Журналист Onliner Александр Чернухо: один художник возбудил целое министерство. Вы серьезно?

26 788
10 октября 2019 в 14:15
Автор: Дмитрий Корсак

Журналист Onliner Александр Чернухо: один художник возбудил целое министерство. Вы серьезно?

Автор: Дмитрий Корсак
Александр Чернухо — журналист Onliner. Считает, что в белорусском культурном пространстве есть проблемы куда важнее, чем табличка на лобке художника. Искренне верит, что однажды чиновники обратят внимание и на них.
Министерство культуры обиделось. Обиделся не конкретный человек, а бесплотная инстанция — череда кабинетов, кодексов, решений, постановлений, в которых отсутствует человеческий фактор. Но обиделось министерство на конкретного человека — да, он в одиночку возбудил целое ведомство и спровоцировал бюрократическую процедуру. Если вы не в курсе, я расскажу вкратце. Художник Алексей Кузьмич выпил таблетку виагры, поместил в область лобка табличку с надписью «Министерство культуры», на руках написал фразу «Со всем согласен» и появился в таком виде на открытии выставки в Национальном центре современных искусств. Этим он обидел Центр современных искусств, Министерство культуры, спровоцировал обращение в милицию и появление официальной бумаги из НЦСИ с требованием извиниться публично. 

Когда мы думаем про инстанцию с гордым названием «министерство», мы представляем себе что-то очень большое, монументальное и всеобъемлющее — колосса, который растопчет каждую мелюзгу, попавшуюся на пути. Но теперь мы выяснили, что это чуткая и ранимая структура, где тоже работают люди, и эти люди могут увидеть какой-то потаенный смысл в табличке с названием места их работы, закрепленной не в том месте. Хотя могли бы обернуть всю эту красоту в свою пользу: например, представить себя крепким дееспособным органом приличных масштабов. Или рассказать, что эта акция наглядно показывает участие структуры в рождении новых шедевров и форм культурной жизни. В общем, проявить фантазию.

Но на самом деле, очень хорошо, что Министерство культуры наконец-то обиделось на происходящее в сфере культуры. Ведь никто из чиновников этого ведомства не обижается на то, что средняя зарплата работников культуры в январе—июне этого года составила 574,3 рубля до уплаты налогов. Никто не обижается на то, что пламенная речь министра про осуждение практики запретов концертов каким-то таинственным образом исчезает с сайта министерства и никто не знает, куда она подевалась. Но один художник, устроивший безобидную акцию, которая вряд ли нарушает даже общественный порядок, оказался последней каплей и разрушил миф о том, что Минкульт — это самая невозмутимая структура из тех, с какими вам приходилось иметь дело.

Кто-то заметит, что акция Кузьмича — это безвкусица и министерские работники имеют полное право быть обиженными. Но послушайте… Министерские работники каждый раз с довольными улыбками сидят в зале на мероприятиях вроде Национальной музыкальной премии и радостно хлопают в ладоши, слушая околесицу под фонограмму. Никого из них не оскорбляет чудовищного качества эстрада, набухшая от отравы трехаккордовых мотивов. Этих министерских работников не оскорбляет выставка пластиковых фигурок, преподносимых как уникальное явление. Такие вещи могут оскорблять нас, но министерство здесь демонстративно ни при чем. Наоборот, оно оказывает поддержку и одобрительно кивает: «Молодцы, продолжайте».

Если я все правильно понимаю, по версии министерства, есть правильная и неправильная культура. Культура, которая соответствует неким идеологическим принципам и задачам, и культура, на которую можно обидеться. Можно посчитать ее неправильной и неуместной, причиняющей ущерб деловой репутации.

Кстати, про деловую репутацию. Позиция Национального центра современных искусств тоже показательна. Сначала перечитайте название этого центра, а теперь вообразите: НЦСИ осуждает действия художника, НЦСИ отмечает, что акция не была согласована, НЦСИ считает художника посредственным. Выглядит так, словно Национальный центр современных искусств сначала предложил весьма посредственному художнику поучаствовать в выставке, которую организовал, а потом сам поразился посредственности этого художника. И не только поразился, но и осудил сделанное им.

Решительное осуждение — это феноменальное явление в мире современного искусства. Именно так в прогрессивном обществе и сражаются с серостью и посредственностью: осуждают так, чтобы было видно и слышно везде. Смотрите, это посредственность! Ату ее, ату! Директор НЦСИ сообщает, что такие акции — это давно не новость. Что такое чуть ли не каждый месяц случается в Третьяковке и на Западе. Так отчего же тогда все так возбудились? От вида обнаженного тела? Или от таблички с надписью «Министерство культуры»? Или от элегантного сочетания этих двух вещей?

Акция Кузьмича закончилась бы ровно в тот момент, когда он надел бы штаны. Мы уже давно обсуждаем не ее, а реакцию государственных органов на безобидный и очень скромный поступок. Обсуждаем смехотворную обиду, обсуждаем смехотворную попытку откреститься от художника, попытку наказать его обращениями в милицию, угрозами подать в суд. Акция продолжается уже неделю. И это заслуга далеко не художника. Это заслуга государственных институтов культуры (красиво звучит, правда?), которые живут в выдуманном мире и искренне верят, что культура — это когда правильно, нравится и согласовано со всеми инстанциями. Представляет ли интерес акция художника Кузьмича? Определенно. Хотя бы потому, что вот такие элементарные вещи способны возбудить не только обывателя, но и толпу чиновников.

Читайте также:

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook и присылайте свои истории и размышления. Самые яркие из них могут стать темой для следующей колонки!

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by