Специалист по коммуникациям Анна Шутова: маркетологи не втюхивают, а подстраивают реальность под ваши фантастические ожидания

16 651
11 февраля 2016 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Максим Тарналицкий

Специалист по коммуникациям Анна Шутова: маркетологи не втюхивают, а подстраивают реальность под ваши фантастические ожидания

Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Максим Тарналицкий
Анна Шутова — PR-менеджер с восьмилетним опытом работы с международными и местными брендами, в том числе с Samsung и Heineken. Коммерческий директор портала marketing.by.
Есть такая книга-бестселлер: «Все маркетологи — лжецы». Интернет пестрит статьями «Маркетинг — зло», «Не верьте тому, что вам впаривают» и т. д. Общество относится к профессии маркетолог, мягко говоря, настороженно. Почему? Лично мне кажется, причина кроется в том, что большинство из нас сегодня не хотят нести ответственность за собственный выбор и предпочитают переложить ее на некого абстрактного манипулятора, который якобы делает это за нас.

Но давайте отложим в сторону эмоции и посмотрим на происходящее более-менее беспристрастно. И тогда окажется, что маркетологи — это всего лишь зеркало, отражение наших потребностей. А обвинять их во всех грехах современного общества потребления — все равно что обвинять в этом самих себя. Одна из основных задач маркетологов — сбор и анализ информации о потребительских предпочтениях, проще говоря, о том, что люди покупают, какую упаковку хотят видеть, какие эмоции испытывают, когда берут в руки тот или иной продукт, как они передвигаются по магазину и т. д. Изучив вводные и сделав определенные выводы, маркетологи советуют производству, как эти знания можно использовать.

И уж если смотреть в самую суть работы маркетолога, то окажется, что он заинтересован, чтобы состав продукта был все более качественным. Изучая потребительские предпочтения, мы всегда видим, что, даже выбирая дешевое, люди хотят получить что-то похожее на здоровое, натуральное. Этот вывод очевиден, и его всегда доносят до собственника или руководителя предприятия. И тут уже все зависит от управленца. Если он мыслит в долгосрочной перспективе, то не будет опускаться до уровня производства, где чуточку натурального сырья щедро сдабривают разрыхлителями, консервантами и заменителями вкуса. Сняв «вершки» таким образом, он очень скоро остается без определенной доли рынка.

Можно сказать, что за четверть века белорусы наблюдали несколько стадий развития рынка, и чем больше в этом процессе принимали участие профессиональные маркетологи, тем цивилизованнее он становился. Первая стадия — советское наследие, серые, одинаковые продукты на полках и такой же унылый маркетинг. Вторая — лихие девяностые, когда хлынувший на рынок поток разнообразия отодвинул качество на задний план. Зато маркетинг в эти времена шел на самые смелые эксперименты. Самые безумные рекламные ролики, самые креативные (порой на грани фола) проекты по продвижению продуктов — все это оттуда. Третья стадия — период стабильности, когда производства подтянули до некого приемлемого уровня и они начали работать с ожидаемым качеством; остепенился и маркетинг, став предсказуемым, можно сказать, академичным.

Четвертая стадия зарождается сегодня. Потребитель наелся середнячка по ожидаемо низкой цене, задумался о качестве и уникальности продукта. Доносить эту мысль начал именно маркетинг, который измерил людские «хотелки» и передал производителям, что сегодня в моде хенд-мейд или крафт.

Ручная работа — новое веяние, возвращение к старым традициям и штучный подход к каждому изделию или небольшой партии. Так появляется крафтовое пиво, авторские шоколадные мастерские, мебельные студии и т. д. Конкурировать себестоимостью с массовым производителем они не могут никак, да и не стремятся к этому — цели другие. Крафт и хенд-мейд всегда будут стоить дороже, потому что именно в них вкладывают самые натуральные продукты, личное время мастеров, можно сказать — душу.

Правда, принять тот факт, что бабушкины пирожки, слепленные заботливыми руками и запеченные в настоящей печке на дровах, уже никогда не будут стоить 7 копеек, удается далеко не всем. Масло, которое взбито вручную из молока коровки, пасшейся на лугу, конечно, вкуснее и ближе к тому, что мы когда-то ели у бабушки в деревне. Но себестоимость его производства на порядок выше, чем у того, что выпущено с конвейера молокозавода. А те молокозаводы, что работали по дедовским рецептам и пытались при этом конкурировать с современными технологиями, уже давно канули в Лету, причем похоронил их именно потребитель, который не был готов платить чуть дороже за «традиции».

Поэтому рассуждения о том, что производители испортились и обленились делать качественные вещи, а рынком правит злой маркетолог, — откровенный популизм, не выдерживающий никакой критики при трезвом взгляде на происходящее.

Но мы продолжаем страстно желать чего-то из детства, уверенные, что раньше и трава была зеленее, и солнце светило ярче. Один из последних оплотов старых традиций — рогачевская сгущенка — пока держит позиции и, надеюсь, простоит еще долго, радуя колумнистов. А вот мороженого «20 копеек», «Жигулевского» пива, простите, уже не существует. Вернее, сегодня есть продукты, носящие такие названия, но они имеют очень отдаленное отношение к оригиналу. Изменились ингредиенты, причем на базовом уровне: вода, мука, сахар, да практически все сейчас подготавливается или производится с использованием совершенно иных технологий. Добиться полностью идентичного вкуса и состава невозможно, да и надо ли? Зато можно поманипулировать нашим сознанием, но только потому, что мы сами этого страстно желаем.

И вот тут стóит признать, что маркетологи очень успешно используют нашу ностальгию. Причем это не отечественное изобретение, а известный во всем мире инструмент влияния на потребителя. Считаю, что самый большой грех для маркетолога — подмена понятий. Яркий пример такой манипуляции — «Жигулевское» пиво, которое сегодня варят практически все пивзаводы страны. И заметьте: все — по «классической технологии и рецептам», с «тем самым вкусом». Возможно, часть рецептуры действительно сохранилась, но технологии уже совершенно не те. Немного разбираясь в пивоваренной отрасли, я сообщу вам трагическую новость: последний в Беларуси завод, где пиво варилось по старинке, в открытых бродильных танках (как то самое — «Жигулевское»), относительно недавно закрылся. И стоит признать, что пиво этого завода в последние годы его существования было, мягко говоря, не очень.

Так что не гонитесь за тем самым вкусом, тем более что нередко он — всего лишь иллюзия. Не требуйте от производителей суперкачества по суперцене, а если вам это предлагают, будьте готовы к тому, что на упаковке за мелким шрифтом кроется маленький нюанс. А главное — не вините маркетологов, что они вам что-то втюхивают. Они всего лишь стараются подстроить реальность под ваши, порой фантастические, ожидания.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by