Психолог о сексе: биология, а не полигамность вынуждает мужчин с высоким уровнем доминирования постоянно менять женщин

 
04 июня 2015 в 8:00
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Алексей Матюшков

Секс — горячая тема. Казалось бы, что о нем говорить? Бери и получай удовольствие. Все просто. Но опытный минский психолог Владлен Писарев убежден, что люди зачастую портят себе и секс, и отношения оттого, что не понимают некоторые основополагающие принципы. О мифах в отношении плотской любви, кризисе института брака и влиянии биологической составляющей человека Владлен рассказал в интервью Onliner.by.

* * *

— Существует несколько мифов, причем достаточно стойких, про секс и отношения. Почему именно мифов? Миф — это сказочное отражение действительности. Есть какая-то реальность, и она определенным образом искажается, дополняется, и мы получаем, например, миф: все мужчины хотят секса. Всегда. Мол, мужчина — это какой-то озабоченный сексуальный объект, и ему от женщины только одно и надо. А если он по каким-то причинам не испытывает желания к конкретной женщине в конкретный момент времени, тогда он клеймится как больной, слабый или импотент.

Еще один миф: все женщины хотят замуж. Если связался с женщиной — жди засады! Она обязательно хочет замуж, а потом нарожать детей, и не будет у тебя никакой свободы. Тебя поймают, потом ты станешь подкаблучником, и жизнь твоя на этом закончится. В эту ужасную сказку верят многие мужчины.

Очередной миф — женщины не хотят секса. Установка, которая на протяжении многих поколений внушалась женщинам — «Получать удовольствие в сексе — это неприлично», «Секс — это грязно». У меня есть гипотеза о том, что это отчасти связано с мировыми религиями, в которых отношение к сексу несколько негативное. Там важно любить бога, а все остальное — грех. В сексе много удовольствия, поэтому это конкуренция для бога. Отсюда и возникает запрет. Кроме того, в старые добрые времена не было никакой контрацепции, защиты от инфекций, передающихся половым путем. Если люди шли на поводу у своей сексуальной потребности, то появлялись незапланированные дети, которых непонятно кому кормить. Кроме того, женщины начинали болеть. Поэтому «думать о сексе — грех», «заниматься сексом — грех», «все — грех»!

Очень много людей живет с мифами. Хорошо бы с этим разобраться и понять, что же происходит на самом деле. Что реалистично, а что нет.

— Давайте же разбираться!

— С общебиологической точки зрения потребность в сексе и отношениях связана с воспроизведением вида, и она в этом смысле есть у всех живых существ, человек — не исключение. Наверное, меня закидают помидорами, но позволю себе заметить: люди — это такие же животные, как и остальные. Есть барсуки, еноты, коровы, а есть Homo sapiens. Это не венец творения. Есть миф о том, что мы особые, имеем какую-то уникальную биологию, другие гены, что наше поведение  радикально отличается от животных. Это не так. К сожалению, сейчас мало достоверных научных исследований об этом. Причина проста: на хорошее исследование нужно очень много денег. А они идут на другое: на научно-технический прогресс.  Мы развиваем планшеты, военную технику, освоение космоса. А вот на изучение поведения человека денег не хватает.

Но, даже не имея достоверных научных исследований, мы можем с уверенностью говорить о том, что потребность в сексе и отношениях есть и у мужчин, и у женщин. У нас, как и у животных, есть особи с низким и с высоким уровнем доминирования. Если у мужчины высокий уровень доминирования, то его биологическая программа — оставить свои хорошие гены как можно большему количеству потомков. То есть ему надо сделать очень много детей. Его вынуждают к этому его гены, потому что замечательный генофонд должен быть растиражирован. Он очень хорош. Лучше, чем у других. Эта программа запрещает мужчине сохранять верность партнерше и заботиться о детях. Если он останется с одной женщиной, то генофонд пропадет. Это противоречит биологической программе. Так появился миф о полигамности мужчин. Мол, настоящему представителю сильного пола нужно много женщин. На самом же деле мужчина нуждается совсем не в полигамности. Это просто биологическая программа, которая заставляет делать детей от разных, простите, самок. Говорю «самок», чтобы вы поняли именно биологическую составляющую. Причем мужчина может не осознавать этого. Есть жена, семья, договоренности о верности, но это может совсем не мешать некоторым мужчинам иметь связь с другими женщинами.

Другой вариант — мужчины, которые не имеют такого высокого уровня доминирования, но и не низко ранговые. Некая середина. Эволюционно они научились иначе завоевывать партнершу. Ведь распространять свои гены хочется всем. Но рядом есть более доминирующие самцы — с четырьмя машинами, серьезным бизнесом, большой властью. Очевидно, что рядом с такими очень трудно выдержать конкуренцию. Как в эпоху палеолита женщина выбирала того, кто мог убить мамонта, так и теперь она выберет наиболее успешного добытчика. Принципы те же самые, просто меняются времена. Доминирующие люди всегда владели и владеют бо́льшим, потому что у них выше уровень потребностей. Менее доминирующие самцы нашли выход — заботиться о потомстве. Часть мужчин на протяжении всей эволюции научились сохранять верность партнерше и заботиться о детях. Они не такие успешные, у них нет больших домов, власти и денег, зато они хотят семью, желают строить отношения, любят детей. Для них это важно. Но все, что связано с доминированием, с зарабатыванием большого количества денег, им сложнее. Эти вещи во многом противоречат друг другу. Программа заботы о партнере и детях мешает зарабатывать деньги. Время же не резиновое. Это тоже один из важных ресурсов.

