Предприниматель Андрей Ерёмин: за десять лет перепробовал двадцать направлений бизнеса, и только некоторые из них сработали
159
24 апреля 2018 в 8:00
Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Малиновский
Предприниматель Андрей Ерёмин: за десять лет перепробовал двадцать направлений бизнеса, и только некоторые из них сработали
Андрей Ерёмин — предприниматель, один из создателей студии бескаркасной мебели meshkova. Работать на себя начал в 20 лет, в 23 создал производство, взяв в напарники родителей. Семейный бизнес оказался вполне успешным, хоть и весьма сложным на старте.
Я пытался начать свое первое дело около десяти лет назад, мне тогда было двадцать. С этого времени регулярно слышал от пессимистов: «Строить малый бизнес в Беларуси невозможно», но вопреки этим утверждениям наша маленькая компания продолжает расти. Я уверен, что проблема не в том, что государство не дает развиваться инициативным предпринимателям (хотя определенные сложности существуют). Беда в том, что очень часто у начинающих бизнесменов руки опускаются до того, как они найдут свою нишу и пройдут первые обязательные шаги на пути роста своего дела от микростартапа до более-менее осмысленного и налаженного бизнес-процесса.

Прошедшие десять лет, набитые шишки и порой нерационально потраченное время помогли мне сформулировать для себя определенные принципы, которые позволяют предпринимателю-производственнику выживать в Беларуси. Возможно, вы увидите в истории рождения нашего дела себя и скорее заметите ошибки и поправите «баги».

Признаюсь, когда все начиналось, времена для меня были суровые… Настолько, что искал деньги на то, чтобы купить билет на общественный транспорт. В студенческие годы и сразу после окончания института приходилось работать одновременно на двух-трех работах. Порой просыпался утром и некоторое время приходил в себя, вспоминая, кто я сегодня? Системный администратор? Тестировщик? Помогаю перекупам с авторынка продавать машины в интернете? Протягиваю кабель для локальных домашних сетей? И так по списку всю неделю без выходных.

Так сложилось, что обеспечивать свои «хочушки» мне пришлось самостоятельно: родители ресурсом для этого не располагали. Наверное, еще и поэтому я постоянно искал, где можно заработать. Проект с креслами возник около семи лет назад. Родители подарили мне на день рождения кресло-мешок — такая мебель была тогда еще в новинку и очень пришлась по нраву как мне, так и друзьям, которые заходили в гости. Захотел поставить рядом второе кресло, но решил сэкономить и сделать его самостоятельно, как говорится, голь на выдумки хитра. Моя мама по профессии инженер-технолог швейного производства, поэтому проблем со снятием мерок, раскройкой и пошивом не возникло. Изучил в интернете вопрос с наполнителем. Все получилось.

Ну а дальше появились друзья и соседи, которые «тоже такое хотели». Сделав еще несколько экземпляров нового продукта, мы быстро поняли, что нащупали нишу. В итоге оказались одними из первых, кто начал производить такие изделия на белорусском рынке. На тот момент себестоимость составляла порядка половины от розничной цены (конечно, очень высокая маржа). Продав около десятка кресел, я получил деньги, заработать которые раньше мог только за полмесяца. (Сегодня, когда цены упали, а на рынке развилась высокая конкуренция, рентабельность, конечно, значительно уменьшилась).

Бизнес начали вместе с родителями. Наш первый цех (а одновременно офис, склад и шоу-рум) занимал площадь 40 «квадратов». Взяв в долг у знакомых и собрав по заначкам $2 тыс., мы купили профессиональную промышленную швейную машинку. Попросили у родственника, занимавшегося мебелью, и он соорудил нам закроечный стол. Родители взяли на себя направление одноразовой спецодежды, я более экзотическое — кресла-мешки. Представляете: одной швейной машины тогда хватало, чтобы покрыть начальные потребности двух «стартапов».

С момента появления первого кресла-мешка в нашем доме до открытия мини-производства прошло три-четыре месяца. Думаю, что оперативность в принятии решений очень сыграла нам на руку и стала первым фактором, который позволил делу успешно стартануть. Мы, что говорится, попали в струю, количество заказов стабильно увеличивалось. Даже продавая двадцать кресел в месяц, уже удавалось оплачивать аренду и наращивать производство, расширять ассортимент.

При всем при этом первый год я сам развозил заказы, сам выбирал ткани и доставлял их на производство, сам отвечал на телефонные звонки потенциальных покупателей. По моему разумению, тогда это позволяло значительно сэкономить. Но самой главной причиной была все-таки боязнь делегировать кому-то свои полномочия. Я очень опасался, что наемный сотрудник не справится с работой, не сделает так, как мог бы сделать ее я. И в итоге начались «тормоза». Я просто зашивался, не успевая справиться с обрушившимся потоком дел.

Однажды, совсем обессиленный, я поделился своими бедами с товарищем, который к этому моменту был уже намного более опытным бизнесменом. И он дал мне совет, который стал вторым фактором роста моего маленького бизнеса: «Научись доверять людям». Понимая, что зашел в тупик и особого выбора нет, я решил действовать. Это оказалось очень правильным решением.

Мы нашли швею, курьера, менеджера по продажам, а освободившееся время я посвятил развитию своего дела. Первое время было очень много ошибок буквально на всех стадиях бизнес-процесса, но именно они помогли все отшлифовать и настроить. В итоге я начал замечать, что система вполне может какое-то время работать даже без моего участия.

Сегодня наш маленький бизнес — это 300 квадратных метров производственных и складских площадей, более 20 человек в штате, своя служба доставки, менеджмента.

Уже давно кресла-мешки превратились из основного источника заработка в один из работающих бизнесов. Есть и другие. И вот, третьим фактором, который, на мой взгляд, влияет на надежное развитие малого бизнеса в современных реалиях Беларуси, является многовекторность. Конечно, буду честен: если бы я нашел идеальный канал «купи-продай», который бы стабильно приносил хорошую прибыль, то вполне вероятно, что даже не начал бы чесаться в поиске альтернативных способов заработка. Но мы занимаемся производством, а это интересный, но очень тонкий по своим настройкам вид бизнеса. Спрос на твою продукцию может упасть так же стремительно, как когда-то вырос, на рынок активно выходят новые игроки в твоей нише, которые отчаянно демпингуют.

Поэтому мы всегда в поиске идей. С одной стороны, нам просто любопытно пробовать новые направления, с другой — часто они выстреливают. Причем порой с момента рождения идеи до ее реализации проходит месяц-два! Так, мы готовимся уже в следующем сезоне полностью освоить выпуск оригинальных тюбингов, параллельно разрабатываем линейку особенных столиков на подушках для ноутбуков, запустили проект по производству детских вигвамов. Надо оговориться при этом: далеко не все, что придумали и даже запустили в производство, оказалось успешным начинанием. Но мы понимаем, что только в поиске новых ниш мы сможем гарантировать выживаемость бизнеса в будущем.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Малиновский