Денис, который работает преподавателем микробиологии в американском университете, приехал в отпуск домой. «Я зашел вечером в „Корону“ и удивился — вся кулинария и кондитерский отдел были битком забиты продукцией. Неужели вечером или ранним утром магазины, которые порой сражаются за копейку, несут такие убытки, утилизируя все это?» На следующий день Денис пришел в этот же магазин и увидел те же продукты, но уже под «свежими» сроками годности. Потом зашел в другой магазин, третий — везде одно и то же.
— Больше всего мне было неприятно, что вот это жульничество исходит не от мелких, а от больших магазинов. Я спросил, неужели вы все это выбрасываете, и получил ответ в духе «а вы дома все выбрасываете?». В результате решил сфотографировать витрину и прийти сюда же утром. Не удивительно, что продукты на фото узнаваемы. А вот даты производства уже иные.
Денис рассказывает, что в молодости работал в кулинарном отделе продуктового магазина Sainsbury’s в Шотландии.
— Мы готовили столько блюд, сколько могли продать до закрытия магазина. В конце вечера на блюда стояла уценка в размере 50—70%. Нас могли отругать: какой дурак приготовил 20 кур за 2 часа до закрытия? Ни у кого не возникало мысли поменять дату на ценнике, а курицу протереть и оставить до утра.
— Покупатели не жаловались, приходя вечером и видя полупустые прилавки?
— Ну вот и пускай покупатели подумают, что лучше: брать вчерашние блюда или прийти в магазин пораньше. В Великобритании, США торговый зал может закрываться поздно или даже работать круглосуточно. Но покупатели прекрасно знают, что кухня кулинарии закрывается раньше. Приходя поздно, можно выбрать из того, что осталось на прилавке, или купить еду для микроволновки — голодным никто не остается.
Денис уверен, что если в Беларуси слишком жесткие санитарные правила и салат по факту может храниться не 12 часов, а 36, то это дело производителя.
— Если правила жесткие — пусть меняют их. Хочу сказать, что за границей рецептуры есть не менее короткие. Ведь надо учитывать, что домохозяйка, купившая салат, может не сразу пойти с ним домой. Кроме того, появляются новые консерванты, развиваются рецептуры. Но наши магазины не придают этому значения и идут по пути наименьшего сопротивления — поменяем срок годности на ценнике, вот и все.
Денис попытался узнать у продавцов, почему на прилавках лежит вчерашняя продукция под новыми датами производства, но ничего вразумительного не услышал: одни сотрудники перекидывали все на других, а другие — на вчерашнюю смену.
— Мотив у меня простой. Никакой коммерческой выгоды я не преследую. Допускаю, что в магазине с десятками тысяч наименований всегда можно найти просрочку. И даже хочу отметить, что наши магазины во многом не хуже, чем на Западе. Но вот по кулинарии — провал какой-то.
В Минске в «Центральном» после 8 вечера на 20% уценивают салаты, в том же Preston — кондитерские изделия. То есть объекты торговли на правильном пути, просто надо их подтолкнуть.
Читайте также: