Репетитор по математике: «Баллы моих учеников по ЦТ кажутся странными. Минобразования скрывает механизм подсчета, а я создал свою формулу»

 
24 июля 2015 в 13:22
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Максим Малиновский
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Максим Малиновский

Самый волнительный период вступительной кампании — прием документов на бюджет — уже позади. Однако сотням абитуриентов еще предстоит побороться за свое место под солнцем на платных отделениях белорусских вузов. Ключевой вопрос в этом деле — результаты ЦТ. Минский репетитор по математике и физике Евгений Ливянт задался вопросом: как именно система насчитывает человеку то или иное количество баллов за каждое задание теста? В итоге преподаватель пришел к неутешительным выводам, о которых рассказал Onliner.by.

— Когда стали известны итоги ЦТ по математике, мне и моим коллегам часть результатов учеников показалась странной. То есть у некоторых детей было где-то на 10 баллов меньше, чем я прогнозировал. Не подумайте, что я оправдываюсь перед родителями и хочу переложить свою ответственность на Министерство образования. Просто я хочу знать правду, поскольку считаю это крайне важным.

Беда в том, что в Беларуси в отношении ЦТ имеет место необъяснимое сокрытие результатов. Ни один абитуриент не знает, почему он получил то или иное количество баллов. Это абсолютный секрет! Поэтому я вместе с коллегами из репетиторского центра «100 баллов» собрал несколько десятков бланков результатов ЦТ по математике и произвел расчеты, чтобы определить «стоимость» каждого задания теста. Мы проанализировали 56 бланков учеников с самыми разными результатами, применив специальные математические методы. Итогом стала таблица, в которой указано, сколько «стоит» каждое задание ЦТ по математике. Результаты пятидесяти учеников ложатся в эту схему, а шесть результатов «выпадает»:

А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10
0,04 0,15 2,81 4,50 1,84 1,76 1,82 1,71 3,93 0,33

 

А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17 А18 Б1 Б2
3,55 0,90 4,68 3,59 4,18 3,44 4,02 2,80 2,18 4,85

 

Б3 Б4 Б5 Б6 Б7 Б8 Б9 Б10 Б11 Б12
4,36 7,34 4,32 3,99 4,56 4,95 4,39 4,37 4,80 3,85

 

— Можно ли со 100-процентной уверенностью сказать, что эта таблица соответствует действительности?

— Я не могу гарантировать точность результатов, но других данных вообще нет. Получается странная картина: четыре задания не стоили ничего или почти ничего, некоторые задания части А стоили больше заданий части В, «стоимость» задания В4 была неадекватно высокой, так как это задание не было слишком сложным и его многие абитуриенты решили правильно.

Возможно, наши расчеты неверны, но мы выложили их в соцсети «ВКонтакте», чтобы абитуриенты проверили свои результаты — у абсолютного большинства расхождение незначительно. Надеюсь, что РИКЗ наконец-то опубликует реальную стоимость каждого задания теста, иначе в следующем году мы продолжим заниматься самодеятельностью и рассчитаем баллы по всем предметам.

Абитуриенты этого года могут проверить, насколько совпадает их результат с результатами ЦТ по математике с помощью нашей программы.

— Разве РИКЗ полностью скрывает механизм подсчета баллов за каждое задание ЦТ?

— Действительно, на сайте РИКЗ можно найти формулу, по которой проводится подсчет, но, во-первых, она столь сложна, что никто ничего никогда из абитуриентов или учителей по ней не считал. Во-вторых, чтобы считать по ней, недостаточно знать свои результаты, надо еще знать результаты всех абитуриентов, которые писали данный вариант. Поэтому нигде нельзя найти указаний, сколько стоило то или иное задание на ЦТ.

Поймите, система оценивания ЦТ принципиально отличается от системы оценивания школьной контрольной работы, например. Суть в том, что если весь класс написал контрольную работу хорошо, то все могут получить десятки. Все написали плохо — все получат двойки. Никакого рейтинга. А на ЦТ не так: там количество баллов за задачу начисляется в зависимости от того, сколько человек ее решило. Например, если самую сложную задачу (B12) решат все абитуриенты, то за нее будет дано 0 баллов. Разве это справедливо? Когда человек поступает в вуз, вузу все равно, какое место абитуриент занимает в рейтинге. Ему надо знать, умеет ли ученик решать задачи достаточного для учебы в университете уровня сложности. Да и складывать средний балл аттестата с рейтингом ЦТ так же противоестественно, как складывать килограммы с метрами.

Необъяснимая скрытность — это почва для ошибок и злоупотреблений. Мы не знаем, как считаются баллы. Если вы придете на рынок и купите килограмм яблок, то имеете полное право проверить реальную их массу. Для этого на рынке стоят контрольные весы. И никто не подумает кричать на вас: «Что вы делаете! Вы что, мне не доверяете?» Во всех областях нашей жизни, касается ли это коммунальных платежей или чека в магазине, мы можем перепроверить тот результат, который нам сообщают. Но в случае с ЦТ это почему-то невозможно! Абитуриенты не могут ничего перепроверить: например, правильно ли сканер распознал заполненный бланк или как и почему начисляются баллы за то или иное задание. На ЦТ невозможны апелляции… По большому счету, я полагаю, что все это противоречит законодательству нашей страны, так как молодой человек в данной ситуации не имеет законных прав обжаловать действия государственных органов.

За комментариями Onliner.by обратился к директору Республиканского института контроля знаний Николаю Феськову.

«Мне известно об этой инициативе репетиторов, о составленной ими таблице. Что касается информации о результатах ЦТ — это личное дело каждого абитуриента, как, например, информация о состоянии здоровья или анализ крови. Результаты ЦТ тот, кто хотел, получил. Репетиторы просто хотят улучшить финансовое положение своей компании за счет этой статистики. Но мы тут при чем?.. К тому же есть несколько законов, которые запрещают передавать сведения о результатах конкретного абитуриента третьим лицам. Всю необходимую информацию для общего анализа я отдал министру образования. И отдал каждому конкретному абитуриенту все, что ему необходимо. Для тех, у кого остались вопросы, есть формула на нашем сайте», — ответил глава РИКЗ.

Вот, кстати, та самая формула РИКЗ для подсчета тестового балла для заданий с единственно верным ответом, например: