«Я бы позвал „Гражданскую оборону“. Но скорее Летов воскреснет, чем у нас станут играть такое». Репортаж со «Славянского базара — 2016»

 
16 июля 2016 в 8:00
Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Максим Тарналицкий
Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Максим Тарналицкий

Малыши душили удава и ели мороженое, их мамы присматривались к уцененным бриджам и блузам, народные ансамбли и коллективы самодеятельности выжимали все передачи, Надежда Бабкина заряжала энергией, а Валерий Леонтьев размахивал цепью. В Витебске установилась атмосфера праздника и запах шашлыка. Onliner.by побывал на «Славянском базаре» — ламповом фестивале, который любят взрослые и не понимают их дети.

В автомобиле играет Rage Against The Machine — группа, которая, говорят, никогда не выступит в Беларуси. Надежда Бабкина — далеко не Rage Against The Machine. В том смысле, что в Беларуси выступала, выступает и будет выступать. Хорошо это или плохо — вопрос, ответ на который каждый выбирает согласно своим вкусам.

* * *

Витебск старательно готовится к церемонии открытия «Славянского базара», которая включит в себя выступления больших российских артистов. Идет движение. Со стороны амфитеатра долетают репетиционные звуки. Возле набережной две дамы в салатовых манишках заботливо моют бюст Ленина, полируя вождю лысину.

Наряженные в праздничные белые сорочки представители ГАИ дают понять, что шансов припарковать свой тарантас в центре у вас примерно столько же, сколько у Александра Солодухи — выиграть «Евровидение». По широким улицам носятся маршрутчики, которые могли бы посостязаться в дерзости с молодым Мохаммедом Али.

— Когда был помладше, «Славянский базар» воспринимался как большой праздник, — ностальгирует житель Витебска Максим. — Выходишь, гуляешь, знакомишься с новыми людьми. Некоторые приезжают в Витебск из других городов и даже стран специально на фестиваль. Это все было интересно. Потом как-то охладел к этому мероприятию. Ну есть «Славянский базар» — ну пусть и будет. Концерты мне не интересны, так как исполнителей, которых я слушаю, там никогда не было и, наверное, не будет.

* * *

Центр шумит многолюдьем. Скрипач выпиливает еврейский мотив. Прямо «Легенды Инвалидной улицы». Очень атмосферно. Ведется бойкая, будто ревнивая жена, торговля. Тут реально укомплектоваться со всех сторон: затариться пушниной, льном, уцененными лосинами, бюстгальтерами, деревянными статуями друидов в полный рост и именными ложками для полного счастья. В кучу до всего можно заесть моцион початком кукурузы за 3 рубля.

Ольга Александровна на всю улицу предлагает подписку на детский журнал. Просит всего 4 рубля и обещает множество подарков, которые отобьют потраченные деньги. Витебская богиня маркетинга.

— У нас большая дата в этом году — 25 лет фестивалю! 44 делегации, говорят, приехало! Мне очень нравится. Особенно шансон. Особенно когда все звезды приезжают. Очень мне нравится. Все время смотрю шансон-канал по телевизору. Вот в нынешнем году пойду.

— Сколько за билет отдали?

— 520. И то билеты мне достались со скидкой в 50% от организации. Очень жду «Хора Турецкого». Ваенга мне очень нравится. Орбакайте. Этот самый… в шансоне… Стас Михайлов, вот! Очень мне нравится.

— За что вы его любите?

— За песни, конечно! Как мужчина он меня не интересует. Он молодой очень парень.

* * *

По ощущениям, среди местных жителей мало тех, кто воспринимает фестиваль с радикальным негативом. О нем говорят либо хорошо, либо нейтрально. Но уличная торговля, которая устраивается по случаю «Славянского базара», занимает всех.

— Серьезно, некоторые мои знакомые ждут «Славянку» из-за «города мастеров», — делятся местные. — Полезная штука, по нему реально выгодно погулять да прикупить что-то, если понравится. И вообще, в городе начинает происходить реальная движуха.

В офисе дирекции фестиваля тоже движуха. Ощущаешь себя будто в военкомате. Движешься куда-то узкими коридорами с бумажкой, чтобы получить документы. Документы — это ламинированные аккредитации, которые отдельные их обладатели носят на шее денно и нощно.

На выходе из здания — полный «Фристайло ракамакафо». Публику веселят танцоры. Ребята валят брейк, нижний и не очень.

Брейк-данс на линолеуме собирает довольно внушительную аудиторию. Парень в трениках, майке и «асиксах» заводит публику многочисленными призывами. Денежка собирается в коробку от офисной бумаги. Ребята не рассчитывают особо заработать. Говорят, если хватит на ужин для компании, то и чудно. Среди них парень Юра, который приехал из Борисова отдохнуть с друзьями. В родном городе он преподает танцы в Доме творчества.

— Я нормально отношусь к «Славянскому базару», но он совершенно мимо меня. Честно, мне, человеку слегка за 20, хотелось бы видеть что-то более свежее. Все должно развиваться. А у нас, получается, все на месте стоит. Может, менеджеров омолодить как-то, уделить больше внимания современным, более выразительным, видам искусства? Вот тусовка танцоров. Мы поставили колонку, что-то показываем. Народ смотрит. Круто. Провести в рамках «Славянского базара» соревнования по тому же брейк-дансу прямо на улице было бы здорово.

