно хорошая система вывоза мусора. Впрочем, и с этим есть трудности: в сельской местности и частном секторе не всегда хорошо организован вывоз отходов, поэтому людям ничего не остается.

Мы очень много общаемся с людьми и видим общую апатию. Например, они не сортируют мусор, потому что считают, что его все равно сгребут в одну кучу. Но мне кажется, это просто оправдание для того, чтобы ничего не делать.

— С другой стороны, уверенности в том, что мусор действительно сортируется, у них нет. 

— А представители ЖКХ при этом говорят, что не вывозят мусор раздельно, потому что люди все равно все сбрасывают в один контейнер. Получается замкнутый круг, и кто-то попросту должен в этой ситуации быть умнее. Философия простая: если считаешь что-то правильным, делай это, несмотря ни на что.

— Давайте разбираться. Проблема загрязнения окружающей среды крупными предприятиями — это вопрос разной степени лицемерия, причем во всем мире. Другое дело, бытовой вопрос — вопрос ответственности конкретного человека. Почему белорус на себя эту ответственность брать не хочет? 

— Буквально недавно мы изучали экологические привычки белорусов и то, насколько они ощущают ответственность за окружающую среду. Половина респондентов считает, что их образ жизни не имеет никакого отношения к состоянию окружающей среды, а большая часть полагает, что им не нужно потреблять меньше. А ведь отходы со свалки — это всего лишь отражение нашего неправильного образа жизни. Но не только нашего: у производителя есть тоже своя доля вины в этом процессе, потому что они, например, делают продукцию, которую невозможно переработать, — тот же самый тетрапак. Да, речь в первую очередь идет именно об упаковке, которая составляет 80% пластиковых отходов. А ведь теоретически без нее можно было бы обойтись: практика безупаковочных магазинов есть во многих странах. Конечно, это не сеть супермаркетов, но благодаря таким магазинам мы видим, что есть альтернатива — возможность жить как-то по-другому.

Белорусам такую альтернативу никто не предлагает. Это мы, как общественная организация, можем говорить о том, что нужно брать с собой в магазин сумку, а не покупать там пакетик. Но человеку на месте говорят: «Берите пакетик, он бесплатный». И он берет. А к каждому в дом постучать невозможно.

— Вопрос философский. Человек будет выбирать, какой продукт — в упаковке или без — ему купить, когда есть эта возможность покупать. А речь ведь часто о том, покупать или нет в принципе. 

— Действительно, около шестидесяти процентов людей, по результатам исследования, купят определенный товар, даже если будут знать, что он вредит окружающей среде и их здоровью. Но точно не купят этот товар, если он будет дороже. А миф о том, что экологические товары намного выше по стоимости, существует. Хотя это всего лишь миф. Если смотреть исключительно на маркировку «эко», «био», то, вероятно, и цена будет кусаться: это вопрос не экологии, а маркетинга. Но если рациональный покупатель придет в магазин не потому, что хочет снять стресс и быстренько всего накупить, а подойдет к шопингу со всей ответственностью — изучит состав, подумает о том, что и как повлияет на наше здоровье, — результат будет соответствующий.

— Такой поход в магазин может растянуться на достаточно продолжительный срок: это как с девушкой отправиться в отдел женской одежды. 

— Да, и это вовсе не плохо! Я, конечно, понимаю, что в современном ритме жизни каждая минута на счету, но если поставить в приоритет здоровье и окружающую среду, можно выделить определенное количество времени раз в неделю, чтобы потратить его на вдумчивый поход в магазин. Или, например, выбрать для себя определенный товар или производителя, который соответствует всем вашим требованиям. Это вопрос дисциплины, а жить правильно всегда сложнее. Я не говорю, что будет легко. Просто у нас нет другого выбора: нам иначе недолго осталось. На пластик сейчас тратится около 3% нефти, а перерабатывается его в среднем около 14% по всему миру.

Упаковка — необязательный, сиюминутный компонент, а на него расходуется дорогой исчерпаемый ресурс, из-за которого начинаются войны. И если речь заходит о таких серьезных вещах, лучше потратить несколько минут на осознанное потребление.

— Это такой школьный уровень коллективной ответственности, когда учитель спрашивает: «Кто это сделал?», а все опускают глаза. Кажется, белорусу как раз и нужен строгий учитель, который будет над ним стоять и контролировать каждый шаг. 

— Исследование говорит о том, что около 40 процентов белорусов считает, что государство не несет ответственности за состояние окружающей среды. В то же время 40 процентов белорусов уверены, что и они ни в чем не виноваты. То есть у нас в стране все происходит само собой — спрашивать не с кого. Может быть, мы просто не научились осознавать вот эту ответственность?

Беларусь не островное государство, которое исчезнет из-за изменения климата, поэтому у нас на полном серьезе считают, что изменение агроклиматических условий — это классно, у нас будут расти арбузы. Но никто не осознает, что это экстремальные погодные условия, несвойственные для наших широт насекомые и экзотические болезни. Наверное, это действительно наивность. Или фатальность. Мол, мне бы прожить этот день, а завтра будь что будет. Думаю, второй вариант даже ближе. Мусор, отходы, состояние окружающей среды — это показатель. Человек не думает о том, что сейчас выбросит бутылку и с ним что-то случится. Это ведь когда-то потом, это не со мной. Безответственность, возможно, связана с нестабильной ситуацией. Например, Швеция — это страна, в которой 300 лет не было войны. Это размеренный уклад: они могут подумать о том, что будет в следующем году, как возьмут кредит на двадцать лет и счастливо заживут. У нас такой привилегии нет, у нас коллективная память впитала ощущение страха завтрашнего дня. Наверное, это сохранилось у белоруса на уровне подсознания — пережить бы зиму.

