Жизнь без боли. Разговор о будущем, в котором мы перестанем умирать и наконец-то будем счастливы

 
23 488
30 июня 2016 в 15:30
Автор: Александр Чернухо. Фото: Максим Тарналицкий. Иллюстрация: Олег Гирель
Автор: Александр Чернухо. Фото: Максим Тарналицкий. Иллюстрация: Олег Гирель

Шок будущего наш неизменный спутник. Каждый день приносит свежие новости о новых достижениях человека. Только представьте: в следующем году состоится первая операция по пересадке головы! От этого одновременно и радостно, и волнительно. Что дальше? Какими мы станем через несколько десятков лет и будем ли по-прежнему зваться людьми? Разговор о будущем, технологиях и возможностях с трансгуманистом Александром Грибоедовым в рубрике «Неформат».

Кто это?

Александр Грибоедов — основатель белорусского трансгуманистического дискуссионного клуба. Трансгуманизм — это международное движение, которое поддерживает использование достижений науки и технологии для улучшения умственных и физических возможностей человека. Цель проста: избавить всех от страданий, болезней, старения и даже смерти. Слово transhuman встречается еще у Данте Алигьери в «Божественной комедии», но в современном смысле его в 1927 году употребил биолог-эволюционист Джулиан Хаксли. К началу нового тысячелетия количество адептов трансгуманизма исчислялось миллионами людей по всему миру.

— Давайте для начала определимся: трансгуманизм — это все-таки больше философское понятие или оно имеет большее отношение к точной науке? 

— Это, во-первых, социальное движение. А считать ли трансгуманизм философией… Вполне. Так как он дает ответы на базовые онтологические вопросы: здесь идет рассуждение по поводу жизни и смерти.

Одной из целей философии было введение человека в состояние, в котором он мог в эмоциональном плане безболезненно умереть. То есть философия давала ему различные концепты, которые человек мог использовать для того, чтобы смерть не казалась ему чем-то ужасным.

— Тем не менее трансгуманизм отрицает по своей сути какую-то религиозную составляющую. 

— Вообще, принципы трансгуманизма не сформулированы достаточно жестко, для того чтобы можно было говорить о таком отрицании. Он подразумевает возможность создания неких синкретических конструкций. Например, мастер практической Адвайты Свами Вишнудевананда является трансгуманистом и говорит, что это течение никоим образом не перечит его традиции, потому что целью практик, которым он обучался, является создание так называемого астрального тела, когда сознание человека переносится на нематериальный носитель. В этом контексте он рассматривает трансгуманизм как способ сделать свои практики более массовыми.

— При этом трансгуманизм предполагает научную базу, а не духовные практики. 

— Он предполагает направленность на поддержание развития технологий, на ускорение технического прогресса для того, чтобы нынешние потрясающие разработки были бы доступны в ближайшем будущем.

— При таком раскладе выходит, что человек сам себе царь и бог. Он может сам выбирать тот момент, когда умирать? 

— По поводу бога… Сейчас уровень жизни у обычного городского жителя намного выше, чем у представителя монархии века назад. Что касается того, что у нас появится возможность определять момент смерти самостоятельно, если он в принципе этого захочет, как ему жить и в каких условиях, то да — трансгуманизм направлен на повышение степеней свободы человека, на избавление его от тех негативных аспектов жизни, с которыми он сталкивается сейчас.

— Каких, например? 

— Болезней, физической боли. Возьмем, к примеру, продолжительность жизни. Почему смерть воспринимается как что-то особенно болезненное? Геронтопсихологией описано, как психика человека изживает саму себя в преддверии смерти, потому что сужается горизонт планирования и у человека уже нет возможности ставить далеко идущие цели: он отдает себе отчет в том, что такое планирование будет самообманом, ведь он может умереть в самое ближайшее время.

— Выходит, человеку придется искать какой-то новый, дополнительный смысл жизни, ведь в некоторых философских традициях жизнь описывается как ожидание смерти. 