Женщинам с высоким уровнем доминирования так же, как и мужчинам, не нужна семья в ее общепринятом смысле. Они ее просто не хотят. Им важна власть, машины, яхты, у них есть потребность заставить людей делать то, что они хотят. Семья и дети уходят на задний план.

Люди с низким рангом доминирования имеют потребности и аппетиты поменьше. Теоретически они бы тоже желали владеть яхтой, но не очень-то хотят что-то для этого делать. На заботу о семье и детях их не очень хватает.

Вроде, казалось бы, все хорошо, каждому свое, но на все это накладывается еще и социальное влияние: «каждая женщина должна быть замужем», «если женщина не имеет семьи и детей, то она не реализовалась», «реализация женщины — это семья и дети». Средовое влияние начинает очень сильно давить.

Вот и получается, что часть людей из-за навязанных социальной средой правил об исключительной важности семьи попадают в ловушку. Мужчины с высоким уровнем доминирования хотят секса, но, попав под средовое влияние, заводят семью, детей. Однако чисто биологически им сложно с этим справляться. Они более холодные, им трудно удержаться в отношениях. Мужчины и женщины с высоким уровнем доминирования не могут хорошо заботиться о партнере и детях. Уровень родительского инстинкта достаточно низкий, даже вид малышей их ничуть не умиляет, наоборот, хочется от них отстраниться, «выключить звук». Люди с низким родительским инстинктом сильно устают от детей. Это не значит, что такие люди плохие. Просто их психика так устроена. Реальность заключается в том, что у каждого свои потребности. Мужчина этого хочет, а того не хочет. У одной женщины счастье — это семья, у другой — с детьми сидит муж, а она работает. Что одному вообще незатратно, другому приходится делать из последних сил, следуя общественным нормам.

— Конфликт налицо!

— Да, и многие семьи из-за этого страдают. Женщины предъявляют к мужчинам те же требования, что и к самим себе, не понимая, что мужья устроены иначе. А бывает и наоборот. Вообще, институт брака сейчас переживает серьезный кризис. Хорошо бы партнерам в этом научиться разбираться, а не прибегать к обвинениям и претензиям. Все люди разные. Что хорошо для одного человека, то неприемлемо для другого. Мы, люди, не какая-то абстрактная и правильная схема, не что-то, возникшее посреди Земли в совершенном виде. У нас есть свои биологические потребности, которые мы пытаемся реализовать в жизни. На это наслаивается еще и социальное влияние. Все запутывается. Трудно разобрать, что есть что. Важно найти себя в этом. Понять, какой я, чего я хочу.

— Сколько мужчин с высоким уровнем доминирования живет на Земле?

— Я предполагаю, что приблизительно 33% мужчин находятся в прослойке с низким уровнем доминирования, еще 33% — со средним, а оставшиеся 33% — с высоким. Чуткий родительский инстинкт наблюдается только у мужчин со средним уровнем доминирования. У остальных заботиться о детях не выходит. Что касается женщин, то у них высокий родительский инстинкт в 70—80% случаев. Я не претендую на точность данных, это просто мои наблюдения.

Причем, хочу подчеркнуть, что нет четких границ. Они плавные. Чуть больше одного и меньше другого. Еще важный момент: я не хочу сказать, что  люди с высоким уровнем доминирования — это какие-то лучшие люди. У них гены лучше, да. Более высокий интеллект, скорость нервно-мышечной реакции, бо́льшая сексуальность, привлекательность, иммунитет… Но они далеко не лучшие люди в обычной жизни. Это не образец для подражания. С ними жить неудобно. Из них как раз-таки вырастают те, кто завоевывает соседей, устраивает войны, занимается экономическими ограблениями. Это не очень красивые для жизни люди. А у нас такой средовой стереотип, что всем надо туда попасть, в эту прослойку высоко доминирующих, в когорту «лучших людей». Да какие это лучшие люди! Я не хочу, чтобы сложилось впечатление, что есть избранные, а есть неудачники и социальные изгои. Человек и с небольшими потребностями может жить очень счастливой жизнью. Каждый из нас ценен. Нужно просто понять, кто ты есть, разобраться со своими потребностями и ценностями.

Кстати, с выбором партнера тоже получается интересная ситуация. Если у меня высокий уровень доминирования, то я хочу партнера примерно такого же уровня. Но с ним сложно, потому что он очень требовательный. Надо все время напрягаться ради него, держаться на пределе. От этого устаешь. Тогда, соответственно, хочется партнера попроще. Но он не такой интересный, красивый, обаятельный… Всего у него чуть-чуть поменьше. А хочется больше! Но как только я хочу больше, там сразу требования очень высокие, отношения сложные — и хочется попроще. Так у всех нас, и мужчин, и женщин. Если я выбираю одно, то теряю другое. Такова реальность. По сути дела, мы никогда не довольны выбором партнера. Повод быть разочарованным есть всегда. Партнер всегда будет чем-то плох. Я часто слышу от клиентов: «Хочу иметь такого партнера, которым буду всегда доволен!» Но в реальности это вряд ли возможно. И тут не с партнером что-то надо делать, а с собственным поведением. К счастью, мы не находимся в рабстве у биологии и можем многое компенсировать своим разумом.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by