— Давайте тогда возьмем главный белорусский символ завтрашнего дня — чистенькую новостроечку в спальном районе. Вот она стоит вся такая нарядная, пока в лифте не появится первая надпись. И тогда в законную силу вступает эффект «разбитого окна».

— Это актуально не только для Беларуси, эффект «разбитого окна» действует во всем мире: если в лифте кто-то наплевал, значит, и я могу поступить точно так же. Может быть, белорус не чувствует себя хозяином своей жизни, поэтому не заботится о собственной территории. Думаю, все это от фатальности: я не знаю, что принадлежит мне, я здесь не хозяин.

— Но эта новостройка — как раз твой уголок, твоя маленькая отдушина и персональная гордость. 

— Здесь опять можно обратиться к сухой статистике.

Белорусы чувствуют связь только с семьей. С соседями, с городом, со страной она минимальная. Исследование говорит о том, что связь с семьей подавляющее большинство белорусов оценило на 9 из 10, а в остальных случаях на уровне 5. У нас нет сообщества, мы не чувствуем друг друга.

Хотя на самом деле сейчас появляются экологические инициативы, когда незнакомые люди объединяются и решают конкретную проблему. Но это единичные случаи, их недостаточно для того, чтобы результат был системным. Я не знаю, как убедить белорусов в том, что они могут что-то решать.

— Вот если белорус ставит машину на зеленой зоне, когда рядом есть свободные места на парковке, он ведь, вероятно, и хочет выглядеть хозяином. 

— Я не знаю, что в голове у этих людей. Может, они думают, что не сделали ничего плохого?

— Наверняка они осознают, что поступают как-то не так. Есть масса случаев, когда такому автомобилисту делают замечание, а в ответ слышат много «красивых» слов в свой адрес. 

— Это единицы. Понятно, что везде есть люди, которые ведут себя более культурно, а есть вот такие. Наверное, белорус все же чувствует себя в определенной мере хозяином. Хозяином природы, например. Нам кажется, что это что-то слабое, беззащитное. Но ведь хозяин — это забота. В противном случае ты узурпатор, завоеватель.

— Мне кажется, что белорус должен отдавать себе отчет в том, что экологическая обстановка в стране так себе. Почему в голове ничего не щелкает? 

— Люди понимают, что у нас нет своих ресурсов, что экологическая обстановка ухудшается, но они не считают, что это зона их ответственности. Это сосед, предприятие, но не я. Защитная реакция, нежелание менять ситуацию — я не знаю, в чем дело. Белорусам, которые ответили, что заботятся об окружающей среде, предложили сказать, что для них эта забота значит. Не мусорить, убирать мусор — так ответили тридцать процентов. Были еще ответы «я не курю», «я не собираю грибы и ягоды». То есть понимание заботы об окружающей среде очень размытое. Люди считают, что окружающая среда — это лес. Они не скажут, что это воздух в городе, несортированный мусор и другие вещи, с которыми мы сталкиваемся каждый день.

— Вот эта ответственность воспитывается или существует естественный, эволюционный путь? 

— Белорусы этот путь не прошли. Поколение, у которого есть ответственность, еще не доросло до того возраста, когда можно принимать самостоятельные решения. Мы очень много работаем в школах, и я вижу, что дети понимают эти вещи. В Германии путь к раздельному сбору отходов занял около тридцати лет, у нас не прошло еще и десяти. Сложно рассуждать, что получится в итоге. По моим наблюдениям, скептики — люди старшего поколения, потому что молодежь подвержена моде. А здесь главное результат.

Садовая мебель в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by

Автор: Александр Чернухо. Фото: Максим Тарналицкий. Иллюстрация: Олег Гирель
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
03.03.2017 в 14:03
Вот в России кругом свалка, а у нас чистота!!!
03.03.2017 в 14:04
на сознательность людей не стоит уповать...
...будут большие штрафы за брошеный окурок, тогда и люди быстро обретут сознательность...
03.03.2017 в 14:04
Не столько чистенько, сколько стерильно.
А это, друзья, весьма безжизненно.
03.03.2017 в 14:05
Зачем столько фото собеседника?
03.03.2017 в 14:06
Это разговор или фотосессия?
03.03.2017 в 14:06
Интеллигентный человек это не тот, кто бросает окурок в урну, а тот, кто
в нее попадает.
Вот и зачем такие сложные для восприятия статьи в пятницу после обеда? В особенности после Насти, которая рассказывала, куда пойти в выходные!
03.03.2017 в 14:08
В Германии путь к раздельному сбору отходов занял около тридцати лет, у нас не прошло еще и десяти.

