«Съесть это не соглашаются даже за деньги». Побывали в кафе с самой острой лапшой в мире

12 511
16 октября 2025 в 8:00
Автор: Дарья Коско. Фото: Максим Малиновский, архив героя.

«Съесть это не соглашаются даже за деньги». Побывали в кафе с самой острой лапшой в мире

Автор: Дарья Коско. Фото: Максим Малиновский, архив героя.
Выиграй модный аэрогриль! Покупай в приложении с доставкой Príme и получай шанс выиграть аэрогриль Roome

С лета в Гродно работает заведение, которое позиционирует себя как библиотека рамёнов. Только вместо книг здесь стопки… лапши, больше 50 видов. Причем приготовить ее можно на месте. Но не залить горячей водой, как в изобретательные студенческие годы, а сварить на специальном агрегате. Побывали в «Джонго», чтобы опробовать модную в Азии технологию, которая теперь доступна и в Беларуси.

«В Корее автоматы для рамёна ставят даже в парках» 

Открыл кафе гродненский блогер Олег Тарасенко. В разговоре с нами он сразу же признается: идею подсмотрел еще в 2014 году во время отдыха в Таиланде. Там процесс приготовления лапши прямо в магазине абсолютно никого не удивлял. Потом у предпринимателя вместе с бывшей женой были магазины азиатских продуктов — тема вызывала у покупателей интерес. И стало понятно: формат можно докручивать.

— В России есть предприниматель Сергей Лебедев. Он открыл сеть ресторанов корейской еды Chikо (один из них, кстати, есть в Минске) и сеть рамённых самообслуживания Kono. Я на него давно подписан и наблюдал за развитием его бизнеса. Думал, что хочу в Беларуси продвигать эту тему. Так что на саму идею я вышел еще полтора года назад, но никак не мог найти нужное оборудование. Даже с поиском специальной посуды были проблемы — в Беларуси ее вообще не продают, — делится Олег.

По словам предпринимателя, пока других заведений с такой же концепцией в Беларуси нет. Магазины азиатских «вкусняшек» — да, заведения с разными национальными кухнями — тоже да, а вот рамённая самообслуживания одна. К слову, сам Олег уже думает об экспансии на Минск. Возможно, даже в этом году.

— Мне очень много людей пишут с просьбой рассказать, как открыть такое место. Говорят, что хотят сделать это в своем городе. Но извините, это конфиденциальная информация. Я и сам хочу открывать рамённые в других городах, — улыбается Олег. — Формат франшизы — другое дело. Но для начала нужно самому выработать систему и все красиво упаковать.

При этом предприниматель предсказывает: уже через год-полтора зоны приготовления рамёна будут появляться в больших сетевых супермаркетах. В России — это уже практикуют в сети «Магнит».

Вообще появилась идея рамен-баров в Южной Корее. Основа концепции — полное самообслуживание. Чаще всего в таких кафе вообще нет работников. Покупатель выбирает саму лапшу, топпинги к ней и без помощи персонала несколько минут ее варит. Самые популярные топпинги — яйца, сыр, ростки бобов, зеленый лук, рыбные палочки или мясо. То, что не нужно дополнительно готовить. Оплата обычно происходит через автомат или кассу самообслуживания.

Выбор покупателей
умный чайник, 1800 Вт, объем 1.7 л, терморегулятор, Xiaomi Mi Home, цвет белый
Выбор покупателей
2400 Вт, объем 1.7 л, цвет красный
2200 Вт, объем 1.7 л, подсветка, цвет прозрачный/серебристый/черный

 Такие рамен-бары есть как в спальных районах, так и на самых оживленных улицах города. Нередко автоматы для приготовления рамёна устанавливают прямо в парках, чтобы можно было устроить пикник с горячей лапшой. Также уголки с кипятком есть во многих круглосуточных магазинах шаговой доступности. Но в таких местах обычно нет специального оборудования и гораздо меньше выбор лапши и начинки к ней.

Что касается самого рамёна, то он пришел в Корею из Японии, где был адаптацией китайской пшеничной лапши. Но разница между корейским и японским раменом значительная. В Японии это обычно свежеприготовленное с нуля блюдо, в то время как в Корее так называют преимущественно лапшу быстрого приготовления, которую варят дома или в кафе.

Особое распространение она получила после Корейской войны, когда страна переживала тяжелые времена и нуждалась в дешевой и сытной пище. Первый корейский рамён выпустил бренд Samyang Foods в 1961 году — до сих пор он остается одним из самых популярных на рынке. Изначально никто не думал о том, что его можно есть в кафе — все заваривали его исключительно дома. Но с ростом достатка в обществе стали появляться заведения, где рамён готовили и подавали свежим.

Сейчас такая лапша с несколькими видами топпинга обойдется в Сеуле не дороже 4000 вон — меньше 10 рублей.

