Девятнадцатилетний предприниматель Артем Бобр: принцип «гуляй, пока молодой» плодит тридцатилетних нищебродов

23 августа 2016 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков

Девятнадцатилетний предприниматель Артем Бобр: принцип «гуляй, пока молодой» плодит тридцатилетних нищебродов

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков
Артем Бобр — директор по развитию типографии «Донарит». В 16 лет стал предпринимателем. Сегодня учится в БГУ на экономическом факультете.
У подавляющего большинства моих сверстников есть четкое убеждение: пока ты молод, надо отрываться по полной, жить в свое удовольствие, не особо заботясь о будущем. Лишь после института, а чаще уже ближе к годам тридцати, они начинают остепеняться, искать смысл в своем бестолковом существовании, стараются как-то упорядочить жизнь. Тут приходит неприятное осознание, что лучшие годы были потрачены впустую. Отговорка «зато есть что вспомнить» мало утешает, и теперь, когда до кризиса среднего возраста уже рукой подать, приходится все начинать сначала, стартуя, в общем-то, со статуса нищеброда.

Я так жить не хочу. Рассчитываю, что к 30 годам денежный вопрос не будет стоять передо мной вообще, прилагаю к этому все усилия, и отчего-то моя энергичность вызывает у многих молодых ребят недоумение и даже раздражение. И мне кажется, я знаю почему. Сравнивая свою жизненную позицию с моей, они понимают, что во многом проигрывают.

Желание зарабатывать деньги у меня появилось с детства. Помню, в третьем классе папа привозил мне из поездок много сока. Я торговал им в школе после урока физкультуры, причем трубочку к каждому пакетику продавал отдельно. Все телефоны, что покупали мне родители, продавались год спустя дороже. В общем, говорят, что у меня талант продавать.

Я родился в Мозыре, к 16 годам в голове созрела идея небольшого бизнеса — создания единой карты скидок сразу для многих заведений города. Для того чтобы зарегистрировать предпринимательскую деятельность в таком юном возрасте, мои родители подали документы на эмансипацию — признание меня полностью дееспособным до достижения 18 лет.

За первый месяц обошел около сотни компаний и предпринимателей. Практически все ответили отказом. Постепенно понял, что говорить и как преподносить свою идею в лучшем свете, — и дело пошло. В итоге проект был реализован, я заработал вполне приличные деньги, но после от бизнеса пришлось отказаться, так как я поступил в университет и переехал в Минск.

Во время учебы я отправился проходить практику в крупную издательскую компанию. Уже сегодня я работаю там директором по развитию. Должность получил через час после собеседования. Думаю, потому что в отличие от большинства соискателей пришел с уже конкретным планом, что надо менять в бизнесе, чтобы он развивался эффективнее. Судя по всему, мои идеи руководству понравились.

Мне 19 лет, я до сих пор не выпил ни капли алкоголя и не выкурил ни одной сигареты. Лишь один раз был в ночном клубе, куда меня затащили буквально на час (это был самый скучный час в моей жизни). Все говорят, что я ненормальный, что, являясь белой вороной, отталкиваю от себя окружающих. Я же считаю наоборот: ненормально бухать, курить и шляться по клубам, прожигая самые результативные годы своей жизни. Я не пробовал алкоголь, но видел, что он делает с моими сверстниками, как они превращаются в заторможенных апатичных зомби или глуповато восторженных дурачков.

Большинство моих друзей старше меня на 10—15 лет. Общаться с ними мне намного проще, чем со сверстниками. Я верю, что на человека очень влияет его окружение. И меня всегда удивляло, как люди небрежно и бездумно относятся к тем, кто с ними рядом.

Я знаю, что многие выпивают и курят в первую очередь для того, чтобы социализироваться. Но если присмотреться внимательнее, окажется, что вредными привычками грешат подчиненные, а люди, занимающие высокие руководящие посты, как правило, заботятся о своем здоровье. Это значит, что «социализируясь» среди подчиненных, вы все дальше отдаляетесь от тех, кто вершит судьбами компаний. Мне кажется, что это очень глупая стратегия. Кто-то, возможно, скажет, что я призываю к карьеризму. Может быть. Считаю, что в желании подниматься по карьерной лестнице, окружать себя успешными людьми, нет ничего постыдного.

Мне часто говорят: «Ты не умеешь отдыхать». Но я не могу понять, в чем удовольствие залить в себя побольше алкоголя на корпоративе и заснуть за столом. Я не вижу кайфа в неуемном употреблении пива под просмотр футбола. На мой взгляд, отдых должен быть активным, например, любой вид спорта, туризм. А вообще, лучший отдых — это любимая работа.

Я заметил, что многие мои сверстники сдулись уже к своему совершеннолетию. Сами они считают, что огонек в глазах погас потому, что они стали мудрее — так сказать, жизнь побила. Я же уверен, что они просто потухли, погасили в себе восторг и фантазию взрослыми игрушками — никотином, алкоголем. А сейчас прожигают самые свои драгоценные годы жизни, без сожаления спускают их в унитаз.

Беспокоит ли меня, что белорусы много пьют? Отвечу вам честно, и кому-то это, возможно, покажется цинично. Когда пьют в моем окружении, мне неприятно. А то, что наша страна по уровню алкоголизма вышла на лидирующие позиции, для думающих людей — хорошие условия для старта. Потому как конкуренция при таком положении вещей меньше, а выпивающие «каждую пятницу» работники нетребовательны и предсказуемы.

Год назад на Onliner.by писали про 23-летнего российского миллионера Аяза Шабутдинова, развивающего 22 бизнес-направления и управляющего сотнями людей. В тот день я в качестве волонтера помогал в организации приезда Аяза в Минск. Сегодня Аязу уже 24, а значит, у меня есть задел — целых пять лет, за которые я рассчитываю как минимум достигнуть того же, что и он. Считаете, что цели слишком амбициозны? Возможно. Но не зря в одном фильме говорили: «Целься в Луну. Даже если промахнешься, все равно останешься среди звезд».

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by