Когда раздельно выбрасываешь мусор и видишь, как грузят в один мусоровоз без разделения, как-то пропадает желание разделять.
03.03.2017 в 14:09
Один ничего не решает в толпе.
03.03.2017 в 14:09
А она то дело говорит!
03.03.2017 в 14:10
Насчет сообщества правильно замечено, у нас его нет и людям нет дела до окружающих людей. Такое у нас общества - и самое страшное что поменять целое поколение, а то и несколько практически нереально. И это относится и к "учителям" на дороге которые кроме себя на ней никого не видят и им все должны уступать, и просто к людям которые в толпе на пешеходном переходе курят не думая о том что рядом стоящий человек давится и отравляет свой организм
03.03.2017 в 14:10
Вот в России кругом свалка, а у нас чистота!!!
"Good_Trader":

ну не знаю вся грязь к нам с запада пришла. чтото я не припомню в союзе загаженых подъездов и расписанных стен. а в толерантной к самовыражению европе ни одного живого места нет на стенах, так что весь мусор оттуда
03.03.2017 в 14:12
Какой смысл сортировать мусор, если по итогу весь он скидывается в одну машину. Начинать нужно с верхов, а там и низы подтянутся.
03.03.2017 в 14:12
Мусор выбрасываешь раздельно, а потом бичи его раздербанивают.
03.03.2017 в 14:19
Кто это?!
03.03.2017 в 14:26
на сознательность людей не стоит уповать...
...будут большие штрафы за брошеный окурок, тогда и люди быстро обретут сознательность...
"Belarus-16":

А вам бы только штрафовать. И так много лишних вычетов по делу и без дела. Нет сознательности и быть не может. Новое поколение живет по принципу "мне все должны". Раньше соседи по очереди площадку в подъезде мыли, а сейчас "я ж заплатил!" Или как пример, в школе родители поднимают хай из-за того что детей приобщают к уборке листьев. А мы спокойно ходили, даже мысли отказаться не было. А уж про субботники и вовсе молчу....
03.03.2017 в 14:30
Сортировку мусора - втопку. Пусть сортируют те, кто на этом деньги зарабатывает.
03.03.2017 в 14:30
Просто есть люди, похожие на животных. Ведут себя как собачки, в том числе и гадят где сами спят.
03.03.2017 в 14:31
В Германии окурки на паркингах возле бесплатных туалетов лежа ковром . Кусты на разделительной от мусора не чистят , выкорчёвывают и втыкают новые .
03.03.2017 в 14:31
на сознательность людей не стоит уповать...
...будут большие штрафы за брошеный окурок, тогда и люди быстро обретут сознательность...
"Belarus-16":

Сразу видно человека, который не читал статью.
. Белорусам, которые ответили, что заботятся об окружающей среде, предложили сказать, что для них эта забота значит. Не мусорить, убирать мусор — так ответили тридцать процентов. Были еще ответы «я не курю», «я не собираю грибы и ягоды». То есть понимание заботы об окружающей среде очень размытое. Люди считают, что окружающая среда — это лес. Они не скажут, что это воздух в городе, несортированный мусор и другие вещи, с которыми мы сталкиваемся каждый день.
03.03.2017 в 14:33
Новый налог?
03.03.2017 в 14:35
у меня соседка по тамбуру сметает мусор мне под коврик. для нее как и для многих беларусов все, что за дверью уже не их. отсюда и курение в подъездах, выбрасывание мусора из окон квартир и машин и вообще жуткое отношение к среде в которой живем. пока люди не поймут, что все что их окружает является частью их жизни и что на качество этого окружения это можно как-то влиять, никто не будет беречь даже то, что совсем рядом. много людей у нас вообще верит, что можно хоть что-то поменять? а вы про лес какой-то...
03.03.2017 в 14:35
Один ничего не решает в толпе.
"Sahko":

Но что же такое толпа, как ни сообщество одиночек.
03.03.2017 в 14:39
Когда я на улице вижу хозяина, который не прибирает какашки за своей псиной, я достают перчатку, тихонечко беру какашки и "нечайно" кладу ему за воротник. Или мужу об куртку сзади.
Да, я горжусь собой!
03.03.2017 в 14:39
*мажу
03.03.2017 в 14:41
сортирую мусор. т.к. считаю думать нужно не только о сегодняшнем дне но и о завтрашнем
03.03.2017 в 14:42
Для сортировки мусора существуют специально обученные люди - бомжи! Не хочу лишать их заработка. Они все переберут - картон, бутылки, пластик, и сдадут за денюжку. Любой труд должен быть оплачен!
03.03.2017 в 14:43
Взял бесплатный пакетик в магазине - заплати налог!!
03.03.2017 в 14:48
+ за попытку сделать мир лучше.
03.03.2017 в 14:49
Как заставить беларуса не жить по принципу "после меня хоть потоп"? Воспитательными беседами, обучающими фильмами, проповедями? Я думаю только жесткой системой фиксации нарушений и штрафов
03.03.2017 в 14:50
на природу невозможно выехать - на берегу речки, в лесу - везде кучи мусора, иногда в пакеты сложат и все равно бросают.
Ну задолбалось уже убирать за вами!!!
03.03.2017 в 15:02
"У нас нет сообщества, мы не чувствуем друг друга." - что и требовалось доказать.
К кому взываем?
03.03.2017 в 15:03
К сожалению, большинство наших сограждан просто обнаглели и превратились в хрюшек (мягко говоря).
По их мнению: пока есть люди, которые по долгу работы все убирают- можно свинячить везде...
Мы это видим и в подъездах и на улицах!
и да, пока не будут приняты меры (большие штрафы, общественные работы и прочее), ничего не изменится!
Мы смеемся с Европы, где принято стучать на соседа, если он намусорит. Но ведь эта система работает!!,
03.03.2017 в 15:04
Во дворе снег растаял и такой срачь, что смотреть противно. А с учетом того, что я видел уборщиков за зиму дважды, боюсь это надолго.
03.03.2017 в 15:04
Начни с себя! Остальные подтянутся.
03.03.2017 в 15:06
Белорусам не хватает недельной забастовки коммунальщиков, чтоб мусор вообще не убирали и не вывозили. Вот тогда и станет ясно каждому дегенерату с iq аквариумной рыбки, сколько он срет на каждом шагу, какие могут быть горы-кучи из бутылок, пакетов и прочего перерабатываемого мусора . Пока не задохнется от вони и не будет спотыкаться о кучи пакетов, не дойдет до скудоумных ничего.
03.03.2017 в 15:06
Для сортировки мусора существуют специально обученные люди - бомжи! Не хочу лишать их заработка. Они все переберут - картон, бутылки, пластик, и сдадут за денюжку.
"eskimoz":