— Думаю, параллель между отсутствием смысла жизни и бессмысленностью жизни ошибочна. Сложившееся инфополе подталкивает человека к довольно абсурдному действию — к тому, что он обязательно должен возвести какой-то отдельный аспект жизни в абсолют. В случае если у него не получается найти один такой аспект, произвести эти логические подмены для того, чтобы он был найден, жизнь признается бессмысленной, а это уже мировоззрение, которое хоть и не приводит в большинстве случаев к самоубийству, но по крайней мере такой шаг логически вытекает из этого мировоззрения. Особенно это зависит от того, как структурирована логика конкретного человека. Но в эссе Луначарского «Философия и самоубийство», например, сказано, что есть мировосприятие, из которого логически вытекает самоубийство, и оно не производится только в силу того, что человек все-таки отвлекается на некие сиюминутные стимулы, а его действия не всегда напрямую взаимосвязаны с его философией. Философия включается в процесс принятия решений в чрезвычайных ситуациях.

— А трансгуманизм избавит человека от необходимости завершить жизнь? 

— Я не вижу необходимости завершать жизнь.

— Жизнь вдруг становится чем-то бесконечным, у человека появляется неограниченный запас времени. Масса катаклизмов. Первый и главный — это перенаселенность. 

— Если посмотреть на демографические карты, то можно увидеть, что огромные площади планеты не заселены вообще или заселены недостаточно плотно для того, чтобы можно было говорить о перенаселении. Эта проблема рассматривается не только с точки зрения размещения людей, но и с точки зрения создания компактных инфраструктур и того, смогут ли люди быть обеспечены продуктами. Сейчас растут темпы производства, и это позволит увеличить количество населения. Максимальная вместимость планеты в случае размещения некоторых городов на воде составляет 50 миллиардов. Тут нужно обратиться к последнему демографическому прогнозу ООН до 2050 года: тенденции таковы, что количество населения не будет увеличиваться так стремительно, как сейчас. Увеличение темпов прироста зависит в том числе от уровня жизни и образования: чем он выше, тем ниже уровень прироста. В развитых странах с высоким уровнем жизни демография в основном отрицательная и прирост там обеспечивается только за счет миграции.

Если говорить о таких социальных проблемах, то стоит рассматривать и другую сторону вопроса, которую трансгуманизм как раз призван решить. Это проблема старения населения. В случае, если население будет стареть прежними темпами, то уже к 2050 году 20—25% населения планеты будет в возрасте старше 65 лет. Если ситуация не изменится, то эти люди окажутся не в состоянии осуществлять свой вклад в производство. Если техническая база производства не будет совершенствоваться и мы не пойдем по пути автоматизации, то в таком случае остро станет вопрос необходимости рабочей силы, а ее будет все меньше. Плюс серьезная нагрузка на пенсионные фонды… Проблему ведь нельзя будет решать исключительно путем увеличения пенсионного возраста. В развитых государствах с высокой продолжительностью жизни еще есть резерв для переноса пенсионного возраста. Но возьмем среднюю продолжительность жизни в Беларуси. У мужчин она составляет 66 лет, при этом пенсионный возраст наступает в 63 года. Получается, среднестатистический белорус выходит на пенсию всего на три года.

— Если мы говорим о бессмертии, то у человека пропадает всякая потребность в продолжении рода. Человек станет жить в свое удовольствие, будет тотальным эгоистом. 

— Любой мотив человека в принципе можно рассматривать как эгоистический. Альтруизм также считается формой эгоизма — эта концепция рассматривается в работах биологов. Например, российский биолог Марков рассматривал христианскую этику с биологической точки зрения. Он изучал понятие парохиального альтруизма. Например, те общины людей в каменном веке, в которых были личности, готовые пожертвовать собой для благополучия остальных, выживали чаще, чем те, в которых люди вели себя эгоистично в самом простом смысле этого слова. И в результате такое поведение начало биологически поощряться. Когда человек помогает другому человеку, он испытывает удовольствие. Если причиняет вред, то чувствует себя плохо.

— Мне кажется, речь о высоком уровне самосознания каждого индивидуума. Как его обеспечить? 

— Высокий уровень самосознания никуда не денется.

