Александр Семенов некоторое время вел бизнес в России, потом вернулся в Беларусь. Тут он получил извещение о том, что не участвовал в финансировании госрасходов и должен заплатить 20 базовых величин. Мужчина с этим не согласен: говорит, что в 2015 году жил на скопленные деньги, платил дорожный сбор, другие налоги. Когда ему отказали в отмене «налога на тунеядство», отправился в суд. Для Беларуси это первый такой случай.
В 10:30 у здания суда Центрального района Гомеля собралось несколько десятков человек. В том числе поддержать Александра Семенова пришли и те, кого тоже признали «тунеядцами». У него два основных требования: освободить его от налога и, чтобы два раза не вставать, отменить декрет №3. Похоже, в осуществимости второй части он и сам сомневается, но решил попытаться.
— У меня 28 лет трудового стажа, — рассказал перед заседанием 53-летний заявитель. — Сейчас есть временные трудности с работой, но это не означает, что я не финансирую госрасходы. Ведь я пользуюсь машиной, телефоном, покупаю продукты и одежду.
Противники декрета давно сформулировали основные тезисы: мы и так участвуем в финансировании госрасходов, когда оплачиваем мобильник или дорожный сбор, покупаем молоко в магазине или бензин (поскольку в их цену включен НДС). Оппоненты напоминают, что есть еще подоходный налог (который не платят неработающие), а госрасходы не исчерпываются дорогами и медициной. Собственно, для обеих сторон нынешний суд — первая такая возможность официально озвучить позиции и проверить их на состоятельность.
— У меня два высших образования, техническое и торговое, — рассказывает о себе Александр. — Работал на руководящих должностях, был начальником отдела в «Гомельхлебпроме», потом заместителем директора в торговой организации, на других предприятиях и в частных фирмах. В 2014-м уехал в Россию, там занимались торговлей, но из-за кризиса этот бизнес закрылся. Теперь ищу работу. Разослал резюме, но предложений пока нет. Хотя опыт и образование позволяют мне работать, например, в отделе сбыта, заниматься снабжением.
Александр Семенов говорит, что 2015 год жил фактически на дачном участке, занимался хозяйством.
Самый большой зал вместил далеко не всех.
— Хотя бы цирк какой сняли... — шумят за дверями те, кто не попал. — Давайте арендуем помещение за свои деньги!
Александр Семенов в своем иске просит, во-первых, признать декрет №3 неконституционным. Во-вторых, он требует признать себя участвующим в финансировании госрасходов и не применять в отношении него положения декрета №3.
— Мы будем говорить о том, что декрет вводит принудительный труд, налагает ответственность задним числом: декрет был принят 4 апреля 2015 года, а уплатить налог требуют за весь 2015 год, — до суда заявлял юрист профсоюза РЭП Леонид Судаленко. — Еще один наш основной аргумент — все жители Беларуси, в том числе и Александр Семенов, участвуют в финансировании госрасходов, потому что платят как прямые, так и косвенные налоги, покупая товары и оплачивая услуги. Законодательство не определяет точно, сколько каждый человек должен уплатить государству в виде налогов, чтобы его признали участвующим в финансировании госрасходов.
По словам истцов, многие предприятия Беларуси работают по несколько дней в неделю, если посчитать размер их налогов, то они могут оказаться меньше, чем дорожный сбор неработающих граждан.
— На таких захудалых предприятиях люди работают 48 дней в год. И они признаются участвующими в финансировании госрасходов. А в нашем случае человек заплатил 1,5 миллиона и его причислили к «тунеядцам», — объяснял Леонид Судаленко.
В данном случае второй стороной процесса выступают представители налоговой службы, поскольку именно от них исходит требование об оплате. К вопросу о видеосъемке стороны относятся по-разному. Если заявитель категорически за, то налоговики возражают: «Неизвестно где и как будет использоваться запись».
Леонид Судаленко в очередной раз излагает позицию о том, что госрасходы в любом случае финансируются его клиентом. Вторая сторона также держится традиционной линии: кроме «косвенных» налогов, есть еще подоходный налог, а также налоги, которые платят предприниматели.
Представитель налоговой службы уточнила при этом, что в Гомельской области по обращениям граждан уже отменены больше 10 тысяч извещений — таких же, как то, что пришло Семенову. В его случае поводов для отмены не усматривается.
После того как стороны изложили позиции, в процессе был объявлен перерыв. Следующее заседание назначено на 21 февраля. С учетом сегодняшнего аншлага, возможно, будет подыскано помещение побольше.
Предложить свои знания и умения на Onliner.by
Читайте также: