Еда для богатых: пробуем биогречку, экосемечки и органические макароны, которые стоят в разы дороже обычных

 
12 февраля 2016 в 8:00
Автор: Александр Владыко. Фото: Максим Малиновский

Для большинства белорусов «эко-» — начало слова «экономия». Тем не менее за последний год сегмент био-/эко-/органических продуктов вырос, по некоторым оценкам, на 20%. Вообразив себя приверженцами ЗОЖ, мы отправились во всем известные сетевые магазины искать, чем утолить экоголод. И потратили примерно в 3—5 раз больше денег, чем обычно.

Несколько поколений назад наши предки были сплошь как один за здоровый образ жизни. После массовой урбанизации прошлого века любители натуральных и органических продуктов, чистого воздуха и колодезной воды стали экзотикой. И надо быть честными: продукты из магазина все больше отличаются по вкусу от того, что росло у бабушки на грядке или хрюкало в сарае.

Спираль истории закрутилась так, что питание с грядки вернулось в магазины, но в небольшом ассортименте и по ценам, от которых мы отвыкли.

В любом магазине сегодня огромное количество а-ля органики на полках — но пока лишь в дизайне упаковок. В особом почете надписи «Без ГМО» (даже там, где ГМО отродясь быть не может), «Без консервантов», листочки, веточки и зелень. Дизайн давно учуял дуновение экоспроса. Но написаны на всех этих листочках совершенно ни к чему не обязывающие вещи: «Производитель гарантирует», «Для семьи» или «Премия какого-нибудь облисполкома».

«Биокефир» — это кефир с бифидобактериями, а «Биокаша» — просто название российской торговой марки.

Продукты с разными зелеными листочками разбросаны по торговому залу с наибольшей концентрацией в районе полок со здоровым питанием: мюсли, отруби, хлебцы… В «Евроопте» продуктов с намеком на «био» совсем мало (в основном зеленые сердечки с разными надписями), в «Короне» — побольше, впервые видим настоящие.

Что касается товаров белорусского производства, то ближе всего к экопродуктам находятся те, которые маркированы национальным знаком «Натуральный продукт». Это контролирует Госстандарт.

«Маркировка пищевых продуктов знаком „Натуральный продукт“ введена с целью декларирования соответствия продукции установленным требованиям, реализации права потребителя на получение достоверной информации и осуществления компетентного выбора пищевых продуктов, повышения их конкурентоспособности и появления на рынке нового класса пищевых продуктов,сообщает сайт ведомства. — Знак наносится на продукцию, изготовленную: из натурального продовольственного сырья; без применения методов генной инженерии; без применения искусственных пищевых добавок».

Знак появился в 2008 году, но масштабы его распространения и узнаваемости едва-едва заметны: сегодня в реестре немногим больше 250 продуктов, в основном молочных.

Полку с биокрупой под знаком Euro Leaf («Евролисток») мы нашли в гипермаркете Green.

«Евролисток» — знак Европейской системы сертификации органической продукции, который в актуальном варианте работает чуть менее десяти лет. В ЕС любая продукция, производитель которой желает присвоить ей статус экологичной или органической, должна пройти сертификацию, а право применения маркировки защищено законом. Каждый производитель биопродуктов проходит ежегодную сертификацию на каждом этапе переработки и фасовки. Проверяются и производство, и сам продукт, и все ингредиенты.

— В большинстве сетей работают отделы здорового питания. Мы изначально хотели создать отдельный уголок с биопродуктами, но это сложно реализовать в уже работающем гипермаркете из-за необходимости переноса различного оборудования, требуемого для хранения разных категорий биопродуктов, в одну зону, — рассказала начальник отдела маркетинга и рекламы Green Наталья Колтович. — Поэтому в холодильниках с мясом вы можете найти фермерскую баранину, в отделе косметики — экологичную бытовую химию, а на полках, где лежат продукты для здорового питания, — биомасло, крупу, сухофрукты и так далее.

По словам Натальи, линейка биопродуктов — категория не только для имиджа магазина с «зеленым» названием.

— По сравнению с декабрем продажи, например, биогречки, овсянки и макарон выросли примерно в два раза. Сравнивать с объемом продаж обычной гречки бессмысленно: разница космическая. Цены на биопродукты вроде как честные, но более высокие. От некоторых продуктов мы отказываемся: недавно поставщик предлагал биокофе, 100 граммов которого стоили бы на полке 300—400 тыс. рублей. Пока что у такого продукта нет перспектив. Но в целом категория интересная. Несмотря на экономику, в магазин ходит несколько поколений людей, которые хотят питаться правильнее и полезнее, чем обычно. Они составляют основной костяк покупателей биопродуктов.

По словам представителя импортера биопродуктов Дмитрия Лутаева, в общей статистике белорусский спрос на органические продукты потеряется в доле погрешности.

— В США этот сегмент составляет около $27 млрд, в Беларуси — крохи от этой цифры. Хотя небольшой рост наблюдается.

— Как сейчас могут расти продажи гречки за 60 тыс. или изюма за 100 тыс.?

— Сегмент расширяется не за счет достатка покупателей, а благодаря осознанному выбору. Медленно, но число покупателей растет.

— Что из всего биоассортимента белорусы покупают охотнее: крупу, муку, масло?

