9079
48
03 февраля 2017 в 15:30
Источник: Полина Шумицкая. Фото: Максим Малиновский. Иллюстрация: Олег Гирель
«За массовостью мы забыли человека». Душевный разговор с «дедушкой» белорусского авангарда

Если и начинать разговор об искусстве, то только с тем, кто максимально приблизил его к белорусам — в прямом смысле пошел в народ и оживил своими работами подъезды обычных минских девятиэтажек. Прямой, ироничный, с живым острым взглядом, по-прежнему любящий крепкую сигаретку и молдавское вино — вот так выглядит знаковая фигура белорусского авангарда, 76-летний художник Виталий Чернобрисов. Об искусстве и простом человеке, о прошлом, которое мы забываем, а надо бы сохранить, о нашем месте в техногенной цивилизации — читайте в интервью Onliner.by с живым классиком для рубрики «Неформат».

Кто это?

Виталий Феодосьевич Чернобрисов — «дедушка белорусского авангарда», художник и культурный гуру. Скульптор, педагог, общественный деятель. Член питерских творческих союзов, участник квартирных выставок в Ленинграде. Самоучка. Как и подобает истинному авангардисту, бросил школу после восьмого класса. Начал расписывать минские дома, подъезды и даже ограждения возле мусорок еще до того, как в Беларуси появилось само явление «граффити». Твердо стоит на позиции: «красота спасет мир». Подготовил к печати книгу об искусстве с одноименным названием, но не может найти спонсора на белорусском арт-рынке.

 


— Проходите, располагайтесь… У меня в квартире обстановка своеобразная, полубогемная. Здесь много артефактов. В моем понимании артефактов, конечно… Видите на стене «Кусты» и «Куклы»? Это для меня знаменитость номер один, питерский художник Игорь Иванов — один из генералов андеграунда, блестящий живописец, ходячая энциклопедия… Остальное — мое. Камешки и картинки — мои. Вот цыганская серия. Почему цыгане? Люблю их, и все! Они, конечно, жуликоватые, вороватые, таинственный народ, но поют прекрасно. Кармен, фламенко… А в русской культуре — это и Пушкин, и Аполлон Григорьев, которые с цыганами проводили время, и гитарная школа, театр «Ромэн»… Цыганщина внесла мощный вклад в культуру. Для меня цыган — образ свободного человека. Их женщины пластичны. Хоть и гадалки, а пластичные, живые.

Камни вызывают у меня такой же равноценный интерес, как и картинки. Я родился во Фрунзе, перед глазами Тянь-Шань. Я видел знаменитых половецких каменных баб в Киргизии, работы Брынкуша в Румынии. С тех пор у меня есть пристрастие к скульптуре. Как же объяснить это вам? Творчество — вообще дело темное, необъяснимое… В скульптуре я обожаю Египет и люблю наш отечественный «примитив» — половецкая скульптура, доисторическая — из неолита, палеолита. Потрясающе просто! Они же мастера были — пещерная живопись, пластика. Это у меня идеал, хотя я нигде не учился. Восемь классов образования, а потом — чур, чур! Потому что неинтересно было в школе. На свободу тянуло, в мир. Самостийность во мне превалировала.

Я член питерских организаций. Например, профессионального творческого союза «Товарищество „Свободная культура“» — общественной организации под международным покровительством. Такое только в Питере могло случиться, потому что это особый город и менталитет. Будучи внедренным в их ментальность, я спокойно живу в Минске. Здесь далеко не Питер, и все же… Амбиции у меня спокойные. Я не страдаю комплексом неполноценности из-за того, что я не член Союза художников. Никогда не было этого. Наоборот, еще со школы, в советское время, был в этом антагонизм. Ведь что такое образование? Это воспитание индивидуальности в массовом контексте. А мы за массовостью забыли человека…

— В своих интервью вы часто сравниваете Минск и Петербург. Чем эти два города отличаются для человека искусства?

