Преподаватель Анжелика Салонович: вместо того чтобы учить детей, мы беспокоимся, какие штаны на них надеты

30 296
16 августа 2016 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков

Преподаватель Анжелика Салонович: вместо того чтобы учить детей, мы беспокоимся, какие штаны на них надеты

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков
Анжелика Салонович — проработала в школе учителем 15 лет, в том числе и классным руководителем. Сейчас — репетитор по русскому языку центра «100 баллов», в этом году подготовила четырех абитуриентов, которые получили на ЦТ 100 баллов.
Давайте зададимся вопросом: влияет ли каким-то образом на успеваемость учеников то, какая одежда на них надета? Только что я вернулась с занятий, два часа работала с десятью детьми — двумя мальчиками и восемью девочками. На них не было не то что школьной формы, даже одежды делового стиля, на многих можно было увидеть крамольные джинсы (я, кстати, тоже была в джинсах), но это не мешало нам слушать, разговаривать, анализировать, задавать вопросы, выполнять разборы, упражнения. Это яркий пример того, что школьная форма или какие бы то ни было другие ограничения в одежде умственную деятельность у детей не активизируют.

Во времена СССР мальчики ходили в школу в синих костюмчиках, а девочки — в коричневых платьях, и это было чистой воды желание всех унифицировать, причесать под одну гребенку. Но даже тогда стремление детей самовыразиться и сделать ношение школьной формы более приятным было сильнее системы — девочки старались пришить кружевные воротнички, мальчики вешали на лацканы пиджаков значки и закатывали рукава.

Сейчас есть гимназии, в которых пытаются пошить школьную форму абсолютно одного фасона, но, боюсь, это не более чем красивая обертка, которой учащиеся одной гимназии будут отличаться от учащихся другой, где такой формы нет. Деловой стиль одежды требуют и в обычной школе. И уж простите, но мне кажется, что для чиновников вопрос соблюдения дресс-кода важнее, чем вопрос получения качественных знаний.

Судите сами: классного руководителя в последнюю очередь накажут за плохую успеваемость детей, зато он наверняка будет депремирован или получит выговор, если его ученики ходят в школу в «неподобающей» одежде или поголовно не обедают в столовой. Я сама прекрасно помню, как в бытность моей работы в школе по учебным заведениям проводились настоящие рейды, во время которых изучалось, как одеты дети — какие у них штаны, юбки, туфли и ботинки, есть галстуки у мальчиков или нет… Формализм рулит, как сказали бы сами подростки.

Скажу вам даже больше: у по-настоящему хорошего, увлеченного работой педагога, особенно классного руководителя, всегда будет в последнюю очередь заполнен журнал, всегда будут погрешности в написании отчетов, справок, актов, списков и т. п. Потому что у Учителя есть понимание: его главная задача — донести до детей знания, а на это отводится не так много времени. Тратить его на ерунду — неразумно. Говоря честно, невозможно, чтобы все было абсолютно идеально, ибо учителю приходится выбирать между тем, чтобы учить, и тем, чтобы выполнять требования Министерства образования. Формальности, бумажная работа, отслеживание, кто во что одет, кто пошел в столовую, а кто нет, требуют много времени, и его приходится добирать в ущерб учебе.

Мне, возможно, возразят, что в английских школах очень часто дети ходят на уроки в форме, это красивая традиция. Но давайте признаем, что уровень образования в Англии не зависит от того, что носят дети. Он просто есть. Сам по себе. И форма там — не более чем вишенка на торте. На нее смотрят в последнюю очередь, уже после того, как решены все реальные и насущные проблемы.

Еще говорят, что школьная форма и ограничения в дресс-коде помогают нивелировать разный достаток в семьях учеников. Для того чтобы «закрепить» это, можно, конечно, заставить всех детей также купить одинаковые ручки, тетрадки, телефоны, портфели и т. д. Но ведь отношение к человеку должно зависеть не от стоимости его одежды или телефона, а от его нравственных качеств и ума. Ведь главное не форма, а содержание — именно это должны объяснять подрастающему человеку родители. Поверьте, дети далеко не так глупы, и они понимают, что хоть и встречают по одежке, но провожают все равно по уму.

Подводя итоги, скажу: сомневаюсь, что необходимы какие бы то ни было ограничения в форме одежды. Определенные рамки должны установиться сами по себе как результат нормального воспитания детей, и только. А так получается, что мы заворачиваем уже загнивающий фрукт в красивую обертку, надеясь, что его потребительские качества от этого вырастут. Но таких чудес, увы, не бывает. Вместо того чтобы распыляться на красивую ерунду, может, пора уже сосредоточиться на сути — внутреннем содержимом нашего образования: написать качественные и доступные учебники, работать над повышением профессионализма преподавателей, создать интересные программы обучения. А внешние красивости по большому счету, как на параде, никому не нужны, разве что генералам, которые этот парад принимают.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by