Журналист Onliner.by Дмитрий Корсак: о хамстве и здоровой агрессии

22 140
01 сентября 2017 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Александр Ружечка

Журналист Onliner.by Дмитрий Корсак: о хамстве и здоровой агрессии

Дмитрий Корсак — журналист Onliner.by. Ведущий рубрики «Мнения».
В Беларуси случилось событие месяца. Женщину, нахамившую в аптеке провизору, вызвали в суд для того, чтобы дать оценку ее поведению. Могли наказать по статьям «Оскорбление» и «Хулиганство» — оштрафовать и даже арестовать. Понятно, что дела о хулиганстве и оскорблениях судьи разбирают каждый день. Уникальность конкретно этого случая заключается в том, что полная видеозапись произошедшего стала достоянием общественности, которая, по сути, уже приговор вынесла: «Виновна».

Почему этот случай получил такой резонанс? В первую очередь потому, что «дама с собачкой» оказалась квинтэссенцией того, с чем приходится нередко сталкиваться большинству из нас: напористая, хамоватая агрессия, которая в подавляющем большинстве случаев сходит тому, кто ее проявляет, с рук. Конфликт может произойти в поликлинике, очереди в магазине, салоне автобуса или вагоне электрички… Сценарий будет в большинстве случаев приблизительно одинаков: зачинщик скандала громко, с вызовом заявляет о себе, на кого-то набрасывается. Свидетели происходящего начинают что-то внимательно разглядывать на потолке или в экранах мобильного телефона. Далее два классических варианта развития событий. Скандалист может «давить» жертву, пока та не перестанет трепыхаться, и, вытерев об нее ноги, с чувством превосходства удалиться. Или же жертва окажется зубастой, и конфликт перерастет в большой скандал (порой с рукоприкладством). Понять, кто прав, а кто виноват, в итоге будет очень сложно, потому как в адрес обоих участников (а, как правило, и всех окружающих) будет сказано столько, что впору не милицию вызывать, а наряд экзорцистов.

Так вот. Мы в подавляющем большинстве случаев просто не умеем переживать подобные конфликты нормально, я бы сказал, правильно. А ситуация с аптекой в Витебске стала суперпоказательной: мы увидели, как можно элегантно выйти из положения — сохранить человеческое лицо и жестко наказать скандалиста. Причем провизор аптеки оказался дважды джентльменом, предупредив посетительницу, что все происходящее записывается, но это не остановило женщину. Предполагаю, что после она об этом горько пожалела.

Будет ли женщина позволять себе подобное в дальнейшем (вне зависимости от решения суда)? Гарантировать, что огласка стала панацеей, нельзя, но я практически уверен, что в следующий раз она внимательно осмотрится — есть ли в помещении видеокамера. А так как камеры сейчас установлены везде, где только можно, то есть вероятность, что по крайней мере в общественных местах не будет спичей о серьге в ухе, стоимости животных и прочих неприятных сравнений. Еще вопрос: как сделать так, чтобы остальные любители хамства поумерили свой пыл? Наверняка количество подобных случаев начнет уменьшаться пропорционально тому, как часто возмутителям спокойствия будут давать отпор.

Я подчеркиваю, что призываю к цивилизованному решению вопроса, которое не подразумевает никакого повышения голоса и уж тем более мордобоя. Да они и не нужны. Несколько раз наблюдал, как сильные духом, уверенные в себе люди тихо и без спешки морально скручивали в бараний рог горлопанов. Поверьте, это зрелище было похлеще самой громкой словесной перепалки. Практически любые вопли и оскорбления прекращаются просьбой позвать охрану или администратора, желанием сделать соответствующую запись в книге замечаний и предложений. В конце концов, если голосистый оппонент не успокаивается, можно просто вызвать милицию. Для кого-то подобное поведение может показаться проявлением слабости, мол, неужели самостоятельно разобраться нельзя? Тогда задайтесь вопросом: чего вы действительно хотите — наказать хама или проверить крепость своих голосовых связок и эффективность хука слева?

Лично для себя я в уме очертил рамки так называемой здоровой агрессии (этот странный термин придумал только что сам). Находятся они как раз посередине между жаждой дать в морду и желанием промолчать, униженно потупив глаза.

Здоровая агрессия по своей сути подразумевает простое уважение к себе, отказ проглатывать хамство и оскорбления в свой адрес и, что самое главное, твердое намерение довести решение возникшего вопроса до логического конца. Что это за логический конец? Как минимум получение извинений со стороны хамившего, если для кого-то этого мало — можно потребовать денежной компенсации в суде.

Здоровая агрессия подразумевает здоровые, не направленные на нарушение общественного порядка и оскорбление других людей реакции. Даже если очень хочется кого-то оскорбить, и он этого, говоря по правде, заслуживает.

Быть человеком цивилизованным и обладающим здоровой агрессией сложно. По большому счету все, что связано с цивилизацией, на первых порах непросто. Но в итоге это максимально эффективно, как оказался эффективным диалог провизора и «дамы с собачкой».

Возвращаясь к этому случаю, хотелось бы отметить еще один момент. Мой знакомый высказал мысль, что есть профессии, которые априори подразумевают повышенный порог терпимости, например кассиры, официанты, журналисты… Мол, их задача — обслужить, продать, получить информацию, несмотря ни на что. В рамках разумного, конечно. Эти рамки, допустим, могут в себя включать повышение голоса, переход на ты, иронию, граничащую с хамством, и т. д. Вы согласны?

Я — нет. Во-первых, потому что тогда мы становимся на один уровень с желающими нахамить провизорам аптек (ведь не идут такие люди срывать свою злость на тренерах по вольной борьбе). Провизорам, официантам, горничным хамят именно потому, что есть уверенность, что они обязаны терпеть это в силу своей профессии. Во-вторых, я с трудом представляю себе ситуацию, что психически здоровый человек на рабочем месте проглотил хамство, а затем, покинув офис, дал бы цивилизованный отпор. Нет. Проглотив на работе, он практически наверняка оторвется на улице по полной — за себя и за того парня. Принцип сообщающихся сосудов сработает. Самое время вновь вызывать наряд экзорцистов.

Возникает логичный вопрос: что делать? Я не юрист, не психолог и не представитель органов охраны порядка, которые наверняка смогли бы дать несколько толковых советов. Считаю лишь важным один раз, лично для себя, прочертить жирную линию, с одной стороны которой будет «терплю», а с другой «наказываю», — для того чтобы в стрессовых ситуациях не мучиться выбором, достаточно ли поведение агрессора хамовато, или надо еще подождать накала страстей. Этот момент в конфликтах всегда очень важный, и надо иметь в голове четкое понимание границ вашего личного пространства.

Ну и конечно, наказывать хамло надо цивилизованно. Потому как давно доказано, что мордобой никого не учит, лишь плодит мордобой. А ор, соответственно, приумножает вопли оппонента по экспоненте. Ну это уже банальности, мы их все понимаем, цивилизованные же люди.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Александр Ружечка
Без комментариев