— Разница есть, она очень большая, от этого никуда не денешься. Прямо скажу: не в нашу пользу. Но так нельзя ставить вопрос: где лучше, а где хуже? Все исторически производно. Там беды было много, здесь уйма горя, но они разные. Возьмем, например, репрессии в советское время. Да, они были общие. Но качественно разные. В Питере душили интеллигенцию: троцкисты, не троцкисты, поэты, Хармсы… А в Беларуси, пардон, все происходило по-другому. Национальный классовый состав был другим. Волны репрессий одна за другой, партийная борьба. Пограничная территория. Война. Все в костях. Спекулировать на этом не нужно, но помнить надо. Знать, кто мы, что мы, откуда мы… У Беларуси очень тяжелая история. В Минске в 1945 году осталось 60 000 человек — простой народ да партизаны. А интеллигенции уже и не было. Поэтому культуру начали делать очень «казенно». Ведь здесь партизанский край, военный, оборонный.

В Беларуси я живу с 1951 года. А в Питер в первый раз приехал после армии, в январе 1966 года. Вот в такое время, как сейчас. Город серенький был, блокада чувствовалась, ждановские репрессии, Ахматова… В Питере тогда народ бедноватый был, но у людей живые глаза! И потом, я жил напротив дома Достоевского. Одна остановка от Невского, самый центр. Маленькая комната в коммуналке, которую мой армейский друг — поэт Миша Зарайский — делил с мамой. Но что это было за время! Я начал знакомиться с представителями андеграунда. Там очень много вольных обществ, развита общественность — от бандитов до интеллигенции. Миша познакомил меня с Виктором Татарским… Пошли отношения интересные. В Минске такого не было. В Питере я начал знакомиться с авангардистами — не простыми участниками движения, а «генералами». Жил в мастерской у Игоря Синявина. Было круто! Прослойки, драки — на идейной почве, разумеется. А второй мэтр был — это Володя Овчинников. Я выставлялся у них, привозил свои работы, все дарил. Меня приглашали мощнейшие коллекционеры — Лев Борисович Каценельсон, Геннадий Гор, Сергей Липшиц… Когда я попал в такую среду, то многое понял четко. Сам момент посещения коллекции, когда ты видишь модернистов, наших, послевоенных — они подпольщики, потрясающие художники, школа Арефьева, андеграунд! — и ты можешь сидеть, спокойно аналитически смотреть на все это. К тому же твоя работа там тоже висит. И можно соотнести: кто ты есть по сравнению с именами? За это я благодарен Петербургу.

При этом в Питере я жить не хотел бы. Мне нравится Минск, здесь все родное. Здесь тихо. А в Питере прослойки разные, эта российская дифференциация: богатые-бедные. И климат там жуткий — много больных, сумасшедших, нищих. Сейчас город переиначивается, конечно. Большой вопрос, стоит ли там жить. А вот приезжать, как на экскурсию, нужно всем! Потому что это мировой центр культуры, он до сих пор существует, как бы ни старались его угробить еще с 1917 года.

— Тридцать лет вы руководили в Минске детской изостудией и первым в стране вместе с учениками начали расписывать стены домов. Это ваше решение вопроса: так приблизить искусство к простому человеку?

— А как еще можно это сделать в наших условиях? Вокруг хрущевки, хрущевки, хрущевки… А сейчас, оказывается, типовые хрущевки, да еще заросшие деревьями, — это хорошо, ведь им на смену приходят стеклянные небоскребы. Ну что это такое? Нью-Васюки всего лишь… И я думаю: дети вырастут, а что дальше? Каток серости, глобализация. Все усредняется. А человек же должен быть творцом. Поэтому у меня собрались молодые художники и организовалась «Артель». Я начал писать «Манифест» — как и положено, все-таки авангард. Наша цель была — эстетизация среды проживания своими руками. В Европе и Америке все расписано! В Китае тоже, в Индии! Арабский Восток весь кудрявый — архитектура и прочее, прочее. В Сербии даже надгробия расписаны. А мы — серенькая архитектура, и нам это шлепают и шлепают. Значит, идея была сделать что-то самим. Проект назвали «Благовест». Ходили по домоуправлениям, ЖЭСам. Взяли обыкновенную малярную краску и за четыре дня расписали стену домоуправления на улице Кедышко. Мусорку расписали. Вообще все изменилось, народ обалдел! На проспекте Независимости, 145 мы расписали длинный дом напротив Национальной библиотеки. Это первый был в стране дом, для которого власти подрядили художников заняться росписью. Я работал два месяца. Скажу я вам: это адская работа — стоять и расписывать подъезды, — хотя очень интересная. Я расписал в Минске и Гомеле немало домов и подъездов, даже школьные столовые и детские лагеря в деревнях. Вот, видите на фото мои витражи? Немного Рерихом отдают. А вообще, я выбрал старорусский стиль — гуси-лебеди, жар-птицы… Эскизы согласовывал с жильцами. Плюс в Гомеле начали шрифты вводить, тексты. «Слово о полку Игореве», цитаты Скорины, Симеона Полоцкого. У последнего великолепные стихи, афористические фразы — бери и расписывай вместо этих «Храните деньги в сберегательных кассах» или «Берегитесь пожара».