— А сейчас он разве есть? Человек зависим от собственных пороков: и эгоизма, и зависти, и жадности… 

— На самом деле, никогда не понимал, почему такие проблемы рассматриваются в приложении к тем прогнозам будущего, которые дает трансгуманистическое мировоззрение. Например, человеческие пороки или социальное неравенство… Если сравнить уровень жизни нью-йоркского адвоката и жителя Либерии, то разница будет просто колоссальной. Но при нынешнем уровне технологического развития проблема не рассматривается таким образом, чтобы поставить это в упрек человеку, который имеет доступ к высокому по нынешним меркам уровню жизни. Это всеобщая проблема, и для того, чтобы повышался уровень жизни тех людей, которые сейчас находятся в самом низу социальных иерархий, нужно, чтобы повышался средний уровень. «Все взять и поделить»? Это вряд ли сработает, и сомневаюсь, что кто-то будет придерживаться такой методики.

— Разумеется. Какой-то усредненный уровень жизни человечества приведет к потере мотивации. У человека пропадет смысл к чему-то стремиться. 

— Я не согласен с тем, что конкуренция — это единственный мотив для человека добиваться чего-то большего. Людям присуща соревновательность, но необязательно сравнивать себя с другими. Можно проявлять свою соревновательность более интровертно. В случае если продолжительность жизни человека будет значительно выше, чем сейчас, — у него появится возможность оценивать всю хронологию событий и чувствовать превосходство, просто сравнивая уровень жизни на разных этапах, которые он застал, радоваться достижениям человечества.

— То есть речь уже идет не о «я», а о «мы»? 

— И о «я» в том числе. Человек может иметь свои личные достижения, но при этом радоваться и тому, какой путь проделала цивилизация, и тому, как он развился во взаимозависимости с этой цивилизацией.

— Есть вообще какая-то точка континуума? К чему стремится человечество в системе координат трансгуманизма? 

— Утопии нет. Есть локальные и вполне прагматичные цели, которых нужно добиваться в краткосрочной перспективе для того, чтобы ситуация хоть немного улучшилась. Трансгуманизм как инфоповод, в случае если не обсуждаются конкретные медицинские и технологические составляющие, нужен для того, чтобы привлечь социальное внимание к очень серьезным достижениям современности. Мало кто знает, например, что в 2017 году будет проводиться операция по пересадке головы. Мало кто знает, что Элизабет Перриш уже изменила свой геном. Мало кто знает о том, что был обнаружен и вырезан фрагмент ДНК, на котором находится вирус иммунодефицита человека. Казалось бы, такие серьезные достижения человечества, но информация о них встречается недостаточно часто, не ведется дискуссия в обществе на эту тему. Трансгуманизм нужен для того, чтобы объединить людей, помочь им ознакомиться со всем диапазоном этих кейсов. Это социальная философия развития.

— Получится привлечь и объединить? Человек — существо боязливое. Не испытает ли он тот самый тоффлеровский футурошок? 

— Речь идет не об объединении, которое лишает человека индивидуальности. Трансгуманизм не занимается трансфером каких-то универсальных принципов.

— Давайте о прогнозах. Рэй Курцвейл пишет о том, что к 2050 году Земля должна превратиться в один огромный сервер, а сознание человека будет существовать в принципиально новой форме. 

— Есть разные технологические направления, по которым можно продвинуться, чтобы по крайней мере устранить нежелательные аспекты человеческой жизни. Чтобы человек мог жить дольше 66 лет. Эти аспекты нужно внедрять в практику прямо сейчас. Людей действительно пугают прогнозы Курцвейла и понятие сингулярности. Они представляют себе сингулярность как точку, после которой человек вообще не сможет контролировать ситуацию. Но это не когда человек утратил возможность контроля, а когда он окружен мощными аналитическими системами. И если эти системы исключить из центра принятия решений, то человек не смог бы принимать решения так же быстро. Но в любом случае последнее слово остается за ним. Он анализирует информацию, развивает технологии и принимает решение о том, в какой форме в дальнейшем ему существовать.

— Все-таки речь идет о человеке.

