Мнение: ребенок не должен расти в детском доме

 
2902
13 февраля 2013 в 10:05
Автор: Владимир Лужнев. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Владимир Лужнев. Фото: Аркадий Соболев

Часто ли мы задумываемся над тем, насколько «неправильна» жизнь детей любого возраста в детских домах? В то же время есть те, кого этот вопрос затронул очень глубоко, и они решились на серьезный шаг — взять ребенка из детдома в семью. О том, что может помочь сделать этот шаг, рассказала в беседе с корреспондентом Onliner.by Алла Василевич, мать двоих детей, готовящаяся к усыновлению ребенка.

Алла — программист в одной из минских IT-компаний, но в настоящее время она находится в декрете. На данный момент Алла всерьез задумалась над вопросом усыновления ребенка из детского дома.

— У меня двое сыновей, старшему 16, младшему скоро годик. У нас с мужем у обоих поздний второй брак, и есть желание иметь большую дружную семью. Но вот возраст… Мне скоро 36, а супруг старше на 12 лет. Короче говоря, нарожать кучу своих детей уже проблематично, да дело даже и не в этом. Просто если не мы, то кто? Ждем только, чтобы малыш немного подрос.

У Аллы свой взгляд на патриотизм и формы его проявления.

— Знаете, недавно одна знакомая обронила совсем не модную сейчас фразу: «Надо быть патриотом своей страны». А вот что для этого сделать? Возможно, постараться дать свою любовь и защиту одному «государственному» ребенку, который в этом нуждается, — не самый плохой вариант.

По мнению психологов, в существующей системе коллективного ухода маленькая личность страдает и деградирует.

— Отсутствие тактильного контакта в необходимом объеме замедляет обменные процессы и умственное развитие. Около 90% информации о мире человек получает в возрасте до 3 лет, а бо́льшую часть — в возрасте до 1 года, когда мозг увеличивается в два раза. Поэтому именно в грудничковом возрасте жизненно необходима «развивающая» среда во всех отношениях. Маленького ребенка для его полноценного развития совершенно необходимо укачивать, прижимать к себе, гладить и т. п. При этом он чувствует себя защищенным, спокойным и уверенным. Полноценное развитие ребенка возможно только в контакте с матерью (или постоянно ее заменяющим взрослым), иначе малыш при всяком новом раздражителе испытывает страхи и тревогу.

Наша собеседница всерьез занялась изучением влияния интернатной системы на развитие и взросление детей, растущих без родителей.

— Алла, как, на ваш взгляд, проходит психическое развитие детей в детдомах, с какими психологическими проблемами сталкиваются дети?

— От отсутствия в жизни детей в госучреждениях близких отношений со взрослыми у малышей развивается депривация и госпитализм. Внешне это выражается в раскачивании, сосании пальцев, дети не развиваются — физически имеют малый вес и рост, не чувствуют границ своего тела. У детей низкая познавательная активность и, следовательно, задержка развития, депрессии и частые болезни. У детей постарше разлука с близкими вызывает грубые нарушения поведения. Они становятся подозрительными, недоверчивыми, драчливыми и мстительными.

Безразличие к психическому развитию ребенка, даже если он родился с неплохими задатками, с годами приводит к состоянию, неотличимому от истинной умственной отсталости. И это тотальная проблема системы, которая не решается никакими визитами в дома ребенка, подарками и праздниками. Для нормального развития у каждого ребенка должен быть хотя бы один постоянный человек, который будет посредником между ним и миром. В детских домах так часто меняются лица воспитателей и нянечек, что значимого взрослого нет, ребенок просто не успевает никого полюбить. Так появляется нарушение привязанности. Дети в интернате пронзительно одиноки. Одиноки настолько, что практически у каждого теплое слово, жест, даже просто теплый взгляд вызывают неизбежные попытки завязать отношения глубже, понравиться, привязать к себе.

— Существует мнение, что ребенок, растущий в детдоме, не видит примера нормальной семьи и впоследствии сам оказывается не в состоянии построить крепкие семейные отношения. Так ли это?

— Действительно, еще одна существенная проблема ребенка в детском доме — он не может прожить универсальные роли ребенка, матери, отца, бабушки, дедушки, которые видит в семье родной ребенок. У него нет моделей поведения и представлений об этом. Поэтому большой процент детдомовских детей, вырастая, тоже отдают своих детей в детский дом. Подготовить ребенка в детдоме к будущей взрослой жизни в семье удается лишь с успехом, равным успеху в обучении танцам слепого человека. Не живя в семье, не зная и не видя, что такое семейный уклад, вряд ли можно позитивно смоделировать свою будущую полноценную семейную жизнь, даже если тебя окружают «крутые» предметы домашнего обихода.

— Алла, с какими еще социальными трудностями приходится сталкиваться «государственным» детям?

— У детей, живущих на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция («я сирота, мне все должны»), нету бережливости и ответственности. В результате этого формируется цинично-потребительское отношение к обществу. Проблема также в тщательно культивируемом чувстве ущербности. Ах ты бедненький, сирота — и сразу предлагается некая компенсация (льготы, подарки, жалость) как плата за несчастливое детство.

Сначала это ребенком воспринимается дико. Затем к таким вещам привыкают, а вот после, если не получают того, что должны, начинают требовать. На выходе из детского дома воспитанники часто выбирают место, где их будут продолжать организовывать, опекать и давать все готовое. Существует большой риск найти такое место за колючей проволокой. Поэтому так важно, чтобы ребенок не задерживался в казенном доме надолго, а находил свою семью.

— Многие семьи опасаются брать к себе приемных детей из-за боязни плохой наследственности. Мол, вдруг алкоголиком или наркоманом вырастет. Насколько обоснованны эти опасения?

— Плохая наследственность — самое универсальное объяснение любым трудностям, возникающим в процессе воспитания ребенка, тем более усыновленного. И самое опасное. Наследственная предрасположенность оказывает определенное влияние на характер ребенка. Но при формировании его личности гораздо большее значение имеет среда, в которой он растет, и воспитание, которое ему дается. Ведь гены — это только потенциал, а уж как его реализовать, зависит только от условий жизни.

Нам не придет в голову спросить у только что родившей женщины: «А ты не боишься, что твой ребенок станет алкоголиком, как твой дедушка (дядя, брат, папа)?» Так почему же такой вопрос людям часто хочется задать усыновителям?

К тому же статистика говорит в пользу обратимости «плохих генов». Сегодня в семьях белорусских усыновителей воспитываются более 7 тыс. усыновленных детей разного возраста. Ни один из них не состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, не демонстрирует проявлений отклоняющегося поведения.

Также хочу привести высказывание бывшего главы корпорации Apple Стива Джобса, который был усыновлен в младенчестве: «Я верю, что качества человека определяются его окружением, а не наследственностью».

— Что бы вы могли посоветовать тем, кто пока сомневается, брать или не брать ребенка в свою семью?

— Дети должны расти в семье. И не важно, как они в эту семью пришли. Просто иначе они не смогут нормально жить в обществе, когда станут взрослыми. И если вас посетили мысли о принятии ребенка в свою семью — не отметайте их из страхов и сомнений или из-за несогласия близких. Возможно, вы просто еще недостаточно готовы или недостаточно информированы.