«Вся острота только в соусе. Можно сделать лапшу абсолютно нейтральной»

Что насчет цен в Беларуси? Чтобы выяснить это, для начала прогуляемся по магазину. Вся лапша распределена по четырем категориям: не острая, средне-острая, острая, и отдельный стенд выделен под бренд Buldak. С корейского это название переводится как «огненная курица». И не спроста: это линейка очень острых корейских раменов от той самой компании Samyang Foods. Она известна во всем мире, благодаря экстремальному вкусу и вирусным челленджам в соцсетях.

Запустили бренд 13 лет назад. Считается, что идея возникла у сотрудницы отдела продаж компании Samyang, которая заметила, как люди в ресторане едят острую курицу, испытывая одновременно «наслаждение и боль». В период разработки она настаивала, что продукт нужно сделать максимально острым. И… план провалился. Покупатели посчитали рамён неприемлемо-острым. Однако ситуацию изменил тренд в соцсетях Fire Noodle Challenge: люди записывали ролики, как едят самую острую лапшу, ничем ее не запивая. Это и принесло бренду славу. К концу прошлого года в мире было продано 6,6 миллиардов упаковок Buldak.

В белорусской раменной самая продаваемая лапша тоже от этого бренда. Главный бестселлер — вкус «Карбонара». Еще в списке лидеров сырная, сыр-курица и острая курица. Но, как рассказали нам сотрудники заведения, последний вариант белорусы обычно не берут — не выдерживают:

Та самая лапша, которая считается одной из самых острых в мире

— Вся острота зависит от соуса. Если просто сварить лапшу, она будет нейтральной. Всю упаковку соуса мы не рекомендуем сразу добавлять. Лучше пробовать по чуть-чуть. Но конечно, есть те, кому нравится ядреный вкус. Лапша от соуса сразу становится такой насыщенно-красной, что уже по одному ее виду все понятно. Для самых больших любителей у нас есть дополнительные острые соусы на столах.

Курица, свинина, говядина, даже креветки вряд ли могут удивить белорусов. А вот у лапши со вкусом кимчи, жареного кунжута или бобового соуса еще есть шансы. Что касается добавок, то все тоже довольно привычно: разные виды сыра, копченые яйца, бекон, колбаса. Из общей картины выбиваются разве что корни лотоса и тофу.

Цена за саму лапшу — от 5 до 9 рублей. Каждый вид топпинга еще 1-2 рубля. В итоге приготовить себе обед можно примерно за 10-15 рублей. Кстати, скидочная карта выглядит как корейский паспорт, при желании в нее даже можно вклеить свое фото.

Помимо лапши в магазине собраны и другие азиатские товары. Напитки в формате желе, чипсы со вкусам свежего огурца, колы или меда, морские водоросли, соевое мясо. Кстати, на него охотятся почти так же активно, как на Buldak.

Самый дорогой товар на витрине — праздничная упаковка лунных пирогов. Это традиционный китайский десерт, который готовят и дарят близким на Праздник середины осени. Пироги стоило бы назвать, скорее, пирожными. В диаметре они всего 10 сантиметров. Теста почти нет, в основном только начинка — сладкая паста из бобов или семян лотоса. Часто в центр добавляют желток соленого утиного яйца, который и символизирует ту самую луну. 

По просьбе постоянных клиентов в ассортимент добавили настоящий корейский кимчи, тофу, корейское мороженое и даже получили лицензию на продажу соджу – в этом году напиток как раз начали выпускать белорусские предприятия.

«Позвонил на корейское производство, чтобы рамёноварку мне сделали по-другому»

Приступаем к самой готовке. Сейчас в заведении есть несколько рамёноварок. Возле каждой — инструкция с четырьмя вариантами приготовления. От блюда больше напоминающего вок до полноценного супа. Выбора режима влияет на количество воды и время варки: в среднем 3-4 минуты. В идеале, лапшу нужно периодически помешивать , а топпинги добавить уже в самом конце.

За саму возможность готовить платить не нужно, только за посуду — по 2 рубля. Мисочки не простые, а с фольгированным днем. По словам Олега, раздобыть их было отдельным квестом.

— Я изначально привез 1200 таких тарелок. Не знал, как пойдет. Думал, недельки на 2-3 мне их хватит. В итоге они все ушли за 5 дней. И нам даже пришлось на время закрыться. Ждали, пока их удастся доставить. Поставщики одноразовой посуды в Беларуси их в принципе не продают.

Технику привезли из Кореи. Если попытаться максимально упростить, то рамёноварка — это кипятильник с точным контролем времени и температуры, который готовит лапшу без участия человека. В первые дни после открытия поток клиентов был таким, что плитки не выдерживали и буквально требовали периодического отдыха.