— Как вы думаете, это приблизило жильцов к высокому искусству? Они поняли, что витражи в их доме отдают Рерихом?

— Конечно, приблизило. Никто против никогда не был, только за. Правда, я не знаю, может быть, сейчас это все замазали краской. Но само явление было.

Пусть бы так делали постоянно: выходит на практику художник из училища и домик за домиком расписывает. Был бы виден результат, а художники могли бы получить денежку какую-то. Ведь если «отцы нации» хотят, чтобы народ был культурным, то надо работать. Куда, например, девают художников — выпускников вузов? Они уезжают за границу, там халтурят как скульпторы. Потому что здесь, в Беларуси, нет ни заработка, ни покупателей, ни арт-рынка. Это доказывает прошедшая осенью коммерческая выставка «Белгазпромбанка» «Осенний салон». Попытка есть, но арт-рынка нет. А мне начхать на арт-рынок, потому что я привык жить без всего. Жизнь и родители так научили меня, за что я им благодарен...

Я хочу сказать вот что: мы не успеваем стать на ноги. Органический процесс развития культуры пресекли в 1914—1917 годах. И мы до сих пор не очухались. Это если глобально ответить на ваш вопрос о высоком искусстве. И в Беларуси это чувствуется.

— Где же выход?.. Вы упоминали своего любимого скульптора-авангардиста Брынкуша, а он ведь был учеником Родена. В Париже сейчас любой желающий может зайти в музей Родена и полюбоваться его «Мыслителем» под открытым небом. Возможно ли такое в Минске?

— В Минске давно стоит без дела старый троллейбусный парк. Почему бы не сделать там музей скульптуры? Поставить бы туда Михаила Керзина и его учеников — Глебова, Бембеля и, ладно уж, Азгура.

Вы хотите от меня конкретных рецептов? Хорошо. Вот смотрите, в 70-е годы в Зеленом Луге в Минске было девять государственных детских изостудий, а сейчас — то ли одна, то ли ни одной вовсе. Если районные «отцы нации» озабочены досугом, чтобы детвора не стояла, не курила анашу — сделайте студии. Частные студии стали возникать, но они дорогие, не каждый пойдет. У меня до перестройки была политика открытых дверей — любой заходи!.. Так вот, нужно выработать предложение для Академии искусств: студентам-художникам, желающим работать с детьми, бесплатно предоставляется в пользование мастерская. А то сейчас: плати, плати! Мастерская ой-ей-ей сколько стоит, и она нужна студенту! Сделайте так — и девять студий будет открыто. Вот и весь рецепт.

Второе — вспомнить свои корни… Я против раскрасок. Например, гусь нарисован и остается только его раскрасить. Что это? Безобразие! Человек сразу делается рабом! Дитё должно по-своему гуся нарисовать. Он все равно будет похож, а даже если и не похож, надо соглашаться и развивать дальше. Но есть единственное исключение — это «Ветковская буквица», автор — Галина Нечаева, директор Ветковского музея под Гомелем. Вот за такую раскраску я голову отдам! Я переформатировал эту книгу, перевел на славянский образ и шрифт и издал 3000 экземпляров. Я консерватор, ретроград, но лучше старославянской буквицы ничего не придумано. Вот он, авангард, на котором сидели наши предки! Древняя символика. Если мы к этому вернемся, откажемся от большевистских заморочек, тогда опять вспомним про свои корни. Это один из рецептов.

Затем. Соединить в школе урок труда и искусства — вот где ход! Для Беларуси это традиционно ткачество, резьба по дереву, соломка… Девочки могут бульбяники делать и прочее, прочее.

