Журналист Onliner.by Андрей Новиков: кто-то должен остановить зарвавшихся дизайнеров — они портят хорошие вещи

21 октября 2016 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак

Журналист Onliner.by Андрей Новиков: кто-то должен остановить зарвавшихся дизайнеров — они портят хорошие вещи

Автор: Дмитрий Корсак
Андрей Новиков — корреспондент Onliner.by. Обладает обостренным, но своеобразным чувством прекрасного. Кривится, глядя на то, что миллионы считают красивым: на изящную пенопластовую лепнину, золоченые пуговицы, пышные шторы, ансамбль «Золотое кольцо». Только еще более обостренное чувство самосохранения до сих пор мешало ему открыто восстать против «красивостей». Но всему есть предел.
Полезное английское слово «проектировщик» обросло чудовищными значениями. Дизайнерами себя провозгласили какие-то, ей-богу, вредители. Нет, наверняка бывают нормальные дизайнеры, хорошие, добрые. Они создают смелую одежду, придумывают крутые интерьеры и дурацкие принты для футболок. Эти святые люди нас сегодня не интересуют. Текст посвящен фанатам «жутких розочек», которые способны хорошую вещь погубить одним отточенным движением. Они проникли во все сферы. Это они уродуют города «багатыми» офисами банков, добавляют фруктовые наполнители в мороженое и пришивают повсюду «кружавчики».

Я обычно не ношу пижаму. (Не знаю, зачем вам эти интимные подробности, но поживите-ка теперь с ними!) А недавно показали мне картинку и лишили сна. Хочу теперь семье купить такую же полосатую робу — на случай если задумаю начать репрессии. Там семейство полосатиков и прибившийся ребеночек демонстрируют изделия одной из белорусских трикотажных фабрик.

На самом деле в каталоге фабрики много любопытных вариантов. Манекенщицы уже хорошие, но надо двигаться дальше. В советские времена там шили немаркое прочное белье, сейчас где-то раздобыли китайские краски и (в рамках модернизации) машинку для страз. Теперь нельзя, чтобы она простаивала. Производители твердят, что все строго по ГОСТу: чистый хлопок и модные тенденции. Про ГОСТ, скорее всего, правда. Тем более необычно, что люди каждый день приходят на работу и целую смену вот так поступают с квадратными километрами хорошего полотна.

Стремление испортить хорошую вещь — важное качество «дизайнера». Повторюсь, не имеет значения, идет ли речь об одежде, архитектуре или кулинарии. Если уж купили итальянскую линию по вышиванию дурацких узоров, надо что-то делать.

У «дизайнеров» есть определенные правила. Например, стеклянный угол банка должен быть скошен. Или извилист. Лучше и то и другое, без хлеба. На мебели — обязательно золотая полоска по периметру. В квартире — гаденькая пенопластовая лепнина по потолку. По краю пуговицы должен идти золотой ободок. И так далее.

Я не забуду, как дрожали губы пожилого плиточника, который делал нам ванную. Мы ему отдельным кощунственным указом запретили класть прекрасный декоративный бордюрчик. «Нехристи…» — шептал он.

Был я как-то на предприятии, которое выпускает фарфоровую посуду. Там после обжига в специальной печи наружу выезжают по транспортеру шикарные белые чашки, тарелки и прочие штуки. Они красивы, аж светятся изнутри (без шуток). А потом эту красоту схватили какие-то люди и поволокли на страшной тележке в художественный цех! Я бросался под колеса, заламывал руки, но оформители, глумясь и хохоча, все разрисовали лютыми цветочками… Ладно, не бросался, струсил. Но кто-то посмелее должен это остановить!

Тем временем моя коллега с упорством, достойным лучшего применения, на всевозможных днях письменности, дожинках и прочих околонародных праздниках ищет у умельцев простую белорусскую глиняную кружку — шершавую, настоящую. Мыкается как призрак уж который год. Пока не нашла: на тех, что есть, всегда нарисован какой-нибудь нелепый цветочек, они имеют вычурную форму и покрыты глазурью.

Где-то слышал, что дизайнерам платят от выработки. Например, десять узоров для обоев в день — вынь да положь. Шарят по интернету, впитывают, копируют. Некоторые, говорят, сами придумывают все эти блестки и фактуру, что наиболее страшно. Так вот вопрос: нельзя ли как-то лично заплатить дизайнеру, чтобы он хоть пять минуточек посидел спокойно. Не впадал в творческий поиск, поиграл в пасьянс на своем стареньком компьютере. Не пришивал кармашек к футболке, не приделывал стеклянный выступ к зданию банка, не играл шрифтами. Думаю, без этого дизайна (зарплата, материалы, прочие затраты) себестоимость продукта упала бы процентов на 30.

Всегда было интересно, где турки берут полотенца для своих отелей? Чисто белые, без прекрасной вышивки, которой так здорово вытирать лицо, и дурацкой тесьмы по краю. На днях в фирменном магазине одного могучего текстильного предприятия нашей страны искали полотенце. Просто полотенце, без завитух и чтобы не сильно кровоточили глаза. Надо было подарить российским родственникам что-то исконно белорусское. На самом деле, нашли почти без рисунка (ну разве что был какой-то греческий узор) и даже из какого-то реликтового наноматериала. Но для этого пришлось перерыть стопку кислотных образцов.

Вроде бы нет ничего страшного в безвкусных и неудобных вещах. Казалось бы, просто не надо их покупать. Ведь попса тоже имеет право на жизнь, для чего-то же природа ее предусмотрела. Каждый должен иметь право на пелерину с блестками, диван с золотой полосочкой и извилистый потолок с подсветкой… Но не так все просто. Полчища «дизайнеров» выжигают и «украшают» все хорошее вокруг себя. Бывает сложно найти вещь, которая не снабжена вышивкой, «жуткой розочкой» или пластмассовой застекленной башенкой.

Жертвы советского авитаминоза, дорвавшись до украшений и ярких красок, просто объелись. В быту хорошая, добрая женщинка — с ковром на стенке, внуками и борщом, — придя на работу, превращается в монстра и принимается придумывать (не без помощи интернета, если Нинка из бухгалтерии покажет, как включать) рисунок для майки. Так это выглядит по результатам работы.

Что происходит в голове у человека в тот момент, когда он пришивает на изначально хорошие, правильные джинсы декоративную молнию, которая никуда не ведет? Какие древние рефлексы или детские психические травмы заставляют его это делать? Лечится ли это? Специалисты отмалчиваются, а ведь это уже серьезная эпидемия!

Старожилы еще помнят шумиху, возникшую в начале года, когда «ипэшников» заставили сертифицировать импортный ширпотреб. Наш легпром тогда попытался предъявить отечественную замену, организовывал специальные выставки товаров. Было много шума, мы все ждали, что удалые и крикливые торговцы скажут производителям: убого! Но они сетовали на что угодно, но не на дизайн.

Вообще-то некоторые производители привезли тогда вполне достойные на наш обывательский взгляд образцы, но не на взгляд торговцев. Спорить о вкусах бессмысленно — «они так видят». В качестве примера для подражания коммерсанты приводили ширпотреб, который до сертификации тюками закупали в Москве: «Покупатели привыкли к стильному московскому товару».

Мы вряд ли можем повлиять на устоявшиеся вкусы наших торговцев, которые, в свою очередь, лучше знают, что нам хочется носить. Между тем от разных людей я слышал, что они мечтают однажды встретить того кудесника, который создал эту кофточку/игрушку/дом/троллейбусную остановку, взять за большую фигурную пуговицу с золотым ободком и просто заглянуть в душу.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by