А заодно подожгут полигон, выжигая металлокорд из автошин. А вы потом надышитесь диоксинами, фуранами и всякими ПАУ, которые все - канцерогены.
03.03.2017 в 15:06
Осмоловка рулит! :)
03.03.2017 в 15:11
Просто большинству всё равно - и так проживут. У многих вбито с детства, что им кто-то должен. Выкинул бумажку на улице - должен дворник убрать, окурки в подъезде - есть уборщица, в лесу после посиделок оставили мусор - кто-то уберёт, они же сюда больше не поедут в ближайшее время.
Вместо того, чтобы сидеть изображать работу, чиновникам нужно ввести максимальные штрафы за загрязнение окружающей среды.
Выкинул покрышки в лесу - 20 000 Евро в плечи, бытовой мусор оставил в мусорке у подъезда - 5 000 Евро, окурок на остановке - 500 Евро и месяц работы дворником принудительно. Тогда начнёт доходить до многих.
03.03.2017 в 15:13
А, ещё про собачников забыл. Не носите с собой мешки и не убираете за питомцами - 1 000 Евро штраф и принудительные работы по уборке территории на месяц. Хотя что собаки... Вы и за своими детьми, и за собой не убираете большинство.
03.03.2017 в 15:13
Новый налог?
"Fuji":


если он что-то изменит, то можно и налог!
хотябы на собак! Надоело пробираться через "заминированные" поля, а владельцы собак вообще оборзели: даже на школьном поле и на детских площадках выгуливают
03.03.2017 в 15:13
шо-не берут замуж, так в общественники подалась?))))))
Никогда не сортировал мусор и не собираюсь этого делать.
03.03.2017 в 15:14
Нечего выбрасывать беларусу вот и чистенько !
03.03.2017 в 15:18
Маша, Вы , прикидываетесь или на самом деле так наивны? Словно с другой планеты прилетели. Хотя, признаюсь, позабавили описанные здесь размышления - фантазии автора
03.03.2017 в 15:20
Сортировка мусора оплачиваемая работа, в странах где, осуществляется это сортировка простыми людьми, практикуется снижение налогов, либо скидки на товары в компаниях, где из этого мусора что-либо производят. А у нас человек должен эволюционировать до бесплатного выполнения работы на все.
03.03.2017 в 15:32
без обид, но по ее лицу видно, что специальность у нее полюбому чудная
03.03.2017 в 15:41
А какой смысл сортировать мусор, ессли его вывоз стоит столько же, сколько и не сортированный? чтоб кто то потом прибыль получал? смешно!
03.03.2017 в 15:50
По поводу лесов- согласна. Неужели так трудно за собой убрать? Это про "нехоженные" места. А в местах "облагороженных", зачастую нельзя найти даже пустую урну, если она вообще есть. И это в "несезон". Но опять-таки, это не повод оставлять мусор. По поводу разделения мусора, так ставьте контейнеры всех видов в одном месте. Иногда идешь выкидывать уже разделенный мусор, а стоят контейнеры например только бумага и пластик...и все.... а куда остальное? даже обычной мусорки рядом нет. Понятное дело, что никто не захочет по всему району бегать, чтоб довыбрасывать. По этому вина мусорщиков тут тоже есть. А потом чему-то удивляются...
03.03.2017 в 15:57
Когда я на улице вижу хозяина, который не прибирает какашки за своей псиной, я достают перчатку, тихонечко беру какашки и "нечайно" кладу ему за воротник. Или мужу об куртку сзади.
Да, я горжусь собой!
"ni_Tanik":

Какашки это удобрения, никакого отношения к загрязнению окружающей среды они не имеют.
03.03.2017 в 15:58
Тема отличная. И комментаторы непременно отпишутся на предмет того как они всей душой за экологию и вообще. Но бычков на тротуарах и помоек под домами от этого меньше не станет, увы...
03.03.2017 в 16:03
Новый налог?
"Fuji":


если он что-то изменит, то можно и налог!
хотябы на собак! Надоело пробираться через "заминированные" поля, а владельцы собак вообще оборзели: даже на школьном поле и на детских площадках выгуливают
"Solarrain":