Как педагог, который 30 лет возглавлял детскую изостудию, я много думаю о нашей системе преподавания. Я подготовил пособие для художников-педагогов и всех мам и пап — «Красота спасет мир». Авторы — всемирно известные, хотя в Минске мало кто о них слышал, за исключением разве что Уильяма Морриса. Перевел все за свои деньги — а они были в послеперестроечные годы, когда эстонцы скупали мои картины. Один из авторов моего сборника — Богуслав Ковач, специалист по сюрреализму, — пишет о том, почему с возрастом меняется знаковая система у детей: когда ребенок развивается, он повторяет весь пройденный путь человечества, и поэтому на определенном этапе рисунки похожи на наскальную живопись, иероглифы — якобы отклонение от нормы. А оказывается, это норма и есть. Тут мешать не нужно, а нужно поддерживать, и тогда будет ускоренный творческий рост. Человек не рабом станет в итоге, а будет мыслить и знать, кто он есть… Увы, в Минске у меня никак не получается со спонсорами, чтобы издать мою книгу. Тыкаюсь из одного министерства в другое, хотя она полностью готова к изданию. Это сумма мировой педагогики!…

Вы хотите от меня ответов? Как найти выход? Да я даже не знаю, чем кончится затея с моей книгой. Я же не Аллах или гуру какой-нибудь, который все знает… Идет техногенная глобализация. Машин на улице столько — не пройти к подъезду. А где человечек? Он все дальше и дальше. Один человечек в машине сидит. Эти города-монстры. Зачем вы их делаете, люди?.. Что будет через 20—30 лет с нашей машинной цивилизацией? Я, может быть, не доживу, а вы еще увидите эти чудеса. Поэтому я так пишу:

«Не успеваю сделать „селфи“,

В смартфон попался покемон,

И будет уничтожен он.

Но. Давайте трезво рассуждать:

Ну переловим покемонов, кого мы будем уловлять?

Опять с себя нам начинать?»

Графические планшеты в каталоге Onliner.by

Читайте так-же:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Источник: Полина Шумицкая. Фото: Максим Малиновский. Иллюстрация: Олег Гирель
ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
03.02.2017 в 15:38
Органический процесс развития культуры пресекли в 1914—1917 годах. И мы до сих пор не очухались

А ведь это правильно! Понадобятся века, чтобы преодолеть последствия большевистских преступлений!

54
Лучший комментарий
03.02.2017 в 15:32

Не подумаешь о себе сам - никто не подумает.

03.02.2017 в 15:34

А таких вот людей становится всё меньше и меньше...

03.02.2017 в 15:34

побольше бы таких адекватных пенсионеров было!

03.02.2017 в 15:34

БЫСТРЕЕ НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

03.02.2017 в 15:34

В Минске в 1945 году осталось 60 000 человек — простой народ да партизаны. А интеллигенции уже и не было. Поэтому культуру начали делать очень «казенно».
И сейчас всё ровно так же. (

03.02.2017 в 15:35

Действительно умный человек! И лицо очень одухотворённое!

03.02.2017 в 15:35

люди старой закалки всегда вызывают уважение...

03.02.2017 в 15:35
Не подумаешь о себе сам - никто не подумает.
Олег_В.

БЫСТРЕЕ НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ!!!
В этом вся суть онлайнеровских комментаторов.

03.02.2017 в 15:36

Сейчас выгоднее быть дизайнером чем художником

03.02.2017 в 15:36

Мне кажется и раньше так было, просто не было интернета, был СССР, люди не могли, а часто боялись показать свою сущность... Не верю, что мы уж за каких-то 50-100 лет могли измениться как нация, для истории, народа, нации 1 век - это не срок, это капля в море.

03.02.2017 в 15:38
Органический процесс развития культуры пресекли в 1914—1917 годах. И мы до сих пор не очухались

А ведь это правильно! Понадобятся века, чтобы преодолеть последствия большевистских преступлений!

03.02.2017 в 15:38

Интересный дедуля, не сказал бы что его взгляды очень близки моим, но, как по мне, его мнение имеет право жить.

03.02.2017 в 15:41

Интересный такой, творческий мужик

03.02.2017 в 15:41

[quote«Не успеваю сделать „селфи“,

В смартфон попался покемон,

И будет уничтожен он.