— Да, я не считаю, что эти изменения сделают нас чем-то иным и что в результате дальнейшего технологического углубления нельзя будет называть человека человеком, потому что трансгуманизм — это не только прогноз на будущее и футуристический сценарий, но и то, что фактически происходит. В каменном веке человек жил в среднем 19 лет, в позапрошлом веке 35. Сейчас в развитых странах люди живут больше 80 лет. При этом мы имеем очень компактный и быстрый доступ к информации. Раньше нужно было пойти в библиотеку, в статьях, монографиях, книгах искать ответы на интересующую тему, а сейчас такой ответ человек может получить моментально, просто открыв свой смартфон. В каком-то смысле человека со смартфоном можно считать киборгом. Но мы ведь по-прежнему не стесняемся называть себя людьми.

— Мы заговорили о цифре в 80 лет. В Беларуси это в ближайшее время возможно? 

— Вообще, это возможно, если придерживаться определенного образа жизни. Мы можем взять в качестве примера Россию. Там средняя продолжительность жизни мужчины 64 года, но если взять Москву и местные привилегированные районы, сделать срез по уровню образованности, то можно выяснить, что люди с более высоким уровнем достатка и образования, которым жизнь приносила удовольствие и которые следили за своим здоровьем, живут как раз около 80 лет.

— Тот же Курцвейл принимает в день больше сотни различных веществ. Что нужно делать обычному человеку для того, чтобы продлить свою жизнь, пока мы находимся в ожидании технологических чудес и откровений? 

— Сейчас обязательно нужно вместе с диетологом составить рацион питания, отказаться от вредных привычек, сдавать анализы, описанные в книге вышеупомянутого Курцвейла, чтобы отслеживать состояние своего здоровья. Желающие могут сделать полное секвенирование генома — это будет стоить около $1000. Известен случай Макса Шнейдера, который сделал полное секвенирование и на протяжении нескольких месяцев сдавал большое количество физиологических показателей. В результате у него на два года раньше, чем в случае с выявлением по традиционной симптоматике, обнаружили диабет второго типа. Были заранее предприняты меры для того, чтобы потом ему не пришлось сидеть на препаратах.

— Сейчас в Минске в моде ЗОЖ, люди увлекаются здоровым питанием. Это как раз то, о чем мы говорим? 

— Да, вполне. Доказано, что продолжительность жизни на 80—90 процентов зависит от образа жизни, а не от генетической предрасположенности. Так что если человек выполняет простые известные медицине предписания, регулярно обследуется, то у него есть все шансы дожить до 80. Кстати, все виды рака на ранней стадии уже излечимы, так что человеку нужно просто не пускать свое здоровье на самотек и почаще проверяться, сдавать периодически анализы.

— Есть ведь и внешние факторы. Темп увеличивается с каждым днем, постоянные стрессы на работе… 

— По поводу стрессов интересный вопрос. Есть несколько противоречивых концепций. С одной стороны, в состоянии стресса у человека выделяется гормон кортизол, который отвечает за прилив кровотока к мышцам и отток крови от всех прочих систем. Это наносит определенный урон организму. С другой стороны, есть концепция поисковой активности. Ученые проверяли, как ведут себя животные в случае длительной подверженности стрессу. Им не давали спать или постоянно наносили удары электротоком, и если подопытный продолжал искать способ выйти из ситуации, то это не сказывалось на его состоянии здоровья. В случае же, если животное сдавалось и демонстрировало пассивную реакцию на эти стимуляции, то погибало раньше. Эта концепция поисковой активности указывает на то, что даже в состоянии стресса человек может прожить довольно долго и это не скажется негативно на его здоровье. В подтверждение этому можно рассмотреть статистику жизни людей, которые воевали в горячих точках.

— Неолуддит вам скажет, что во всем как раз и виноват технический прогресс: стрессов стало гораздо больше, темп взвинчивается. А как же душевное равновесие, гармония? 

— У каждого человека в любом случае есть возможность эту гармонию создать. Если на него оказывает негативное воздействие то, что он находится в городе и слышит шумы, он может сделать в своей квартире хорошую звукоизоляцию или выезжать на природу. Вообще, этот аргумент довольно абсурден: если бы не цивилизация, люди в любом случае умирали бы раньше и мучительнее.


Очки виртуальной реальности в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by