вы не поверите, но он есть и некоторые уже его платят )
03.03.2017 в 16:03
А, ещё про собачников забыл. Не носите с собой мешки и не убираете за питомцами - 1 000 Евро штраф и принудительные работы по уборке территории на месяц. Хотя что собаки... Вы и за своими детьми, и за собой не убираете большинство.
"Fokewolf":

Какашки разлагаются за месяц в траве.
А вот пакетики, в которые вы так упорно призываете прибирать какашки, это уже самые непосредственные тяжелые бытовые отходы, которые загрязняют атмосферу.
Почему не доходит таких простых вещей?
Статью читали?
03.03.2017 в 16:14
Где фотофакт?
03.03.2017 в 16:16
Не знаю.по мне так культура в этом плане выросла за последние 10 лет.мусора на улицах стало меньше,не считая массовых мероприятий.замечал что даже люди не особо воспитанные и то за собой убирали.так что как в Минске не в курсе,а у нас вполне сносно
03.03.2017 в 16:23
Вот в России кругом свалка, а у нас чистота!!!
"Good_Trader":

Столько сарказма... надо разгребать нашу помойку.
03.03.2017 в 16:25
Снег растаял и все в собачьих фекалиях! Когда собачников начнут штрафовать? Именно с них все начинается!
03.03.2017 в 16:28
Когда я на улице вижу хозяина, который не прибирает какашки за своей псиной, я достают перчатку, тихонечко беру какашки и "нечайно" кладу ему за воротник. Или мужу об куртку сзади.
Да, я горжусь собой!
"ni_Tanik":

"Или мАжу об куртку сзади". Правильно.
03.03.2017 в 16:32
У нас заварили мусоропровод без опроса жильцов подъезда, на улице поставили контейнеты на 2 дома, теперь на стоянке минус 2 машино/места и срач, нет серьезно там постоянно роются бомжи, вороны утром выбрасывают из баков все, потрошат пакеты, собаки и коты. Там просто срач во дворе. В итоге из благоустроенного двора сделали мусорную свалку, спасибо вам родное ЖЭУ. (г.Мозырь в доме крыс не было, тараканов не было, в подъезде не воняло. В мусорном баке с надписью "стекло" точно такие же мусорные пакеты с гнилыми помидорами и шкурками картошки)
03.03.2017 в 16:33
[censored]

тут почему то на 1/4 экрана, но пофиг же.
03.03.2017 в 16:36
столько много букв в комменте. можно было просто сказать "будте культурнее"
03.03.2017 в 16:42
да не надо далеко в лес идти, отойдите от центра на 5 мин: остановки засраны бычками и бумажками, любая придворовая территория загажена любителями животных которые не убирают за ними.
03.03.2017 в 16:45
Зачем столько фото собеседника?
"colorit78":

Поддерживаю. Ладно бы на фоне различных стихийных свалок или бы пани была красива и фигуриста и в неглиже. А тут.. беда-пичаль.
По поводу мусора: сам не мусорю, но убирать за другими - это не по мне. На это надо найти время, одежду, перчатки, пакеты, метлу/веник/совок т.п.
Пусть этим занимаются соотв. службы и те граждане у которых много свободного времени.
А за выброс мусора в неположенном месте надо давать большие штрафы!
03.03.2017 в 16:48
[censored]

Ничего, это даже хорошо, болезнь должна созреть, нужно переварить всю эту грязь, это нормально, я думаю пока еще рано нам быть ровней многим европейским странам по уровню, нам еще нужно упасть, необязательно всей стране, хотя бы каждому лично, и как следует упасть, а главное в собственных глазах, потому что только после падения можно подняться.
03.03.2017 в 16:51
Масленица вроде же прошла
03.03.2017 в 16:51
столько много букв в комменте. можно было просто сказать "будте культурнее"
"vhlam":

Как раз такие совершенно наоборот, онлайнер и тутбай являются центром концентрации внимания людей нашей страны и города. Тут просто необходимо создавать площадку общения, обсуждения, взаимного понимания и уважения.
03.03.2017 в 16:53
надо сортировать!
03.03.2017 в 16:56
столько много букв в комменте. можно было просто сказать "будте культурнее"
"vhlam":

Как раз такие совершенно наоборот, онлайнер и тутбай являются центром концентрации внимания людей нашей страны и города. Тут просто необходимо создавать площадку общения, обсуждения, взаимного понимания и уважения.
"Psychometrics":

я за чистоту и порядок. ну видимо людям нравится - один плюнул, второй наступил и принес домой это и по ковру размазал
03.03.2017 в 17:45
когда будет статья о том ,что надо руки мыть ??
03.03.2017 в 18:04
Абсолютно не видно инициативы государства в этом вопросе. Где мусороперерабатывающие заводы вместо свалок? Где контроль за стихийными свалками? Где цивилизованный раздельный сбор мусора?
03.03.2017 в 18:11
Работаю на большом государственном предприятии, вся стоянка автотранспорта завалена окурками, такое ощущение что на предприятии работают не люди а свиньи.
03.03.2017 в 18:32
Ну и фотки...(((
03.03.2017 в 18:40
Ну и фотки...(((
"Janya26":

вам не нравиться кирпичная кладка?)
03.03.2017 в 19:08
Есть народ, которому плевать на себя и есть власть, которой плевать на народ.
Остальное - тлен и демагогия.
03.03.2017 в 19:44
А что в голове щелкнет? Приезжает одна "мусорка" и собирает все подряд! Живу в центре, мусорка во дворе...
03.03.2017 в 19:54
И мне тут про енота будут "втирать"...
03.03.2017 в 19:55
Сортирую не часто и только пластиковые бутылки т.к. под них есть контейнеры.
Если бы видел какой-то результат своих действий, то делал бы это чаще.