— В каждой категории есть лидеры. Лучше всего продается то, что отличается по вкусу, — тогда человек не на веру, а на вкус воспринимает отличия, за которые платит. Биосухофрукты — финики, инжир, чернослив — по вкусу значительно отличаются от обычных.

— Все поставщики говорят о честных ценах на свои товары. Расскажите, почему у нас на 20—100% дороже, чем в Польше, например, где вы покупаете биопродукты?

— Мы работаем через польскую компанию, которая везет большие партии из страны выращивания и фасует товар. Если бы мы импортировали, например, финики из Туниса, то минимально возможную партию продавали бы годами. При этом перевозка и таможенное декларирование небольших партий товара стоят столько же, как, например, для вагона риса, но в процентах от себестоимости это в разы больше (до +20% к стоимости для поставщика). Кроме того, в Польше ниже НДС на большинство продуктов. Поставка в любую страну ЕС идет по единым документам, которые признаются остальными странами союза. При импорте в Беларусь нужно ежегодно или для каждой партии проводить несколько исследований и документальных оформлений — это добавляет к стоимости продуктов от 10 до 20%. Ну и еще на 5—10% удорожание товара происходит за счет различных платежей при реализации в торговых сетях (маркетинг, реклама, продвижение, списание брака и прочее). То есть фактически получается, что наценка не такая высокая, а из-за малого спроса рентабельность импортера минимальна. Если бы это было суперприбыльно, большие сети давно самостоятельно занялись бы поставками. Но этого не происходит.

— На какие логотипы советуете обращать внимание желающим выбрать биопродукты? А то огромное количество биокефиров и биокаш сильно сбивают с толку.

— Да, законодательство Таможенного союза пока, мягко говоря, несовершенно. В ЕС никогда не разрешат продавать биокефир, который так называется лишь из-за наличия бифидобактерий. Стоит обращать внимание прежде всего на главный европейский сертификат — «Евролисток». По кодовому обозначению можно узнать, в каком органе сертифицированы производитель и продукт, действующий ли сертификат. То есть вся информация по органической сертификации должна быть открыта для потребителей. Кроме того, во многих странах есть национальные стандарты — они обычно жестче. «Евролисток» в порядке добровольной сертификации сегодня могут получать и белорусские компании/фермеры — уже есть несколько таких, около десятка находятся в процессе сертификации. Но экономическая ситуация в целом подталкивает и покупателей, и производителей не к совершенствованию производства, а больше к поиску низкой цены и снижению расходов.

Находившись вдоволь и нагуляв биоаппетит, мы решили попробовать биопродукты и сравнить их с привычными. Положили в корзину пару пачек гречки, макарон, овсяных хлопьев и семечки. И стоило это нам вот сколько:

6200 за 100 граммов и 50 200 за 350 граммов
14 600 за 450 граммов и 21 700 за 500 граммов — единственный случай, когда «эко» обошлось дешевле
63 400 за 500 граммов и 23 500 за 800 граммов
28 300 за 400 граммов и 6400 за 500 граммов

Пока поставили воду для варки каши, поэтому начали с семечек. По данным этикеток, семечки из России и Польши. Единственное внешнее отличие — размер. Один из недостатков экопродуктов — высокая цена — во многом является следствием относительно низкой урожайности. Без удобрений подсолнечник не дарит нам семена крупного калибра. Экосемечки заметно мельче. Что касается вкуса, то не каждый отличит первые от вторых. В итоге экосемечки съели быстрее, но что стало тому причиной — вкус или любопытство — неизвестно.

Теперь варим макароны. Обе пачки итальянского производства, оба продукта — из твердых сортов. Органические — темные, из непросеянной муки. Мы были готовы к тому, что варить придется чуть дольше, но ничего подобного — вытаскивали пасту одновременно.

Макароны отличаются по запаху. Обычные пахнут привычно, мягко. Органические отдают отрубями, можно даже сказать комбикормом — в общем, цельными злаками. Все это чувствуется и во вкусе — мука с привкусом шелухи. Учитывая, что пастой не стоит злоупотреблять в принципе, зачем привыкать к новым оттенкам? Разве что вам сразу понравится.

Засыпаем в воду гречку. Биогречка — относительно мелкая и светлая. Как известно, обычная гречка проходит отпаривание и обжарку на производстве. Биогречка явно не бывала на второй стадии.

Как и ожидалось, традиционная гречка сварилась первой. Биогречке нужно еще минут 5—10.

На вкус — две разные крупы. Традиционный домашний вкус из детства против какого-то микса из вкуса гречки и молодой кукурузы. Отсутствие прожарки почувствует даже кулинарный двоечник. Учитывая, что крупа — это основа ЗОЖа, возможно, имеет смысл объяснить языку, что теперь именно этот вкус будет называться гречкой.

Наконец, овсянка. Тот, кто завтракает овсянкой по утрам, уже большой молодец по правилам всех религий (включая культ здорового питания). Представьте, если это будет биоовсянка — наверное, можно планировать на день в два раза больше дел.

Сварились обе каши одновременно. На вкус — примерно то же самое, что и с семечками: чтобы определить и влюбиться в биоовсянку, нужны большое желание и вера.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Александр Владыко. Фото: Максим Малиновский
Без комментариев