* * *

Ольга Александровна — та, что предлагала почти дармовую подписку на детский журнал, — помнит первый «Славянский базар». Было это в 1992 году, когда еще не начались деноминации, а у Иосифа Кобзона кудрявился парик.

— Помню. Я очень ходила на него. У меня муж тогда занимал высокопоставленную должность. Ему давали пригласительные. Лет пять мы ходили очень много. На открытие, на закрытие. Шансона не было сначала. Были дни стран: день Украины, день Беларуси, день России. Сборные концерты. А шансону в этом году 10 лет, — продолжает продвигать свой любимый жанр женщина. — Отлично было, конечно. На открытии все звезды были! Вот все! Сборный же концерт. Был и Кобзон… Это ж 25 лет прошло, представляете? И Бабкина была, и Эдита Пьеха, мне кажется, была. Леонтьев был. София Ротару была. Знаете, и с каждым годом все лучше и лучше, больше и больше. Сейчас я так часто не хожу. Но я фанатка «Славянского базара».

У Максима воспоминания немного другие:

— Меня очень прикалывали фестивали, которые проходили до запрета на употребление алкоголя в общественных местах. Это было что-то с чем-то. После введения запрета фестиваль стал намного более культурным, но менее непредсказуемым. Однако то время забыть сложно. Смешно и грустно одновременно.

* * *

— Беларусь сильная! Беларусь красивая! Самая моя, самая моя любимая! — песня одного из творческих коллективов.

Эфирное время тут предоставляют более-менее всем. Поют и пляшут всюду. За пару часов ансамбли барабанщиц шумилинской школы искусств и хоры железнодорожников смешиваются так, что песню про «Зачем, зачем я повстречала его на жизненном пути» становится невозможно выбить из головы вплоть до начала выступления Валерия Леонтьева. Валерий Яковлевич — все же более сильнодействующий препарат.

Общаемся с работницей одной из центральных «столовок».

— Вы на «Базар» ходите?

— А у меня денег нет на него. Я на эти рубли лучше продуктов куплю и ребенка покормлю. В девяностые можно было посмотреть на кого-то, а сейчас у меня апатия. Что на них смотреть, на этих звезд? Люди как люди, такие же, как и мы.

— Круг исполнителей, как мне кажется, формируется для суровых мужиков за сорок и их жен. Остальные билеты распространяются по предприятиям. А со скидкой, как известно, и Солодуха Мэрилин Мэнсон, — дополняет словоохотливый Максим.

* * *

Шумное открытие фестиваля. На сцене смешивались мужчины, женщины и платки с национальными узорами. Одна из танцовщиц в порыве сценической страсти едва не затоптала руководителя президентского оркестра Виктора Бабарыкина. Дирижер с улыбкой спрятался от нее за пюпитром.

Спустя танцы и коллектив «Чистый голос» в ход пошла тяжелая артиллерия. На сцену позвали Александра Тихановича и Ядвигу Поплавскую. Народные артисты спели песню про столичный микрорайон — про Малиновку. Александр Григорьевич хотел было остаться на сцене и пообщаться с публикой, но Ядвига Константиновна одернула его и за рукав белого пиджака повела за кулису.

Затем на зрителей обрушилась Надежда Бабкина и ансамбль «Русская песня». Задор — эх-ма! — просто космический. Визги, женщины в платьях из гардин, народная артистка РСФСР, танцы — было непонятно, что вообще происходит. Но хотелось пойти в пляс и влезть головой в кадр прямой трансляции. Массивная связка бус тянула Надежду Георгиевну к полу, но та на опыте героически справлялась.

* * *

Пред зрителями явился «одинокий бродяга любви Казанова» Валерий Леонтьев. Белозубо улыбнулся из загара. Встал в боевую стойку и запел, потрясая цепью на шее.

В ходе выступления российский артист игриво присел на коленку скрипачке. Девушка смутилась. Не для него она свою коленку берегла.

Выступление заслуженного Августина включало в себя файер-шоу. Было жарко. Настолько, что подле сцены стали формироваться аккуратные очереди дам, нагруженных цветами для артиста.

— Мое оружие — любовь, — спел Леонтьев, после чего озвучил приветствие Витебску, из-за которого еле успел ввернуться в фонограмму.

Женщины двигались перекрестно с разных концов сцены и осчастливливали певца букетами. Он признавался, что не ожидал такого. На радостях ветеран «Славянского базара» даже дал одной даме буську. Та сошла со сцены, преисполненная радостью и чувством собственной исключительности.

— Я бы сделал больше мероприятий для молодежи, — рассуждает реформатор Максим. — Концертов там, фестов. Благо места отыщутся. Один день рок играет, например, второй — клубное что-нибудь и так далее. По направлениям. Чтобы каждая публика нашла своего исполнителя и хоть один день на «Славянке» оторвалась по полной. Не на Стаса же Михайлова или дискотеку восьмидесятых идти тому же студенту. Из групп кого бы пригласил? «Гражданскую оборону»! Но скорее Егор Летов воскреснет, чем на «Славянском базаре» будет играть подобная музыка.

На церемонии открытия амфитеатр заполнился до отказа. Люди хлопали и временами подпевали. «Славянский базар» — это, безусловно, что-то ламповое. Одни считают его фестивалем непопулярной песни. Другие — продолжателем традиций. В общем, в нынешнем виде это событие, которое любят взрослые и не очень понимают дети.

Мангалы, грили, барбекю в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by