В других странах часто видел товары на которых было написано, что они произведены из отходов и это здорово, а у нас ничего подобного не видел. Вообще не уверен, что это всё в одну кучу не сгружается.
03.03.2017 в 20:13
у меня соседка по тамбуру сметает мусор мне под коврик. для нее как и для многих беларусов все, что за дверью уже не их. отсюда и курение в подъездах, выбрасывание мусора из окон квартир и машин и вообще жуткое отношение к среде в которой живем. пока люди не поймут, что все что их окружает является частью их жизни и что на качество этого окружения это можно как-то влиять, никто не будет беречь даже то, что совсем рядом. много людей у нас вообще верит, что можно хоть что-то поменять? а вы про лес какой-то...
"Яроха":


Глобально влиять не можем, проблема во многом в этом. Ну вот представьте, сделали жильцы клумбы во дворе, скамейки, чай летом пьют. А потом туда - бабах! - социальную 19-этажку прямо посередине бывшего дворика. Их кто-то спросил? Нет! И что, будут они снова клумбами заниматься?
Или вот стоянки. Лет 10 назад возникла идея стоянку около дома окультурить за счёт местных автовладельцев, разметка-приличный асфальт-шлагбаум, чтобы залётные бусы хотя бы не парковались. Так нет, "наша" земля заканчивается по отмостке дома, нельзя.
Один такой эпизод, второй, и уже да, гори оно всё синим пламенем, что за порогом квартиры. Не мусорить ещё ладно, это на подкорке, если человек культурный, а на большее - убрать, украсить, обустроить - всё труднее энтузиастов найти.
03.03.2017 в 20:23
Может кому интересно будет.
FAQ. ОТВЕТЫ НА ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ О РАЗДЕЛЬНОМ СБОРЕ ОТХОДОВ В БЕЛАРУСИ
www.target99.by/infopost.php?id=13
03.03.2017 в 20:29
Три года Ремондис вывозил мусор раздельно.Оказалось все зря.
03.03.2017 в 20:41
Татьяна246, штрафовать это единственный выход. Бросил окурок мимо урны - штраф или 15 суток уборки городской территории . Нагадил в лесу можно и на пару месяцев принудительных работ. Вот тогда будет чистота везде.
03.03.2017 в 20:51
Выкинул покрышки в лесу - 20 000 Евро в плечи, бытовой мусор оставил в мусорке у подъезда - 5 000 Евро, окурок на остановке - 500 Евро и месяц работы дворником принудительно. Тогда начнёт доходить до многих.
"Fokewolf":

А зачем мелочиться? Может сразу расстрел?
PS к окружающей среде отношусь бережно, просто не люблю фанатиков
03.03.2017 в 21:00
Новое поколение живет по принципу "мне все должны". Раньше соседи по очереди площадку в подъезде мыли, а сейчас "я ж заплатил!" Или как пример, в школе родители поднимают хай из-за того что детей приобщают к уборке листьев. А мы спокойно ходили, даже мысли отказаться не было. А уж про субботники и вовсе молчу....
"Татьяна246":

Ну и каша в голове:) Вы перепутали. "Мне все должны" - это как раз из прошлых поколений, из советской эпохи, когда все было всех и ничье и квартиры бесплатно раздавали. И этот принцип до сих пор пытается (увы, неуспешно) продвигать наше якобы социальное государство да передается из поколения в поколение маргиналами. По поводу мытья лестничных площадок - простите, час моей работы стоит раз в 40 больше часа работы уборщика, так что пусть каждый занимается своим делом. А по поводу уборки листьев - вы считаете насильное принуждение школьников к неоплачиваемому детскому труду прививает у них любовь к уборке листьев и заботе об окружающей среде? У меня для вас плохие новости.
03.03.2017 в 21:00
Много общих слов.
А чёткой системы нет. Даже за собаками убирать не обязали.
03.03.2017 в 21:13
Собираю макулатуру, а она потом гниет под дождем в центре приема.
Разделяю пластик, стекло и металл, а их в одну кучу сваливают. Раньше батарейки была проблема выбросить - сейчас, к счастью, почти в каждом магазине есть контейнер. Сдать ртутный термометр - надо самому везти в МЧС.
Прошу в магазине сложить покупки в один пакет, мне упорно разделяют, т.к. они бесплатные, хотя на самом деле продавцу почему-то сложно весы поставить на ноль. Убираем лес подчистую после каждого пикника, но контейнеры за городом чистятся редко.
При выборе пакетов выбираю бумажные или биоразлагаемые, но они не всегда в наличии и ношу запас с собой в сумочке.