Но. Давайте трезво рассуждать:

Ну переловим покемонов, кого мы будем уловлять?

Опять с себя нам начинать?»][/quote]
ЗОЛОТЫЕ СЛОВА!

03.02.2017 в 15:45
А таких вот людей становится всё меньше и меньше...
Spaikbes
побольше бы таких адекватных пенсионеров было!
artserge

Скорочтение зашкаливает)... Какие курсы заканчивали ребята?).. а?)

03.02.2017 в 15:49

Душевности у нас все меньше и меньше- сплошной гламур и ****о.

03.02.2017 в 15:50
Ведь что такое образование? Это воспитание индивидуальности в массовом контексте. А мы за массовостью забыли человека…
03.02.2017 в 15:55

было очень интересно прочесть.

03.02.2017 в 15:58

Меняется время!
Меняются взгляды!
Сегодня в музей не ходят!
Лучше у компьютера посидеть!
Считают многие!
Попросите назвать самые знаменитые музеи мира!
Школьники не назовут!
Назовите самых, самых знаковых художников мира! Не назовут!
Вот и всё воспитание искусством!
А ведь это так прекрасно!

03.02.2017 в 16:00
А таких вот людей становится всё меньше и меньше...
Spaikbes
побольше бы таких адекватных пенсионеров было!
artserge

Скорочтение зашкаливает)... Какие курсы заканчивали ребята?).. а?)

sashaquatro

А они на беседе присутствовали. Наверное, его внучата))

03.02.2017 в 16:12

Как всегда, спасибо. Прекрасная рубрика.
Правильные вопросы заданы. Очень правильные.

03.02.2017 в 16:46

Интересный человек - интересный материал - это замечательно, что у нас в стране есть такие люди! Думаю, что их не так уж и мало, просто они слишком незаметны в своей жизни и деятельности...

03.02.2017 в 16:50

Интересно. Но как мне кажется, сколько поколений населения будет, столько будет одно и тоже. Наши деды и бабушки рассказывают с упованием о тех временах. таинствах, обществах, культуре. Мы для них не те, они попали в тот момент когда мир стал шагать огромными темпами развития! И воспринять это уже было не возможно, но в какой то момент, причем совсем незаметный, мы начнем также уповать на свое время и рассказывать, как было у нас. Как ледовые дворцы строили, пытались что то менять. О своих интересах, обществах. И говорить что молодежь иная. Мы ловили покемонов, осуждали сэлфи. Они бог знает что будут делать, и хорошо если виртуальная реальность не захватит вообще мир реальный ) И не то что именно мы такие. В мире увы это повсеместно. Мы еще отстаем в этом плане. И наверное одни из последних более менее цивилизованных мест возмущаемся и негодуем как же так, стыд и срам.

03.02.2017 в 16:57
Не подумаешь о себе сам - никто не подумает.
Олег_В.

БЫСТРЕЕ НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ!!!
В этом вся суть онлайнеровских комментаторов.

mixann

ты же про себя сейчас. самокритика конечно похвально, но капс-лок – признак дурного тона.

03.02.2017 в 17:10

Единственная хорошая статья за день пятницы 3 февраля.

03.02.2017 в 17:20

а что тот же улей? уже много проектов нашли там поддержку!

03.02.2017 в 17:22
бросил школу после восьмого класса.

слушайте внимательно, многому может научить)))

03.02.2017 в 17:34
Органический процесс развития культуры пресекли в 1914—1917 годах. И мы до сих пор не очухались

А ведь это правильно! Понадобятся века, чтобы преодолеть последствия большевистских преступлений!

zatonn

Это может быть ?! будет потом . но сейчас мы катимся -катимся ..... Жалко детей-внуков-правнуков .

03.02.2017 в 17:41

" А где человечек? Он все дальше и дальше. Один человечек в машине сидит. Эти города-монстры. Зачем вы их делаете, люди?.. Что будет через 20—30 лет с нашей машинной цивилизацией? "

Человечек пусть по вайберу с другим человечком поговорит и расслабится. Пока "машинная цивилизация" спасает людей от голода, болезней, одевает их детей, привозит им чистую воду, кормит, выносит мусор, дает тепло и крышу над головой.
Количество перейдет в качество и это уже происходит. Дом в лесу престижней чем бетонная коробочка, отказ от персонального авто не за горами, каршеринги. Справимся -- никуда не денемся.

