Журналист Onliner.by Александр Тумар: в погоне за «зайцами» забыли, что пассажир — в первую очередь клиент

39 340
06 мая 2016 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак

Журналист Onliner.by Александр Тумар: в погоне за «зайцами» забыли, что пассажир — в первую очередь клиент

Автор: Дмитрий Корсак
Александр Тумар — редактор раздела «Авто» Onliner.by. Водитель со стажем, принципиально поддерживающий развитие городского общественного транспорта.
Почему-то контроль оплаты проезда в общественном транспорте у нас часто сводится к противопоставлению системы пассажирам. Это легко проследить по эволюции формы работы ревизоров. Методы вылавливания «зайцев» (дурацкое слово, не правда ли?) постоянно корректируются. В конце 1990-х на минских остановках дежурили «пазики» с ОМОНом, который помогал контролерам. Потом в салонах появились кондукторы, чрезвычайно раздражавшие многих пассажиров. Сейчас проверки проводят точечно, но не менее настойчиво. Даже форма ответственных работников постепенно меняется в более маскирующую сторону: от «вырвиглазных» жилетов до темно-синего «камуфляжа».

За всей этой неразберихой мы как-то позабыли, что пассажир общественного транспорта — это в первую очередь клиент. Он покупает услугу и вправе рассчитывать на вежливое обращение, коль уж форма контроля несовершенная. В идеале пассажир вообще никому ничего предъявлять не должен: зашел, а система автоматически определила, оплатил проезд или нет.

На деле же получается по-другому. Обращали внимание на реакцию пассажиров при появлении людей в синих жилетах? Кто-то начинает нервно хлопать себя по карманам — уж не забыл ли приложиться карточкой к образу, простите, валидатору, кто-то демонстративно протягивает портмоне, мол, отстаньте.

Мое субъективное впечатление в ближайшее время вряд ли изменится: подобная форма проверки — это напряженка для большинства пассажиров и микростресс, даже если человек оплатил проезд.

Самое интересное начинается, когда кого-нибудь все-таки уличают в безбилетном проезде. Это развязка, кульминация, весь процесс на это словно и рассчитан! Тут можно услышать и упреки, и ругань, и крик.

Особенно сильный аргумент, когда ревизоры кивают в сторону кабины водителя: «Почему он должен бесплатно вас возить?» Нет, вот вы сейчас серьезно? То есть если один-два пассажира в салоне не оплатят проезд, то шофер не получит премию?

Вы спросите: а как иначе? В Берлине проход к метро не загражден турникетами и строгой охраной. Вход — свободный. Спускаешься на один лестничный пролет — и ты уже около поезда. На платформе автомат, где можно купить проездной билет. Контролеры проверяют оплату гораздо реже, чем у нас. Но у ревизорской службы есть определенные маркеры, например видеокамеры, считывающие число пассажиров и сверяющие число купленных билетов.

В Хельсинки безбилетников вообще меряют килограммами: известен средний вес пассажиров, датчики определяют, сколько людей зашло, и сравнивают с числом оплаченных мест. Если система определяет, что безбилетники превысили определенное число, на линию выходят контролеры. То есть работают адресно — на станциях, где зафиксировано превышение определенного уровня безбилетников.

У нас же пытаются обязать платить все 100% пассажиров, что в принципе нереальная задача. Как-то во время репортажа обратил внимание на парня, предъявившего контролерам школьную справку, мол, я ученик, могу ездить бесплатно, что вы ко мне пристали? Ревизоры удовлетворились и переключились на следующего пассажира. Я же заметил ироничную ухмылку фотокорреспондента. Позже он объяснил: хорошо знает семью парня и тот вовсе не школьник, а уже вполне себе взрослый студент, и справка явно липовая. Да, родители не бедствуют: в семейном автопарке два Porsche…

К чему это я все говорю? Да к тому, что у определенной части граждан есть и будет сильное нежелание платить за проезд вовсе не из-за нехватки денег (как раз самые добросовестные пассажиры — пенсионеры, едва сводящие концы с концами). Это протест, асоциальная норма, исключение, но такие люди есть в каждой стране, и никуда от этого не денешься. Можно сколь угодно возмущаться, корить их на людях, ругаться, но с критической группкой ничего не сделаешь. Проще принять их за арифметическую погрешность и не пытаться построить идеальную картину мира.

Безбилетники, к слову, неплохо одеты, со смартфонами в руках, обычно занимают место возле выхода, даже если салон полупустой: так проще высматривать контролеров на остановках. Те в свою очередь в игру в кошки-мышки охотно включаются. Пусть бы и игрались, но в процесс вовлекаются остальные пассажиры. Наверняка присутствовали: безбилетник не хочет выходить, контролеры останавливают транспорт, в результате остальные опаздывают...

Самое интересное, что большинство ведь талоны и проездные покупают и прилежно компостируют (прикладывают к валидатору). Тогда в чем смысл облав? Навести порядок, чтобы ни одна вошь не посмела проскочить? Какой-то дурацкий принцип? Или все же обеспечить поступление в бюджет определенной суммы?

Тут есть еще один момент: пока проверка оплаты проезда напоминает прочесывание рядов, это сказывается на имидже общественного транспорта, который все больше и больше, судя по росту личного автопарка в стране, теряет клиентов.

Уверен, если бы контролеры действовали открыто, не прятались на остановках, были более лояльны, это принесло бы системе общественного транспорта больше бонусов и в конечном счете денег. Проверка оплаты проезда должна быть деликатной, прозрачной и точечной.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by