Что должна сделать я еще, если государству откровенно плевать на все это.
03.03.2017 в 21:24
— Вот приедет в Беларусь иностранец, у него потом спросят: «Ну как вам?» А он первым делом ответит: «Чистенько!» Так ли это на самом деле?
иностранцам нет никакого дела до чистоты
03.03.2017 в 21:26
Собираю макулатуру, а она потом гниет под дождем в центре приема.
Разделяю пластик, стекло и металл, а их в одну кучу сваливают. Раньше батарейки была проблема выбросить - сейчас, к счастью, почти в каждом магазине есть контейнер. Сдать ртутный термометр - надо самому везти в МЧС.
Прошу в магазине сложить покупки в один пакет, мне упорно разделяют, т.к. они бесплатные, хотя на самом деле продавцу почему-то сложно весы поставить на ноль. Убираем лес подчистую после каждого пикника, но контейнеры за городом чистятся редко.
При выборе пакетов выбираю бумажные или биоразлагаемые, но они не всегда в наличии и ношу запас с собой в сумочке.

Что должна сделать я еще, если государству откровенно плевать на все это.
"Bjaka":
не сдавайте ртутный термометр, они самые точные, современные электронные игрушки - мусор
03.03.2017 в 21:58
Почему ПРОИЗВОДИТЕЛЬ мусора НЕ ПЛАТИТ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ ( если кто и платит за все прегрешения перед человечеством, то ПОТРЕБИТЕЛЬ ) , почему население должно " дарма " отдавать вторсырье ?
03.03.2017 в 23:00
Полностью согласна со всем сказанным в статье
03.03.2017 в 23:04
смотрела на тротуар, к-ый после зимы не подметали. Окурки и акцизные марки лидируют(неужели зимой на улице так много пили??) . Так что выход один: штраф за окурок на улице мимо мусорки. Достал сигарету - донеси и окурок до мусорки. 100 руб за зафиксированный факт. Думаю, заплатят первых два нарушителя, и вопрос будет решен.
03.03.2017 в 23:08
драть
нещадно ждать за мусор
03.03.2017 в 23:13
Когда я на улице вижу хозяина, который не прибирает какашки за своей псиной, я достают перчатку, тихонечко беру какашки и "нечайно" кладу ему за воротник. Или мужу об куртку сзади.
Да, я горжусь собой!
"ni_Tanik":

Какашки это удобрения, никакого отношения к загрязнению окружающей среды они не имеют.
"Vennn":

Посмотрите на Индию где нет канализации толком и туалетов. Или трущобы Найроби. Захотелось бы там жить ?
03.03.2017 в 23:22
Когда я на улице вижу хозяина, который не прибирает какашки за своей псиной, я достают перчатку, тихонечко беру какашки и "нечайно" кладу ему за воротник. Или мужу об куртку сзади.
Да, я горжусь собой!
"ni_Tanik":

Бедный ваш муж...
Да и вы сама лично у меня вызываете опасения... я б подальше держалась))))))))))
03.03.2017 в 23:56
На улицах чисто. А вот подъезды и грязные и вонючие. И люди имеют привычку оставлять мусор в пакетах на лестничных площадках чтоб воняло на весь подъезд. Вот это точно дикость. И если учесть что многие туристы живут в хостелах в жилом фонде- то впечатление о Минске очень и очень не хорошее.
03.03.2017 в 23:56
Красивая и грустная Маша, грустная от того что соотечественники много гадят.
04.03.2017 в 0:03
видимо ледовые дворцы нам нужнее чем переработка мусора и чистоты улиц .. все спортсмены ..
04.03.2017 в 0:04
Зачем столько фото собеседника?
"colorit78":

Всё, что родилось в голове обывателя после прочтения статьи ?
04.03.2017 в 0:24
на сознательность людей не стоит уповать...
...будут большие штрафы за брошеный окурок, тогда и люди быстро обретут сознательность...
"Belarus-16":


Вот-вот. В Европе сознательность и правильное отношение прививались большими штрафами и серьёзными наказаниями. До сих пор штрафы умопомрачительные порой. И самое главное...Никакой Mike полицейский не стоит за углом с феном и не проводят 2 раза в год акции пешеход, дети и т.п. За соблюдением законов следят комплексно. И все....граждане в том числе. А у нас....Одни отрабатывают заданное количество протоколов, а вторых считают стукачами....Живём как дикари
04.03.2017 в 0:25
На улицах чисто. А вот подъезды и грязные и вонючие. И люди имеют привычку оставлять мусор в пакетах на лестничных площадках чтоб воняло на весь подъезд. Вот это точно дикость. И если учесть что многие туристы живут в хостелах в жилом фонде- то впечатление о Минске очень и очень не хорошее.
"2018774":

Всегда говорю, что в стране чисто не потому, что люди такие...А потому, что есть армии уборщиков, дворников и т.п. И то, чисто там. где считают, что нужно
04.03.2017 в 0:29
Абсолютно не видно инициативы государства в этом вопросе. Где мусороперерабатывающие заводы вместо свалок? Где контроль за стихийными свалками? Где цивилизованный раздельный сбор мусора?
"icemy":

Зачем так далеко ходить -на подьезде к минску со стороны кургана на остановках кучи мусора в пакетах, был свидетелем как "олигархи" из котеджных поселков, останавливаються, достают из багажника и тупо оставляют его! А вы про заводы.
04.03.2017 в 0:56
Просто большинству всё равно - и так проживут. У многих вбито с детства, что им кто-то должен. Выкинул бумажку на улице - должен дворник убрать, окурки в подъезде - есть уборщица, в лесу после посиделок оставили мусор - кто-то уберёт, они же сюда больше не поедут в ближайшее время.
Вместо того, чтобы сидеть изображать работу, чиновникам нужно ввести максимальные штрафы за загрязнение окружающей среды.
С покрышки в лесу - 20 000 Евро в плечи, бытовой мусор оставил в мусорке у подъезда - 5 000 Евро, окурок на остановке - 500 Евро и месяц работы дворником принудительно. Тогда начнёт доходить до многих.
"Fokewolf":