03.02.2017 в 18:18
Органический процесс развития культуры пресекли в 1914—1917 годах. И мы до сих пор не очухались

А ведь это правильно! Понадобятся века, чтобы преодолеть последствия большевистских преступлений!

zatonn

Мы сейчас живём в этом последствии, в самой извращённой форме, социального строя, не то феодального, не то общакового, по понятиям.

03.02.2017 в 18:31

хороший дядька! был однажды у него в гостях

03.02.2017 в 19:15

Надо ему на "Улей" выйти, есть шанс, что соберет на издание книги.

03.02.2017 в 19:51

в питере один в один климат. чаще там даже теплее зимой

03.02.2017 в 20:04

Статья не пошла , все читают ТЕЗИСЫ .

03.02.2017 в 20:29

Интервью понравилось. Всяких бизнесменов и "успешных" читать надоело.

03.02.2017 в 20:31
Органический процесс развития культуры пресекли в 1914—1917 годах. И мы до сих пор не очухались

А ведь это правильно! Понадобятся века, чтобы преодолеть последствия большевистских преступлений!

zatonn

вы бы хоть почитали про авангардное искусство тех годов чтобы такие позорны заключения делать. не говоря уже про "преступления"

03.02.2017 в 21:28

модно быть в оппозиции
если бы не большевики
многие так и остались бы рабами

03.02.2017 в 23:58

Хороший, проникновенный дядька!

03.02.2017 в 23:59
модно быть в оппозиции
если бы не большевики
многие так и остались бы рабами
fa78

нет, вообще-то до большевиков было отменено крепостное право - крестьяне по сути работали на себя, а трудолюбивые как раз и становились богатыми.

04.02.2017 в 0:00
модно быть в оппозиции
если бы не большевики
многие так и остались бы рабами
fa78

нет, вообще-то до большевиков было отменено крепостное право - крестьяне по сути работали на себя, а трудолюбивые как раз и становились богатыми.

2136576

это в последние 50 лет Российской Империи так было

04.02.2017 в 0:00

Как тесен мир. Я сегодня встретил вечером этого человека. Он подскользнулся и упал. Никто даже не помог встать. Не хочу хвалить себя но. Я помог ему подняться и не смотря на то что работал, завез его домой.

04.02.2017 в 1:22

" Если мы к этому вернемся, откажемся от большевистских заморочек, тогда опять вспомним про свои корни" - нуу, давайте все-таки по-другому сделаем: возьмем отовсюду лучшее, это вполне возможно

04.02.2017 в 1:26

и еще... Может еть смысл пока в Инет закинуть? Это - лучше, чем ничего. Возможно, люди, которые не могут ознакомиться с вашей книгой, заглянув в нее, не смогут оторваться иии.... Нет смысла носит ее по минисерствам в надежде, что там эту книгу могут оценить , там сидят обычные люди, к-ые просто в определеный момент подвернулись руководству и их посадили на определенный стул. Думать, что они поголовно - знатоки искусства - сами понимаете, смешно. Люди - они и есть люди..

04.02.2017 в 7:30

Да, безусловно, по своему, интересный человек...Но. Пока мы это считаем искусством и пишем о таких "художниках", таких как он, Слободчикова и т. п. мы всё дальше от искусства. По своему они тоже преступники, ибо размазанная по стене какашка, это не искусство, а членство в кружке подобных мастеров - не доказательство его особенности. ИМХО.

04.02.2017 в 17:43

Почему бы для сбора денег на публикацию книги не попробовать крауд фандинг?

04.02.2017 в 18:52

А сколько понадобиться время нашим детям и внукам вылезти из этого дерьма.....

04.02.2017 в 22:39
Органический процесс развития культуры пресекли в 1914—1917 годах. И мы до сих пор не очухались

А ведь это правильно! Понадобятся века, чтобы преодолеть последствия большевистских преступлений!

zatonn

А кто такие большевики? дайте определение пожалуйста.

05.02.2017 в 3:24

Герой статьи -мужик толковый,в отличии от автора.Беларусь,белорус,белорусский.И так через всю статью.Автор,Вы приезжий?