— Оборудование достаточно хрупкое. Когда возрастает интенсивность готовки, оно может ломаться. А запасных частей нет. Все нужно заказывать из Кореи. Благо, технологии позволяют, чтобы посылки приходили довольно быстро. Я даже звонил на местное производство, чтобы мне изготовили эти варочные панели не из пластика, как было задумано, а из оргстекла. И они все сделали.

К открытию я купил две рамёноварки. И одна почти сразу же полетела. Пока мы работали в тестовом режиме, люди были недовольны из-за очередей. Теперь у нас в зале их три. Когда я привез нашим ребятам рамёноварку в ремонт, они сначала вообще не понимали, что это такое и как с этим быть. Смотрели как на диковинку. В итоге некоторые запчасти пришлось везти аж из Владивостока. Было непросто.

По словам Олега, каждая рамёноварка стоит чуть больше трех тысяч белорусских рублей.

Теперь пару слов о гостях. Изначально предприниматель рассчитывал на белорусскую публику. Первые два месяца прогнозы оправдывались. Но с наступлением сентября оказалось, что к рамённой особый интерес питают иностранные студенты. Подтверждаем: днем в среду в зале были исключительно гости из других стран.

— Я думал, что большая часть иностранных студентов приезжает учиться в Минск. Но оказалось, что в Гродно тоже довольно большие общины. Много индийцев, пакистанцев, китайцев. А они все как раз обожают острое. Индийцы, например, обычно не едят мясо, поэтому для них это хороший вариант сытного перекуса. Недавно приглашали нас на национальный праздник с выездной торговлей.

Специально для общения в зале есть целая стена, на которую можно клеить стикеры. Сотрудники признаются, что сначала немного сомневались в идее: ну кто будет таким заниматься? А сейчас регулярно приходится докупать все новые упаковки цветных листов.

— Иностранцы в восторге. Они постоянно оставляют записки, что хотят познакомиться или найти того, кого видели здесь раньше, оставляют свои ники в соцсетях. Да и просто пишут что-то милое. А еще у нас есть дерево желаний, на котором можно оставлять записки с мечтами. Раз в полтора месяца мы будем случайным образом выбирать одну — и исполнять. 

Рассматриваем его поближе. Кто-то хочет много Лабубу, кто-то — коньки для ребенка, кто-то — отправиться на море, а кто-то — много любви. Вдруг организаторам под силу и это?

Еще одна неожиданная категория гостей – те, кто чересчур весело провел предыдущий вечер. В народе место даже получило прозвище «кафе Похмелин». Все из-за мнения, что на следующий день после избытка алкоголя для улучшения самочувствия нужно съесть горячий, жирный и острый суп.

«Предложил съесть лапшу на спор – все отказались»

Олег признается, что к открытию заведения его подтолкнула и собственная страсть к азиатской культуре. Еще в университете он писал курсовые работы на эту тему. По образованию наш собеседник историк. Отрицать любовь к азиатской кухне тоже вряд ли выйдет — он сам успел перепробовать практически все виды лапши из «библиотеки». Но ту самую остроту, за которой гоняются многие, так и не понял.

– У меня как-то был спор с друзьями. Я взял очень острый вид лапши и предложил: если кто-то осилит всю порцию, подарю денежный приз. Никто не съел, потому что это настолько остро, что без многолетней привычки просто невозможно есть. Тебя будто сжигает изнутри. К счастью, уровень остроты легко регулировать количеством соуса.

В планах у предпринимателя поехать на большую выставку, посвященную еде, в китайский Гуанчжоу в начале ноября. А еще — попутешествовать по Корее, где он пока не был.

— Хочу увидеть своими глазами, как все, чем мы занимаемся, выглядит там. Думаю, тогда будет легче переломить стереотип, что рамён — это что-то дешевое и некачественное, просто «топливо». Как за него можно заплатить 9 рублей? На самом деле, в Корее крайне строгие правила на пищевых производствах и очень высокое качество продуктов. Если это паста, то только из твердых сортов пшеницы. Поэтому ее и нельзя заливать кипятком — обязательно варить, даже если вы забираете упаковку домой. Нужно 5-7 минут поварить в кастрюле. 

Вообще мне рамённая чем-то напоминает наши белорусские кафетерии. Купил, разогрел, сел и поел горячее. Да, формат чуть измененный. Но суть та же. Думаю в будущем расширить ассортимент того, что можно приготовить.

Пока же в «библиотеку» добавили только культурную программу – проводят кинопоказы дорам и концерты.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от ДЖОНГО | РАМЁННАЯ САМООБСЛУЖИВАНИЯ | ГРОДНО (@djongo_grodno)

мультиварка, объем 5 л, покрытие чаши антипригарное, мощность 800 Вт, 10 программ
Выбор покупателей
мультиварка, объем 2 л, покрытие чаши керамическое, мощность 350 Вт, 8 программ, пароварка
мультиварка/рисоварка, объем 4 л, покрытие чаши антипригарное, мощность 935 Вт, 8 программ, пароварка

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by