Ух как! Никто сейчас не выбрасывает в куст/ров АКБ (например) ибо их принимают/ездят по гаражам люди их скупают/в пунктах продаж дают скидку когда привозишь старый -все гуд! Тот же пластик -конторы сдают переработчикам и получают пусть малые но деньги (выгодно собирать и сдавать -шприцы например у медиков чем выкидывать). А вот про шины -довелось заехать на контору по их переработке, куча шин, шеф их говорит мол измельчаем и гранулы в РФ влет уходят, говорю -прикольно, надо мне вам свои привезти, а он мне -привози и еще за то что мы их забрали нам заплатишь! Бизнес супер -гос апричники транспортные конторы ,заставляют им шины сдавать, они получают бабки за то что им привез сырье и за то что они продали продукцию -трат минимум! Я из принцыпа шину лучше в "куст" катну чем им повезу!
04.03.2017 в 2:26
Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах.

М.А. Булгаков,
"Собачье сердце"
04.03.2017 в 5:47
Герои нашего времени
04.03.2017 в 8:12
Я выбросил 6 балконных стекол в урну для стекла радея за экологию.....и чепез неделю увидел как чел из жкх бил их и клал в общий контейнер. В контейнере было только стекло....
04.03.2017 в 10:02
Читаю комментарии и жутко становиться! Народ, вы правда думаете, что вас или ваших детей это не коснется? "Пусть убирают те, кто за сортировку деньги получают"? Серьезно? Вам жалко потратить 5 сек, чтобы выбросить в нужный контейнер, вам обязательно нужно заплатить за это деньги? А перспектива жить в 2030 году хотя бы в таком же мире, как сегодня, и дышать хотя бы таким же воздухом, как сейчас, не является достаточной платой и не мотивирует вас? "Не хочу лишать возможности бомжей заработать денег на сортировке"?? Браво, как благородно! Только вот в Беларуси сортируется всего15% отходов, так что будьте спокойны, бомжам мусора хватит! Все остальное гноится на мусорных полигонах, которые заполняются с бешеной скоростью. На 20 недальновидных комментариев только 1-2 адекватных. Ужас! Мне стыдно за свой народ. Враги сами себе
04.03.2017 в 11:21
Этого не знает того не знает Чего на интервью пришла не понятно Разговор ни о чем
04.03.2017 в 12:12
Читаю комментарии и жутко становиться! Народ, вы правда думаете, что вас или ваших детей это не коснется? "Пусть убирают те, кто за сортировку деньги получают"? Серьезно? Вам жалко потратить 5 сек, чтобы выбросить в нужный контейнер, вам обязательно нужно заплатить за это деньги? А перспектива жить в 2030 году хотя бы в таком же мире, как сегодня, и дышать хотя бы таким же воздухом, как сейчас, не является достаточной платой и не мотивирует вас? "Не хочу лишать возможности бомжей заработать денег на сортировке"?? Браво, как благородно! Только вот в Беларуси сортируется всего15% отходов, так что будьте спокойны, бомжам мусора хватит! Все остальное гноится на мусорных полигонах, которые заполняются с бешеной скоростью. На 20 недальновидных комментариев только 1-2 адекватных. Ужас! Мне стыдно за свой народ. Враги сами себе
"Mozgless":


сортировка мусора - вуду-карго культ. она не приносит НИКАКОЙ пользы экологии.
04.03.2017 в 19:46
не читал но вы не имеете права когото осуждать потому что сами мусорите
05.03.2017 в 4:21
Самая дельная статья на онлайнере за 6 лет, что я читаю сайт. Сортировал, сортирую и буду сортировать отходы, все смотрят на меня как на дурака, но делал, делаю и буду делать. На работе свет постоянно выключаю, как посветлеет, - бесит всех. Люди не понимают, что этот сэкономленый свет, вода, переработанный пластик и стекло - их собственная прибавка к з/п, бонус к здоровью и к карме. Когда ты думаешь "энергоэффективно", то начинаешь видеть, сколько недалеких людей вокруг....
ТЫ, ДА, ДА, выкинь пластик в отдельный пакет и контейнер, кинь бумагу в ящик для макулатуры, вкрути в подъезде 40-ватку, а не 75-ку
05.03.2017 в 9:51
Mozgl
"icedank":

После сортировки мусор - это уже не мусор, а ВМР (ВТОРИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ). Дальше, надеюсь, уже не нужно объяснять)
05.03.2017 в 12:46
мне понравилась картинка
05.03.2017 в 14:12
"Закон разбитых окон" никто не отменял. Если один человек кинет окурок мимо урны, через час вокруг урны будет куча мусора. Каждому надо начинать с себя, тогда и проблема стоять не будет.
А рассуждать на тему: "Как же грязно вокруг, потому что они, плохие, тут насрали", - можно бесконечно.
05.03.2017 в 23:43
DOCRUS, оконное стекло не перерабатывается)