Фешен-эксперт Янина Гончарова: белорусские дизайнеры все чаще становятся жертвами fashion-пиратов

17 950
189
11 сентября 2018 в 7:25
Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак . Фото: Александр Ружечка, Даниил Анохин

Фешен-эксперт Янина Гончарова: белорусские дизайнеры все чаще становятся жертвами fashion-пиратов

Янина Гончарова — руководитель международного форума моды Belarus Fashion Week. Креативный руководитель агентства «Открытый подиум».
Подумайте, сколько придется работать юристам по всему миру, чтобы патентовать каждую модель одежды. По сути, это невыполнимая задача. По этой причине в Неделях моды «большой четверки» до сих пор участвуют самые крупные и известные дизайнерские марки. Им точно не нужно работать на имя. Их задача — показывать каждый сезон свои разработки, чтобы все остальные стали последователями модного тренда, основоположниками которого они выступили. При этом понятно, что уже в ближайшие дни после показа весь мир буквально утонет в подделках. Главное, что все будут знать, у кого можно купить оригинал.

В основном авторы не хотят соглашаться с копиями, которые не только подрывают репутацию некачественными подделками, но и уводят хорошую долю прибыли. Хотя на этот счет у экспертов бытует мнение, что крупным игрокам мировой моды выгодно существование подделок по ряду идеологических причин, а может даже и финансовых. Есть мнение, что продажи подделок дизайнерских вещей премиальных марок — дело прибыльное даже для самих «пострадавших». Неужели вы поверите, что уличных продавцов известных брендов так сложно поймать за руку? Ведь производятся такие товары точно в хорошем цеху. Покупая их, мы все-таки смотрим на качество. А эффект от рекламы, невзирая на то, подделка это или оригинал, вообще оценить сложно.

Но что там великие — у нас в Беларуси иногда разворачиваются баталии не менее интересные, чем те, которые мы можем наблюдать на fashion-олимпе. Не всегда дело доходит до судебных разбирательств, но прецеденты случаются все чаще.

Иногда обвинения в плагиате действительно высосаны из пальца. Ведь практически все, что можно было придумать в моде, уже давно придумано — от революционного короткого черного платья Коко Шанель до уникальной модели сумки Йоджи Ямамото, которые известны на весь мир.

Остальное всего лишь стилистическое разнообразие и упаковка в «бренд». Да, именно за слово «бренд» люди готовы платить. За выслугу лет авторов мы готовы покупать наряды от Алены Горецкой или Ларисы Балуновой, так как дизайнеры гнут свою fashion-линию уже более 20 лет и нам это нравится. Такие бренды уж точно не обвинишь в плагиате, они делают ту одежду, которую мы любим.

В любом случае нужно думать о будущем, чтобы твоя дизайнерская разработка не стала продуктом fashion-пиратов. Как в ситуации с Иваном Айплатовым. Белорусская мода не знает ни одного официального примера того, чтобы иностранный капитал выкупил разработку made in Belarus с таким желанием, как это произошло с медвежатами Aiplatov (сумки в виде боксерской перчатки с мордой плюшевого медведя). Патентуй дизайн и получай результат.

Или, к примеру, Павел Панаскин также претендует на то, чтобы изобретенные им «узелки» — декорирующие элементы, которые с первого взгляда отличают его сумки (а знающие люди не сомневаются в его авторстве), — были защищены от копий. Дело, как известно, еще на рассмотрении, но пока процесс идет, молодые авторы используют этот элемент в своих моделях, предлагая сумки с «узелками» за куда меньшую цену, чем дизайнер — изобретатель Panaskin.

Так как fashion-пираты все чаще заглядываются на продукцию белорусских дизайнеров, нашим авторам также приходится страховаться, начиная с защиты авторского права на территории Беларуси.

В случае с дизайнером Светланой Пинтел дело обстояло куда хуже. Почти вся коллекция, опубликованная в социальных сетях и на сайте бренда, была продублирована в коллекции детской одежды торговой марки Dolce Vita.

В этом случае вина оказалась легко доказуемой: есть эскизы, техническая документация и факт публичного размещения в сети изделий со стороны Pintel. И попавшая в западню дизайнерского пиратства руководитель Dolce Vita Мария Ужастова, работающая с недобросовестными дизайнерами, с достоинством признала вину бренда. Эта история закончилась подписанием мирового соглашения, что демонстрирует желание обеих сторон цивилизованно решить конфликтную ситуацию.

Но стоит отметить, что защита авторского права, особенно в моде, — это как раз та сфера, в которой очень легко переусердствовать и превратить борьбу за чистоту в фарс. Это, например, понимает редактор Vogue Italia, которая заметила на одном из показов Belarus Fashion Week в пальто дизайнера подкладку Prada и всего лишь деликатно уточнила: это редкий случай или наша белорусская практика?

Использование одной и той же уникальной итальянской ткани в коллекциях 3-4 дизайнеров в один сезон — это сегодня частый случай. И невооруженным глазом специалист увидит, чья ткань использована в коллекции автора, купившего на стоке эксклюзивный итальянский материал, тем более сейчас, когда все размещается в открытом доступе в интернете.

Уважение вызывают дизайнеры, которые не стремятся к масштабированию и копированию, а создают свои авторские модели с уникальным принтом, как это делает Марина Давыдова и экобренд Historia Naturalis, а также многие другие белорусские авторы. В данном случае работает прием «лучше меньше, да лучше и качественнее».

Как руководитель «Белорусской палаты моды», я вижу, что впереди интересное время, когда вопрос авторских прав в fashion-индустрии будет становиться все более актуальным, а значит, наверняка будут «скандалы, интриги, расследования», и, вероятно, их масштаб и накал будут нарастать. Очень хочется, чтобы такие потрясения белорусская мода переживала цивилизованно — без «охоты на ведьм».

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак . Фото: Александр Ружечка, Даниил Анохин