Журналист Onliner.by Денис Логунович: почему я перестал верить в магию Tesla?

01 декабря 2017 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Владислав Борисевич

Журналист Onliner.by Денис Логунович: почему я перестал верить в магию Tesla?

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Владислав Борисевич
Денис Логунович — журналист Onliner.by, специализирующийся на обзорах новых автомобилей. Последние 7 лет посещает все крупные автосалоны и автомобильные презентации. Провел не один десяток тест-драйвов, исколесив всю Европу.
3 апреля 2014-го. В редакционном чатике короткое сообщение: «Приехала. Спускайся». Первая встреча с Tesla Model S отпечаталась в моей памяти не хуже первого поцелуя, первого полета на самолете или первой загрузки купленного в кредит компьютера в далеком детстве. Это была настоящая магия. На парковке собрались переполненные любопытством коллеги. Да и случайных прохожих яркий красный электромобиль притягивал как шатер с бесплатной дегустацией сыра на Дне города. Тогда я был уверен: вот он — автомобильный бренд будущего! Не было ни малейшего сомнения, что Tesla «порвет» рынок, а крупнейшие автомобильные концерны падут, повторив судьбу Nokia. Но после последней презентации Илона Маска в магию Tesla я больше не верю. Хотя искренне желаю им удачи. 

Начнем с того, что самая продаваемая на данный момент Tesla — Model S — уже давно не воспринимается как «автомобиль будущего». Машину начали разрабатывать более 10 лет назад, а публике «Эску» показали в 2009-м — тогда еще Auto.onliner.by в помине не было. Внешность Model S никогда не была «прорывной». Да, красивый и стильный автомобиль, но на дороге воспринимается просто как очередная новая модель. По внешнему виду даже не скажешь, что машина стóит как представительский Mercedes. Наклей логотип Mazda — никто не поймет подвоха (к слову, дизайнер Tesla, Франц фон Хольцхаузен, раньше работал в Mazda). Некоторые ДВС-машины выглядят более футуристично.

Перейдем к салону. Планшет вместо консоли с клавишами выглядел «будущим» лет пять назад. Сегодня, во-первых, многие поняли, что отсутствие физических клавиш — это не самое удобное для водителя решение, и, во-вторых, хватает других автомобилей с крупными сенсорными экранами, в том числе вертикальной раскладки (например, Volvo). Интерьер Tesla, давайте будем объективны, выглядит достаточно дешево относительно стоимости самой машины. А на фоне новых Porsche Panamera, Audi A7 или Range Rover Velar еще и устарело. Нет, правда! Загляните в салон Velar. Вот он — «салон будущего»! Скажете, автопилот? Ну полосу и дистанцию держал еще Passat B6, а перестраиваться сам может и Mercedes E-Class.

По-хорошему, Tesla Model S должна была сменить поколение года полтора назад, но этим пока даже и не пахнет. Калифорнийская компания не играет по правилам других производителей и предпочитает демонстрировать публике очередные обещания, а не автомобили. У Tesla на «две с половиной» серийные модели пять анонсированных новинок, которые неизвестно когда появятся в продаже. Громкая и пафосная презентация Model 3 прошла в начале 2016-го. Тысячи людей сделали предзаказ (заплатив $1000!) и больше года ждут «бюджетную» Tesla. При этом старт полноценного производства Model 3 уже несколько раз переносился. По последним данным, первые клиенты получат «тройку» в марте. Посмотрим.

В принципе, задержку Model 3, как и отсутствие второго поколения Model S, можно понять: компания по автомобильным меркам молодая, а создание модели с нуля требует времени и огромных средств. К тому же Tesla была занята налаживанием работы гигафабрики. Но мне лично трудно понять, зачем проводить очередную «презентацию обещаний», если на свет еще не вышли предыдущие анонсы? Очень похоже на то, что грузовик SEMI и Roadster II демонстрировались инвесторам, а не клиентам. Электрический тягач абсолютно оторван от реальности и в таком виде не сможет появиться на рынке. Roadster якобы оснащен батареей рекордной емкости (аж 200 кВт·ч!) и может проехать 1000 км на одном заряде. Разгон до сотни — 2 секунды. Все это красиво, но непонятно, когда машина попадет на рынок. Да и не пустят такую «двухдверку» на дороги: взгляните на руль, он больше похож на штурвал самолета. Сертификацию не пройдет ни в одной стране. То есть на последней презентации не показали ни одной серийной новинки. При этом заказывать их уже можно! За Roadster, кстати, придется внести сразу 50 тысяч долларов.

Кроме того, Tesla Motors абсолютно не похожа на бизнес. Ведь бизнес — это деятельность, направленная на получение прибыли. Илон Маск же уверяет, что строит будущее, а не пытается заработать на электрокарах. Итальянский предприниматель Серджио Маркионне, управляющий концерном Fiat-Chrysler, считает, что из Tesla невозможно сделать прибыльный бренд в обозримом будущем. А бывший вице-президент GM Боб Лутц заявил на днях, что, по его мнению, Tesla «вряд ли доживет до 2019 года». И это слова не людей с улицы или «диванных аналитиков». Это слова тех, кто делает автомобильную историю.

На данный момент электромобиль Tesla все еще представляет собой дорогую игрушку. Но люди с любым доходом с энтузиазмом следят за деятельностью компании Маска. Они хотят увидеть в Tesla долгожданный лучик надежды на новое будущее в застоявшемся автомобильном мире, где ничего кардинально не меняется десятилетиями. Я тоже с энтузиазмом обновляю новости и рассматриваю рендеры будущего пикапа Tesla. Жаль, что вижу я чаще красивые цифры и обещания, а не реальные машины. И еще: зачем создатели электрического тягача Tesla называют цифры разгона этой машины до сотни? Его собираются продавать детям?

Для того чтобы не казаться занудным ретроградом, добавлю, что я не считаю Tesla «пузырем, который вот-вот лопнет». Это не ё-мобиль и не «любительский проект» какого-нибудь управленца из африканской страны. «Теслы» ездят и активно набирают популярность. Американская компания строит огромное количество зарядных станций по всему миру, и все они исправно работают, позволяя многим владельцам Tesla передвигаться практически бесплатно. Компания развивается и смогла расшевелить сегмент электромобилей, который, кажется, уже стали забывать. Единственное, что в этой истории смущает лично меня, — это слишком громкие обещания, которые ни разу не были исполнены в срок или хотя бы с небольшой задержкой.

Читайте также:

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by